Проекты Александра Хинштейна

Александр Хинштейн об истории России

Новости

Воз­мож­но ли вос­ста­но­вить СССР? Извлек­ли ли мы уро­ки из недав­них ката­строф? Мож­но ли было спа­сти СССР? В отве­те на ряд вопро­сов об идео­ло­гии Рос­сии, о ее исто­ри­че­ской пер­спек­ти­ве и о вос­при­я­тии Запа­дом внеш­не­по­ли­ти­че­ских реше­ний послед­них лет, Алек­сандр Хин­штейн рас­суж­да­ет об исто­рии и исто­ри­че­ском пути Рос­сии, Рос­сий­ской Импе­рии, СССР. Алек­сандр Евсе­е­вич рас­ска­зал, как в про­цес­се созда­ния сво­ей кни­ги «Конец Атлан­ти­ды. Поче­му Путин нико­гда не ста­нет Гор­ба­че­вым» про­ана­ли­зи­ро­вал сот­ни доку­мен­тов и на их осно­ве сфор­ми­ро­вал свой взгляд на исто­ри­че­ские собы­тия кон­ца ХХ века, на пер­спек­ти­ву ее раз­ви­тия, и поде­лил­ся ею со слушателями.

Ска­чать видео

Вопрос: У меня, если поз­во­ли­те, два вопро­са. Пер­вый каса­ет­ся все-таки гео­ло­ги­че­ских пред­по­чте­ний. Вот вы ска­за­ли такую фра­зу, что если будут под­ни­мать сего­дня такие тези­сы, лозун­ги, кото­рые были трид­цать лет назад, то их под­ни­мут на вилы. 

Как мы зна­ем, (это Вы ска­за­ли) трид­цать лет назад объ­еди­ни­лись анти­ком­му­ни­сты раз­лич­ных направ­ле­ний, то есть были анти­ком­му­ни­сти­че­ские лозун­ги про­тив жесто­ких ста­тей кон­сти­ту­ции, про­тив КПСС и так далее, и так далее.Этисилы победили. 

Вопрос такой, исхо­дя из Ваше­го тези­са: не озна­ча­ет ли это, что сего­дня фак­ти­че­ски мы име­ем воз­рож­де­ние Совет­ско­го Сою­за, то есть левая идео­ло­гия и фак­ты сего­дня в Рос­сии побе­ди­ла. Как Вы к это­му отно­си­тесь? Вооб­ще какие у Вас предпочтения? 

Мы пони­ма­ем, что обще­ство сего­дня рас­ко­ло­лось на либе­ра­лов, на пра­вых и на левых. Вот кому бы Вы пожа­ли руку? Либе­ра­лу, кото­рый при­дер­жи­ва­ет­ся тру­дов Айн Рэнд, в част­но­сти, роман «Атлант рас­пра­вил пле­чи» — сво­бод­ные рын­ки, сво­бод­ное обще­ство, либо — лево­му. Вы бы пожа­ли руку,это спра­вед­ли­вое общество,либо традиционалисту,человеку верующему. 

Какие у Вас пред­по­чте­ния с точ­ки зре­ния идеологии? 

И вто­рой вопрос каса­ет­ся внеш­ней поли­ти­ки. Сего­дня люди, нахо­дя­щи­е­ся на высо­ких долж­но­стях, заяв­ля­ют, что после раз­ва­ла Совет­ско­го Сою­за запад­ные парт­не­ры раз­де­ли­ли гео­по­ли­ти­че­ское наслед­ство Совет­ско­го Сою­за, вклю­чая весь Совет­ский блок. То есть дей­стви­тель­но, в Рос­сии очень силь­ны такие настро­е­ния реван­ша? Мы дей­стви­тель­но ущем­ле­ны. Дей­стви­тель­но мы видим, что это одно­по­ляр­ный мир ‚всем надо­е­ло уже. И вот в этом кон­тек­сте идет нагне­та­ние, то есть некая ядер­ная эска­ла­ция, кото­рая при­ве­дет, как мно­гие пред­по­ла­га­ют, к ядер­ной деэскалации. 

Все под­ни­ма­ют став­ки перед пред­сто­я­щи­ми пере­го­во­ра­ми или перед пред­сто­я­щей вой­ной. Лозун­ги идут от это­го ядер­но­го шан­та­жа и так далее. Но как Вы дума­е­те: Запад в бли­жай­ший год дрог­нет перед этим ядер­ным шан­та­жом по ана­ло­гии с Кариб­ским кри­зи­сом, усту­пит ли Запад спра­вед­ли­вым чая­ни­ям Рос­сии вос­ста­но­вить спра­вед­ли­вость в мире? 

