Александр Хинштейн провел заседание Комитета по информационным технологиям, на котором были рассмотрены вопросы обеспечения дистанционного обучения школьников и ряд важных законопроектов.
Открывая заседание Комитета, его председатель Александр Хинштейн предложил обсудить актуальную тему — обеспечения образовательным контентом российских школьников на время неблагоприятной ситуации по коронавирусу.
«Это очень правильная и своевременная инициатива…Остаётся техническая сторона вопроса: как довести контент до потребителя? Если эта работа будет быстро построена, мы обеспечим школьников качественными учебными программами на дому», — подчеркнул Александр Хинштейн.
«Мы должны развернуть цифровую платформу, сформировать на ней электронные классы, сделать так, чтобы учитель вёл каждого пользователя по программам — как в обычной школе. Необходима возможность сдачи домашней работы, получение оценок или консультаций с учителем по видеосвязи», — подчеркнул замглавы Министерства цифрового развития России Олег Пак.
Депутатов на заседании интересовало насколько оперативно Министерство готово запустить эту платформу.
Чиновник подчеркнул, что задача сложная, т.к. в школах учат по разным учебникам и региональным программам, поэтому «онлайн-школы» должны в личном кабинете каждого пользователя перенаправлять в уникальный раздел учебных пособий. Именно по этому платформу запустят не сразу, а в течение нескольких недель, чтобы, по возможности, успеть к тому моменту, когда в стране закончатся продлённые весенние каникулы.
«Сейчас у нас достаточно хорошо развита система оказания электронных услуг, портал Госуслуг и система идентификации пользователя, ежедневно 11 млн. человек авторизуется, через электронное правительство для получения тех или иных услуг. Всего на портале услуг, 70 млн. подтверждённых записей. То есть, фактически, система – огромный массив постоянных пользователей уже существует и в этот портал интегрировано 2500 различных ресурсов, которые также работают с этой инфраструктурой»,- заявил замглавы Министерства цифрового развития России Олег Пак.
Подводя итог обсуждения вопроса А.Хинштейн отметил, что, если сейчас, министерствам удастся с участием Комитета Госдумы, при наличии соответствующего парламентского контроля, реализовать задуманное – цифровую дистанционную обучающую платформу, то это безусловно станет очень серьезным вкладом в развитие информационных технологий в стране.
«Мы увидим готовность тех или иных образовательных учреждений к дистанционной работе в регионах и это не только даст возможность открыть обеспечение всех школьников образовательным контентом, но и даст возможность отсеять из образовательного процесса некачественные учебники. Задача Комитетов Госдумы и состоит в координации и налаживании коммуникации между всеми заинтересованными ведомствами и регионами», — заключил Председатель Комитета А.Хинштейн.
Члены Комитета поддержали два правительственных законопроекта, вносящих изменения в Федеральный закон «О связи».
Это Законопроект №767187–7 «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О связи», который существенно сократит общий срок получения разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения и будет способствовать развитию инфраструктуры связи в Российской Федерации.
И Законопроект № 777820–7, который совершенствует систему оказания универсальных услуг связи в Российской Федерации и создает дополнительные условия для оказания современных услуг связи и развития российской инфраструктуры связи в малонаселенных пунктах. Согласно пояснительной записке к проекту, сегодня в стране более 25 тысяч населённых пунктов численностью от 100 до 250 человек до сих пор остаются без современных услуг связи. В соответствие с этим законом жители этих населенных пунктов получат доступ в Интернет, а также услуги подвижной радиотелефонной связи.
«Этот закон поможет улучшить качество услуг связи в сельских районах, а в некоторых случаях обеспечит их появление там. Кроме того, он позволит наконец-то обеспечить собственной связью Крым и Севастополь. Неправильно, когда два субъекта обеспечиваются мобильной связью с сопредельных регионов», — сказал Александр Хинштейн.
Ко второму чтению в документ была внесена важная поправка, согласно которой оператору универсального обслуживания запретят отказываться от заключения договора присоединения сетей связи с другим оператором, отметил зампред комитета Максим Кудрявцев.
«Это хорошая норма, она позволит создать конкуренцию на рынке связи в тех районах, где раньше её не было. Позволит быстрее выводить на рынок современные услуги, повысит их качество, а в перспективе может положительно сказаться на тарифах», — заключил депутат Кудрявцев.
