ТУ-154 получил разрешение «приземлиться» рядом со знаменитой ракетой-носителем «Союз» в мае, когда депутат Госдумы Александр Хинштейн и губернатор Николай Меркушкин поддержали идею расширения композиции музея «Самара Космическая», сообщает Самара24. Самолет принадлежал генсеку ЦК партии Тодору Живкову и многое в нем осталось с той эпохи.
«Все это укладывается в единое культурное пространство: рядом Фабрика-кухня – будущий центр современного искусства. С точки зрения туристической привлекательности Самары в преддверии чемпионата мира по футболу – это очень хороший проект, и со своей стороны я готов его всячески поддерживать», — заявил Александр Хинштейн во время личного приема избирателей в мае. Тогда к парламентарию с этим предложением обратилась директор музейного комплекса «Самара космическая» Елена Кузина. А буквально на следующий день на встрече Александра Хинштейна с главой региона эта идея получила одобрение Николая Меркушкина.
Автор идеи создания аэрокосмической композиции — начальник музея авиационного завода «Авиакор» Валерий Бальзамов рассказал: «В советское время это был самый массовый пассажирский самолет. Наш завод продал таких 922. В своем время ТУ-154 объединял в себе все самое лучшее: скорость, неприхотливость. Конструкция самолета позволяла садиться даже на шоссе или грунт, что, например, спасло 70 человек в Ижме. Там пилоту хватило полосы длиной 1,2 тысяч метров, при требуемых 2,3 тыс., чтобы посадить машину».
Валерий Николаевич добавил, что, благодаря положению двигателей, самолет нешумный для пассажиров, в салоне поддерживается давление – 1 атмосфера, тогда как у западных аналогов 0,7 атмосферы, что менее комфортно.
Самолет, который «Авиакор» предлагает «Самаре Космической», в свое время перевозил первое лицо Болгарии – генерального секретаря ЦК Болгарской коммунистической партии Тодора Живкова.
Борт 1988 года выпуска. После государственного переворота в 1989 году самолет стоял пять лет в правительственном отряде, пока болгарская авиакомпания не выкупила его.
Машина прилетела в Самару в мае 2013 года. Компания планировала использовать самолет для чартерных VIP-перелетов. Здесь были выполнены работы по программе продления ресурса. Владельцы захотели обновить салон, но у них возникли проблемы с эксплуатацией самолета в Болгарии.
«Там не осталось ни одной компании, которая имеет лицензию на право технического обслуживания ТУ-154. В данный момент они ищут покупателя», — сообщил начальник участка ремонтного цеха ЗАО «Авиакор-сервис» Александр Боряев.
Что касается транспортировки самолета до пр. Ленина, то существуют несколько вариантов, при которых отстыковываются крылья и киль.
Когда отправляли машину в Дубну, ее на трейлере везли на Самарку, откуда на барже отправляли по воде. Для «Самары Космической» планируется доставить самолет по воде до Ульяновского спуска.