Спа­си­бо.

Алек­сандр Хин­штейн: Вы мне мно­го сра­зу вопро­сов зада­ли в одном вопро­се. Я поста­ра­юсь на них отве­тить и жела­тель­но покороче. 

Пер­вое. Когда я гово­рю о том, что те лозун­ги, с кото­ры­ми поли­ти­ки высту­па­ли трид­цать лет назад, их сего­дня под­ня­ли на вилы, я имею в виду, конеч­но же не все лозун­ги, но наи­бо­лее попу­ляр­ные. Напри­мер, «Хва­тит кор­мить Москву!». 

Я напом­ню, что в кон­це 80‑х годов про­тестное дви­же­ние, кото­рое раз­ви­ва­лось, оно раз­ви­ва­лось в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни по сепа­ра­тист­ским подходам. 

Я напи­сал боль­шую кни­гу, в этом году она вышла, назы­ва­ет­ся «Конец Атлан­ти­ды. Поче­му Путин нико­гда не ста­нет Гор­ба­че­вым». Посвя­ще­на она как раз ана­ли­зу при­чин раз­ва­ла Совет­ско­го Сою­за. В том чис­ле, я иссле­дую деталь­но с доку­мен­та­ми обсто­я­тель­ства по зарож­де­нию сепа­ра­тист­ских про­цес­сов в стране, в фор­ми­ро­ва­нии народ­ных фрон­тов и все­го осталь­но­го, что с этим связано. 

Так вот, я не могу согла­сить­ся с Вашим тези­сом о том, что объ­еди­ни­лись анти­ком­му­ни­сти­че­ские силы. Нет. Объ­еди­ни­лись, в первую оче­редь, анти­рос­сий­ские силы, анти­со­вет­ские силы, если угод­но. При этом идео­ло­гия, как тако­вая, ком­му­ни­сти­че­ская она или какая-либо дру­гая, в дан­ном слу­чае игра­ла абсо­лют­но вто­рич­ную роль. 

И когда нам гово­рят, что Совет­ский Союз был обре­чен на раз­вал, и это была исто­ри­че­ская необ­хо­ди­мость, это, мяг­ко гово­ря, лукав­ство по одной про­стой при­чине – Совет­ский Союз был искус­ствен­но обра­зо­ван­ным госу­дар­ством, искус­ствен­но раз­де­лен­ным на искус­ствен­ные рес­пуб­ли­ки. Так сло­жи­лось исто­ри­че­ски и это объ­ек­тив­но, что Рос­сия, Рос­сий­ская Импе­рия, Совет­ская Рос­сия, Совет­ский Союз, Рос­сий­ская Феде­ра­ция сего­дня явля­ет­ся абсо­лют­но уни­каль­ным госу­дар­ством, не име­ю­щи­ма­на­ло­гов на пла­не­те и не в силу толь­ко нашей тер­ри­то­рии и пло­ща­дей бес­пре­це­дент­ных по мас­шта­бу, нет. В силу этни­че­ско­го происхождения. 

Дело в том, что Рос­сия един­ствен­ная импе­рия, то есть когда гово­рят, что Рос­сия — это импе­рия — тоже неправ­да, пото­му что есть чет­кие прин­ци­пы суще­ство­ва­ния импе­рии. Любая импе­рия – это в первую оче­редь, экс­плу­а­та­ция цен­тров коло­нии – доми­ни­о­нов, это при­о­ри­тет имен­но цен­тру. Так раз­ви­ва­лись Англия, Пор­ту­га­лия, Гол­лан­дия, Фран­ция – все стра­ны, кото­рые име­ли свои коло­нии. Как пра­ви­ло, там замор­ская тер­ри­то­рия, отку­да они выка­чи­ва­ли все соки, там пра­ви­ли коло­ни­аль­ные чинов­ни­ки и, соот­вет­ствен­но, туземцы. 