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи вернул авторам законодательной инициативы законопроект № 893620–7 «О государственной электронной почте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с отсутствием Заключения Правительства России. В финансово-экономическом обосновании законопроекта указывается, что потребуются дополнительные расходы из федерального бюджета. Согласно Регламенту Госдумы и 104‑й статьи Конституции к таким законопроектам необходимо Заключение Правительства РФ, которое не было представлено.
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи утвердил положительное заключение на проект федерального закона № 876368–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за размещение (распространение) запрещенной информации о наркотических средствах и психотропных веществах с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Как отметил в своем докладе председатель Комитета А.Хинштейн, суть законопроекта в том, что он предлагает установить усиленную административную ответственность за пропаганду наркотических средств психотропных веществ и наркосодержащих растений с использованием сети Интернет. Законопроект увеличивает размер административного штрафа за неисполнение операторами связи и в сети Интернет ограничений или возобновление доступа к запрещенным сайтам вопреки требованиям Роскомнадзора.
Документом предлагается ужесточить ответственность за пропаганду либо незаконную рекламу наркотиков для иностранных граждан и лиц без гражданства. Кроме того, операторам связи, которые несвоевременно блокируют доступ к онлайн-ресурсам с пропагандой наркотиков, также предлагается поднять штрафы: от 10 до 30 тыс. рублей — для должностных лиц, от 100 до 500 тыс. рублей — для юрлиц, а при повторном нарушении в течение года: для должностных лиц — до 30–50 тыс. рублей, а для юрлиц — до 500–800 тыс. рублей.
В соответствии с поправками максимальные штрафы за пропаганду в интернете наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, а также наркосодержащих растений и новых потенциально опасных психоактивных веществ могут достигать полутора миллионов — для юридических лиц. Также в качестве наказания судья сможет в административном порядке приостановить деятельность юридического лица на срок до 90 суток. В свою очередь, для граждан штрафы в случае принятия законопроекта могут составить от 5 до 30 тыс. рублей.
Хинштейн предложил поддержать эту своевременную и актуальную инициативу Правительства, так как пропаганда наркотиков наркосодержащих средств присутствует в сети Интернет, и любые действенные способы и механизмы борьбы с этим злом необходимо поддерживать.
Последним пунктом повестки заседания рассматривалось заключение на проект Федерального закона № 876381–7 «О внесении изменений в отдельный законодательный акты Российской Федерации в части прекращения оказания услуг связи на территории учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и мест содержания под стражей».
Александр Хинштейн, являющийся одним из авторов этого законопроекта сообщил членам Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, что законопроект направлен на решение очень важной, актуальной проблемы — пресечение незаконного использования сотовой связи в местах лишения свободы, откуда продолжают совершаться преступления с помощью мобильных телефонов. Этот вид преступлений является одним из основных источников поступления незаконных денежных средств в места лишения свободы, — так называемого «общака».
Парламентарий сообщил, что ежегодно в учреждениях ФСИН изымается огромное количество телефонных аппаратов мобильной связи — до 60 тысяч в год. При том, что в местах лишения свободы в учреждениях УИС использование сотовой связи запрещено для всех категорий, не только для самих осужденных, но и для сотрудников этих учреждений, следователей, прокуроров, адвокатов и наблюдателей.
Александр Хинштейн детально рассказал о механизме блокировки, который предлагается законопроектом: начальник территориального органа ФСИН направляет мотивированное обращение в адрес оператора сотовой связи, который обязан будет это обращение удовлетворить. В этом обращении будет указываться номер мобильного телефона и оператор обязан будет его отключить, прекратив оказания услуг связи. На сегодняшний день, отметил Хинштейн, такие оперативные технические возможности у ФСИН имеются и они позволяют точно определить номера телефонов. На прозвучавшее предложение об установки так называемых «глушилок» в местах лишения свободы, Хинштейн ответил, что невозможно четко локализовать площадь их действия (в зону действия неизбежно будут попадать жилые кварталы), и не доказана безопасность системы подавления сигнала мобильных телефонов для здоровья людей.
Комитет по информационной политике информационным технологиям и связи утвердил положительное заключение на данный законопроект.
Завершая заседание Комитета, Александр Хинштейн сообщил, что 9 апреля в Росгвардии запланировано совместное заседание двух Комитетов Госдумы — по безопасности и противодействию коррупции и информационной политике, информационным технологиям и связи.