Рос­сия – един­ствен­ное госу­дар­ство, кото­рое назы­ва­ют импе­ри­ей, кото­рая, во-пер­вых, не уни­что­жи­ла ни один этнос, кото­рый вошел в состав Рос­сии, в отли­чие от дру­гих импе­рий. Кто такие нем­цы, напри­мер? А куда делись огром­ное коли­че­ство наро­дов, насе­ляв­ших ранее тер­ри­то­рию сего­дняш­ней Гер­ма­нии. Где он там? Где полаб­ский сла­вя­нин, к при­ме­ру? Их нет. Где руси­ны? Их не суще­ству­ет. Куда делись кель­ты в Англии? Нет их, они уничтожены. 

Исто­рия, кото­рую мы наблю­да­ли совсем недав­но, голо­со­ва­ние вокруг Ката­ло­нии, например,за сво­бо­ду или за Шот­лан­дию. Они же очень нагляд­но пока­зы­ва­ют это. Это не толь­ко наша про­бле­ма, это про­бле­ма общемировая. 

Так вот, была стра­на под назва­ни­ем Рос­сия. После рево­лю­ции 1917 года в силу раз­ных при­чин воз­ник­ла необ­хо­ди­мость раз­ви­вать наци­о­наль­ную тема­ти­ку. И, учи­ты­вая, я повто­ряю, уни­каль­ность этно­са, в кото­рую объ­еди­ни­лись един­ство, в еди­ную общ­ность под назва­ни­ем Рос­сия, были созда­ны Союз­ные Рес­пуб­ли­ки. Был раз­ный уро­вень госу­дар­ствен­но­го пред­ста­ви­тель­ства. Вы моло­дые люди, в основ­ном, — здесь и уже не зна­е­те это­го, толь­ко по учеб­ни­кам, что были Союз­ные Рес­пуб­ли­ки, их было 15 штук, был Авто­ном­ный Союз, Совет­ские Рес­пуб­ли­ки, еще были Авто­ном­ные Обла­сти, Авто­ном­ные Округа. 

Так вот, я с пол­ной ответ­ствен­но­стью утвер­ждаю, что это деле­ние носи­ло искус­ствен­ный харак­тер, что боль­шин­ство тер­ри­то­рий, кото­рые сего­дня явля­ют­ся неза­ви­си­мы­ми госу­дар­ства­ми, не име­ли сво­их исто­ри­че­ских, сво­ей соб­ствен­ной исто­рии само­сто­я­тель­ной. Вот, не было госу­дар­ство под назва­ни­ем Казах­стан, не было госу­дар­ства под назва­ни­ем Азер­бай­джан нико­гда и Укра­и­ны нико­гда не было. 

Из 15 Союз­ных Рес­пуб­лик, кото­рые раз­де­ли­лись ров­но по гра­ни­цам сво­ей тер­ри­то­рии, став неза­ви­си­мы­ми госу­дар­ства­ми, толь­ко у несколь­ких в про­шлом было исто­ри­че­ская госу­дар­ствен­ность, у Арме­нии, напри­мер. Но и здесь, каж­дая из тер­ри­то­рий, кото­рая ста­ла само­сто­я­тель­ным госу­дар­ством, эту тер­ри­то­рию соби­ра­ли как кон­струк­тор, границы. 

То есть была боль­шая квар­ти­ра, была обще­до­мо­вая соб­ствен­ность, как мы сего­дня выра­жа­ем­ся. Внут­ри этой квар­ти­ры были пере­го­род­ки, они были не несу­щие, а фанер­ные. Эти пере­го­род­ки пери­о­ди­че­ски пере­дви­га­лись то вле­во, то впра­во. Бац, пере­да­ли такое-то коли­че­ство земель от Казах­ста­на к Узбе­ки­ста­ну. Бац, пере­да­ют Рос­сий­ской Феде­ра­ции Казах­ста­на земли. 

То есть гра­ни­цы пере­хо­ди­ли туда-сюда вплоть до кон­ца 70‑х годов, когда была пред­при­ня­та попыт­ка созда­ния немец­кой авто­но­мии внут­ри Казах­ста­на, про­тив чего тогда высту­пи­ли мест­ные вла­сти и все счи­та­ли, что это еди­ная общ­ность, где… Вот, ты живешь в семье, тебе зачем оформ­лять, что это роди­тель­ская спаль­ня, а вот это дет­ская – у вас все рав­но общая квар­ти­ра. А потом, бац, и это все поде­ли­ли, но воз­ни­ка­ет вопрос: в Совет­ском Сою­зе жило поряд­ка 140 наций народ­но­стей. Из них 22 наро­да име­ли чис­лен­ность выше мил­ли­о­на чело­век. Совет­ский Союз, тем не менее, раз­де­лил­ся на 15 тер­ри­то­рий, опять же, под эги­дой того, со сло­ва­ми, что у наро­да долж­но быть пра­во нации на самоопределение. 

Хоро­шо. У эстон­цев было пра­во на само­опре­де­ле­ние – полу­чи­ли госу­дар­ствен­ность. А поче­му тата­ры не полу­чи­ли госу­дар­ствен­ность? Вот у татар, в отли­чие от тех же самых эстон­цев, напри­мер, или от мол­да­ван, или от укра­ин­цев, у них была своя госу­дар­ствен­ность. Более того, Рос­сия им еще пла­ти­ла дань. По чис­лен­но­сти Татар­стан на тот момент тата­ры были седь­мым наро­дом в Совет­ском Сою­зе, их было боль­ше, чем Союз­ных мол­да­ван, их было боль­ше, чем Союз­ных эстон­цев, и баш­кир было боль­ше, что Союз­ных эстон­цев, и чува­шей было больше. 

Подо­жди­те, то есть эстон­цам мож­но само­сто­я­тель­ность и неза­ви­си­мость, а тата­рам нель­зя. Нет, — гово­рят нам, пото­му что Татар­стан был Авто­ном­ной Рес­пуб­ли­кой, а Эсто­ния была Союзной. 

Подо­жди­те, но вы же сами при­ду­ма­ли эти пра­ви­ла игры. 

Есть очень нагляд­ный пока­за­тель­ный при­мер. Я вам его при­ве­ду, уве­рен, что он вам будет поня­тен. ВДНХ, фон­тан Друж­бы Наро­дов, зна­е­те, там есть? Вот его сей­час отре­мон­ти­ро­ва­ли. Там все зна­ют, навер­но, сто­ят девуш­ки в костю­мах Союз­ных Рес­пуб­лик, сим­во­ли­зи­руя. Каж­дая из них сим­во­ли­зи­ру­ет какую-то Союз­ную Рес­пуб­ли­ку. Сколь­ко там девушек? 

Голос из зала: 16. 

Алек­сандр Хин­штейн: Моло­дец! А поче­му 16? 

Голос из зала: Бол­га­рии нет. 

Алек­сандр Хин­штейн: Нет. А в Бол­га­рии была Союз­ная Рес­пуб­ли­ка когда-то? 

А поче­му 16? Про­сто пото­му что, если бы это было так про­сто, Армян­ское радио не спро­си­ло бы? 

Ответ, тем не менее, хоть и, как я пони­маю, наугад, но вы уга­да­ли. Да, 16, хотя все обыч­но гово­рят 15, пото­му что рес­пуб­лик было 15. 15 госу­дарств обра­зо­ва­лось на облом­ках СССР. 

Но дело в том, что, когда этот фон­тан стро­ил­ся 1954 году, в СССР было 16 Союз­ных Рес­пуб­лик и была такая забы­тая ныне Каре­ло-Фин­ская ССР, обра­зо­ван­ная перед вой­ной, когда мы нача­ли Фин­скую кам­па­нию в 40‑м году. И ‚с точ­ки зре­ния ста­ту­са, она ничем не отли­ча­лась от Укра­и­ны, Гру­зии, Мол­да­вии или Узбе­ки­ста­на. То есть у нее была своя кон­сти­ту­ция, было свое пра­ви­тель­ство, Совет Мини­стров, был свой Вер­хов­ный Совет, свой бюд­жет. И одна из лен­то­чек на гер­бе Совет­ско­го Сою­за – шест­на­дца­тая, была напи­са­на на фин­ском языке. 

Но потом Хру­щев в 1956 году начал выстра­и­вать отно­ше­ния с Фин­лян­ди­ей, пошел навстре­чу фин­ским обра­ще­ни­ям, кото­рых, конеч­но, нали­чие у себя под боком, вто­рой Фин­ской Рес­пуб­ли­ки не радо­ва­ло, ста­тус Каре­ло-Фин­ской ССР пони­зи­ли в одно­ча­сье до уров­ня Карель­ской Авто­ном­ной Рес­пуб­ли­ки в соста­ве Рос­сий­ской Феде­ра­ции абсо­лют­но волюн­та­рист­ским реше­ни­ем, так же, как Хру­щев до это­го пере­вел в 1954 году Крым из соста­ва Рос­сий­ской Феде­ра­ции в состав Украины. 

С точ­ки зре­ния людей, про­жи­вав­ших там и с точ­ки зре­ния госу­дар­ства и в целом, вооб­ще ниче­го не изме­ни­лось. То есть люди, как жили в одной реаль­но­сти, они в такой же реаль­но­сти и сохранились. 

Вот сту­ден­ты, кото­рые учи­лись услов­но в Ака­де­мии Народ­но­го Хозяй­ства до при­со­еди­не­ния его к Ака­де­мии гос.службы с точ­ки зре­ния того, где они учат­ся, да, у них теперь изме­ни­лось назва­ние в дипло­ме, но у них­пред­ме­ты оста­лись те же, пре­по­да­ва­те­ли все те же, ниче­го не поменялось. 

Такая же исто­рия и здесь. Ниче­го не поме­ня­лось. Засну­ли вече­ром в Союз­ной, просну­лись в Авто­ном­ной, но все то же самое и газе­та та же выхо­дит – «Карель­ская прав­да» и в «Союз печа­ти» тоже она про­да­ет­ся, и мили­ци­о­нер такой же сто­ит на углу, регу­ли­ру­ет дви­же­ние. Все то же самое. 

А к 1991 году было бы не то же самое. И «рубль за сто»,если бы Каре­ло-Фин­ская ССР тако­вой и оста­лась, то конеч­но же, она бы отде­ли­лась от Совет­ско­го Сою­за, пото­му что мас­штаб сепа­ра­тист­ских настро­е­ний в Каре­лии было очень высок. Каре­лия была вто­рой Рос­сий­ской Авто­но­ми­ей, в кото­рой про­воз­гла­си­ла свою…приняла декла­ра­цию о неза­ви­си­мо­сти, и там был Карель­ский Народ­ный Фронт, кото­рый дей­ство­вал актив­но в коопе­ра­ции с При­бал­тий­ски­ми Народ­ны­ми Фронтами. 

Вот пока­за­тель того, что все это деле­ние носи­ло про­из­воль­ный харак­тер. Один росчерк пера меня­ет не про­сто гра­ни­цы этих госу­дарств, а опре­де­ля­ет судь­бы сотен тысяч людей. 

Мы, после раз­ва­ла Совет­ско­го Сою­за лиши­лись 24 про­цен­тов сво­ей тер­ри­то­рии. Я гово­рю, что «мы», пото­му что тер­ри­то­рия Совет­ско­го Сою­за – это была тер­ри­то­рия Рос­сий­ской Импе­рии, искус­ствен­но поде­лен­ной в наци­о­наль­ной кле­туш­ке, боль­шин­ство из кото­рой к тер­ри­то­рии ника­ко­го отно­ше­ния не имела. 

Вот Казах­стан суве­рен­ный – из 15 област­ных цен­тров суве­рен­но­го Казах­ста­на 11 – это горо­да, кото­рые были осно­ва­ны и зало­же­ны каза­ка­ми воен­ны­ми или рус­ски­ми пере­се­лен­ца­ми. Зна­чи­тель­ная часть тер­ри­то­рии, кото­рая была отре­за­на Казах­ста­ном, это вооб­ще искон­ные Орен­бург­ские сте­пи. Более того, там с опре­де­ле­ни­ем самих наци­о­наль­но­стей боль­шая нераз­бе­ри­ха, пото­му что, когда изна­чаль­но созда­ва­лось, изна­чаль­но Казах­стан сего­дняш­ний – неза­ви­си­мое госу­дар­ство (не было же в Рос­сий­ской Импе­рии деле­ния на наци­о­наль­ные тер­ри­то­рии, было деле­ние по гео­гра­фи­че­ско­му при­зна­ку (исклю­че­ние толь­ко Фин­лян­дия и Поль­ша). Был Тур­ке­стан, в кото­ром не было раз­де­ле­ния внут­ри, потом его ста­ли наре­зать на какие-то кус­ки и при­чем, тоже деле­ние это тоже шло очень слож­но. Тот же Таш­кент, шла за него борь­ба, давать его каза­хам или отда­вать его узбе­кам, при этом каза­хов на тот момент каза­ха­ми не назы­ва­ли. На тот момент они вооб­ще назы­ва­лись кара­кир­ги­зы, совер­шен­но справедливо.Изначально это была Кара­кир­гиз­ская Авто­ном­ная Совет­ская Рес­пуб­ли­ка в соста­ве Рос­сий­ской Феде­ра­ции. Потом из кара­кир­ги­зов их ста­ли назы­вать каза­ка­ми, не каза­ха­ми, а каза­ка­ми – бук­ва «к».

Я, когда в дет­стве соби­рал мар­ки, у меня была мар­ка серии наро­дов СССР (1932 года это была серия такая) и я никак в дет­стве для себя не мог понять, поче­му это там напи­са­но «каза­ки», то есть мар­ка, каж­дой из кото­рых изоб­ра­жа­ет пред­ста­ви­те­лей наци­о­наль­но­сти и вот там была мар­ка с над­пи­сью «каза­ки» вни­зу, я никак в дет­стве не мог понять, что это за каза­хи такие или каза­ки, кото­рые сидят на фоне юрт, у них ост­ро­но­сые шап­ки, там вер­блюд и толь­ко, уже став взрос­лым, я понял эту исто­рию, что до 1936 года Казах­ста­на как тако­во­го не было. 

То есть была сна­ча­ла Кара­кир­гиз­ская, а потом Казак­ская АССР. 

Воз­вра­ща­юсь, я может, немно­го ухо­жу от вступ­ле­ния в сто­ро­ну сде­лал, воз­вра­ща­юсь к Ваше­му вопро­су. За что сего­дня идет спор и про­тив чего сего­дня я, напри­мер, высту­паю и счи­таю, что дол­жен высту­пать каж­дый разум­ный и здра­вый чело­век? Про­тив повто­ре­ния про­шлых ошибок. 

Речь не идет, как вы гово­ри­те, о вос­ста­нов­ле­нии Совет­ской вла­сти. Нет. Или так, о ком­му­ни­сти­че­ских убеж­де­ний. Левые идеи, при­сут­ству­ют ли они? Да, они при­сут­ству­ют в обще­стве, но я не гово­рил о каком-то жест­ком деле­нии, о раз­де­ле. Но есть вещь, кото­рая для всех долж­на быть еди­ной по под­хо­дам вне зави­си­мо­сти от поли­ти­че­ских устрем­ле­ний. Это целост­ность госу­дар­ства. Вот в этом и есть отли­чие сего­дняш­них настро­е­ний в обще­стве, от настро­е­ний, кото­рые были в кон­це 80‑х. Самая мас­со­вая про­тест­ная акция со вре­мен пере­строй­ки про­шла в 1991 году после собы­тий в Лит­ве, где, яко­бы про­изо­шел а‑ля путч и при таин­ствен­ных обсто­я­тель­ствах погиб­ло 13 литов­ских опол­чен­цев, кото­рых (я по сей день в этом твер­до убеж­ден) рас­стре­ля­ли в резуль­та­те про­во­ка­ции сами же орга­ни­за­то­ры литов­ских собы­тий. То есть ни один из них не пал от рук наших воен­ных и спецназовцев. 

Тем не менее, в Москве тогда про­шла демон­стра­ция, в кото­рой по раз­ным оцен­кам при­ня­ло уча­стие от 400 до 500 тысяч чело­век. И демон­стра­ция эта про­хо­ди­ла под лозун­гом «За нашу, вашу сво­бо­ду!», за то, что При­бал­ти­ка долж­на от Рос­сии отде­лить­ся и позор кро­ва­во­му сапо­гу рус­ско­му, кото­рый импер­ский и топ­чет наши наци­о­наль­ные окраины. 

Сего­дня мы не можем себе пред­ста­вить 500-тысяч­ную демон­стра­цию в цен­тре Моск­вы на Манеж­ной, кото­рая бы выхо­ди­ла с пла­ка­та­ми «Сво­бо­ду Татар­ста­ну!» или «Сво­бо­да яку­там!». Вот это, сла­ва Богу, мы сего­дня пони­ма­ем и да, повто­ряю вновь, мы лиши­лись части сво­их искон­ных тер­ри­то­рий, пото­му что на тот момент рву­щи­е­ся к вла­сти, так назы­ва­е­мые демо­кра­ты, во гла­ве с Ель­ци­ным, были заин­те­ре­со­ва­ны в коопе­ра­ции с эти­ми, так назы­ва­е­мы­ми, наци­о­наль­но-осво­бо­ди­тель­ны­ми дви­же­ни­я­ми. Чест­но потом они гово­ри­ли, я имею в виду демо­кра­тов, о том, что мы под­дер­жи­ва­ли все, что остав­лял центр. На тот момент у всех была еди­ная моти­ва­ция и Ель­цин рас­суж­дал праг­ма­тич­но, что луч­ше он забе­рет 76 про­цен­тов от быв­шей тер­ри­то­рии Совет­ско­го Сою­за, но будет там еди­но­власт­ным хозя­и­ном, еже­ли чем делить трон с Гор­ба­че­вым, но при этом стра­на будет единой. 

Совет­ский Союз, я в этом убеж­ден, мож­но было спа­сти в основ­ных гра­ни­цах вплоть до кон­ца 1991 года. И если Бело­веж­ское согла­ше­ние не было под­пи­са­но, был бы под­пи­сан Союз­ный дого­вор с серьез­ны­ми каки­ми-то огра­ни­че­ни­я­ми, это был бы уже не то Совет­ский Союз, в кото­ром мы жили, но сохра­нить еди­ное про­стран­ство, еди­ную руб­ле­вую зону, еди­ную внеш­не­по­ли­ти­че­скую тер­ри­то­рию (без При­бал­ти­ки, кото­рую, к сожа­ле­нию, к тому момен­ту мы сами же упу­сти­ли), в осталь­ных 12 рес­пуб­ли­ках это было бы совер­шен­но возможно. 

При­чем, обра­ти­те вни­ма­ние, все, так назы­ва­е­мые горя­чие точ­ки, все меж­на­ци­о­наль­ные кон­флик­ты про­хо­ди­ли в тот пери­од и про­дол­жа­ют отча­сти оста­вать­ся какой-то раной, имен­но как резуль­тат мин, кото­рые были зало­же­ны ленин­ско-ста­лин­ской наци­о­наль­ной поли­ти­кой, те ошиб­ки, на кар­те на стар­те боль­ше­ви­ки, к сожа­ле­нью, зало­жи­ли, созда­вая те или иные территории. 

То есть, допу­стим, Кара­бах. Поче­му? Пото­му что насе­лен­ный кре­стья­на­ми Кара­бах, то есть там было боль­шин­ство армян на тот момент вклю­чи­ли в состав мусуль­ман­ско­го Азербайджана. 

В 80‑е годы — это, конеч­но же, за собой повлек­ло собы­тия и послед­ствия, о кото­рых по сей день не закры­то. Про­ти­во­сто­я­ние Азер­бай­джа­на и Арме­нии гру­жен­но­го нет, на тер­ри­то­рии Кара­ба­ха по-преж­не­му оста­ет­ся непри­знан­ной республикой. 

Собы­тия вокруг Абха­зии. Поче­му? Пото­му что мусуль­ман­ская Абха­зия (абха­зы – мусуль­мане), не имев­шая отно­ше­ния к Гру­зии и посколь­ку две этих тер­ри­то­рии вхо­ди­ли в Рос­сию парал­лель­но друг от дру­га и Абха­зия нико­гда не отно­си­лась к Гру­зии, тем не менее, ее в 30‑м году вклю­чи­ли в состав Гру­зин­ской ССР. Опять полу­чи­ли то, что получили. 

То же самое про­изо­шло с Южной Осе­ти­ей, когда раз­де­ли­ли один народ на север­ных осе­тин и на южных осе­тин. Один в один исто­рия При­дне­стро­вья Мол­да­вии. Поче­му? Ров­но пото­му же. В состав роман­ской Мол­да­вии вклю­чи­ли сла­вян­ское При­дне­стро­вье, хотя исто­ри­че­ски эти тер­ри­то­рии тоже не были свя­за­ны едино. 

Собы­тия в Сред­ней Азии – один в один ров­но та же история. 

Нам сего­дня это­го ни в коем слу­чае допу­стить нель­зя, повто­ре­ния, хотя такие попыт­ки есть и пре­це­ден­ты такие тоже, к сожа­ле­нию, созда­ют­ся. И, конеч­но же, оппо­зи­ция сего­дня лише­на воз­мож­но­сти актив­но эти темы дви­гать, пото­му что госу­дар­ство сде­ла­ло выво­ды с допу­щен­ных ранее ошибок. 

Если лозунг, озву­чен­ный Ель­ци­ным в Баш­ки­рии в 1990‑м году «Бери­те суве­ре­ни­те­ты столь­ко, сколь­ко може­те уне­сти!» На тот момент был радост­но все­ми вос­при­нят, то сего­дня даже подоб­но­го рода пред­ло­же­ние уже обра­зу­ет состав уго­лов­но­го пре­ступ­ле­ния. У нас в УКесть новый состав оттор­же­ния тер­ри­то­рии от Рос­сии, сепа­ра­тизм, будем гово­рить про­ще. То есть сего­дня невоз­мож­но (сей­час дам Вам сло­во), что­бы был народ­ный фронт Гру­зии и как это было вче­ра, кото­рый высту­пал под лозун­гом «Сво­бо­ду Гру­зии от Рос­сии! Долой рус­ских захватчиков!» 

В этом смыс­ле госу­дар­ство для себя выво­ды сде­ла­ло и обще­ство в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве сде­ла­ло, но то, что эту кар­ту будут разыг­ры­вать даль­ше и то, что в силу уни­каль­но­сти Рос­сии, рос­сий­ско­го наро­да, где, как я уже ска­зал, объ­еди­ни­лись внут­ри совер­шен­но раз­ные этно­сы, даже внешне непо­хо­жие друг с другом. 

Когда люди при­ез­жа­ют (чтоб закон­чить эту тему). В извест­ный фильм «Мими­но» не вошла фра­за, не вошла сце­на, кото­рую цен­зу­ра выре­за­ла в кон­це, там была сце­на, когда Кика­бид­зе и Мкрт­чян едут в лиф­те гости­ни­цы «Рос­сия» и в лифт захо­дят два япон­ца. Они абсо­лют­но оди­на­ко­вые, два малень­ких, узко­гла­зых, таких с щелоч­ка­ми, и один на дру­го­го смот­рит, по-япон­ски гово­рит и идут тит­ры, смот­рят на высо­ко­го Кика­бид­зе, на малень­ко­го Мкрт­чя­на и один дру­го­му япо­нец гово­рит: «Эти рус­ские все на одно лицо». 

Но объ­яс­нить ино­стран­цу, что обще­го у людей внешне непо­хо­жих, что обще­го меж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми кав­каз­ских рес­пуб­лик и наро­дов Повол­жья, Даль­не­го Восто­ка и Сиби­ри. Что обще­го меж­ду кам­ча­да­ла­ми и каре­ла­ми? Что обще­го меж­ду морд­вой и ингу­ша­ми? Ниче­го за исклю­че­ни­ем одно­го – их всех объ­еди­ня­ет рус­ский мир. Общ­ность, общая исто­рия, рус­ский язык как сред­ство обще­ния, рус­ская куль­ту­ра как базо­вая осно­ва, всех соеди­ня­ю­щая. Как толь­ко мы начи­на­ем выры­вать отсю­да этот стер­жень – все, мы тут же начи­на­ем это дело терять, но ни одна стра­на в мире не заин­те­ре­со­ва­на в оттор­же­нии от себя тер­ри­то­рий и в отрыве. 

Посмот­ри­те, что про­изо­шло в Ката­ло­нии год тому назад. Что там тво­ри­лось на участ­ках изби­ра­тель­ных, когда они хоте­ли голо­со­вать за неза­ви­си­мость. Если бы что-то подоб­ное про­изо­шло у нас в Рос­сии, вы пред­став­ля­е­те себе, каки­ми бы это сопро­вож­да­лось обви­не­ни­я­ми и упре­ка­ми, заяв­ле­ни­я­ми меж­ду­на­род­ной обще­ствен­но­сти, как бы нас осуждали. 

Там нор­маль­но поли­цей­ские при­хо­дят, мест­ная наци­о­наль­ная гвар­дия дубин­ка­ми муту­зят их на участ­ках, не дают голо­со­вать. Это нор­маль­но, это демо­кра­тия. Пото­му что все там пони­ма­ют, сего­дня Ката­ло­ния отде­лит­ся, зав­тра опять шот­ланд­цы вспом­нят, им не хва­ти­ло трех про­цен­тов для того, что­бы про­го­ло­со­вать за свою неза­ви­си­мость. Даль­ше, у них есть исто­рия Север­ной Ирлан­дии у бри­тан­цев, где сего­дня не уби­ва­ют каж­дый день, как это было в сере­дине 80‑х годов, и так дальше. 

Нет моно-госу­дарств как тако­вых, но наша зада­ча общая – конеч­но, сохра­нить это и поэто­му власть, в том чис­ле и жест­ки­ми спо­со­ба­ми, эти вещи пыта­ет­ся пресекать.