На заседании рассматривался пакет законопроектов, касающихся сферы исполнительного производства. Эта тема близка каждому, так как любой, даже самый законопослушный гражданин, при отсутствии должного уведомления может попасть в поле действия исполнительного судопроизводства.
При исполнении своих полномочий приставы в ходе принудительного исполнения судебных решений часто обращают взыскание на все средства, находящиеся на счетах должника, не имея возможности сразу выявить их происхождение. При этом, часть этих средств относятся к доходам, охраняемым законом. Авторы инициативы в пояснительной записке отмечают, что такие ситуации возникают потому, что судебным приставам неизвестны источники поступления средств на счет должника и их назначение.
Законопроектом № 223147–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» ограничивается возможность обращения взыскания на денежные выплаты социального характера. Так за должником, согласно тексту законопроекта, сохраняются доходы в размере не менее величины прожиточного минимума, установленной в субъекте РФ для соответствующей социально-демографической группы населения на момент принятия решения о взыскании. Цель закона — обеспечить «справедливую неприкосновенность минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении».
Для практической реализации этих положений в проекте закона предусмотрено создание специальных социальных банковских счетов, куда будут зачисляться лишь те средства, на которые нельзя обращать взыскание. Зачислять на эти счета другие средства будет нельзя. Более того, банкам будет сразу запрещено исполнять постановления судебных приставов в случае, если средства, находящиеся на счете должника, относятся к перечню доходов, запрещенных к взысканию. А для уполномоченных органов и организаций за несоблюдение новых требований о перечислении средств социального характера на специальный банковский счет будет предусмотрена административная ответственность. Штраф может достигать 50 тысяч рублей. Банки тоже будут штрафовать за совершение ими операций по специальным счетам, проведение которых не допускается законом об исполнительном производстве. Максимальный размер штрафа парламентарии предложили установить в 1 млн рублей.
Проектом закона №347157–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» освобождает от исполнительного сбора в 7% должников, в случае примирения сторон, в результате которого кредитор отзывает исполнительные документы из ведомства судебных приставов.
Законопроектом также ограничивается сам размер исполнительского сбора, который взыскивают с должника. Сегодня, если должников несколько, 7% от общей суммы взыскивают с каждого, согласно же законопроекту эти 7% должны быть разделены между всеми должниками. Также появляются основания для освобождения от взыскания исполнительского сбора – это участие гражданина, против которого обращено исполнительное производство, в государственной программе социальной помощи.
Таким образом, должники, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и проводящие реструктуризацию долга совместно с кредитором, иногда с участием государства (в рамках реализации государственных программ помощи заёмщикам, попавшим в трудную жизненную ситуацию), то есть за счёт бюджетных средств, выделяемых на помощь гражданам, должны быть освобождены от взыскательных мер и исполнительного сбора в том случае, если взыскатель долга сам отказывается от взыскания долга (например, после подписания мирового соглашения или соглашения об отступном, или при реструктуризации долга путем участия в государственной программе помощи нуждающимся гражданам).
Комитет также рассмотрел законодательную инициативу по увеличению суммы требований по исполнительному документу с 30 до 60 тысяч рублей , при неисполнении которого применяется ограничение на выезд из Российской Федерации. Были заслушаны статистические данные, содержательный доклад представителя Федеральной службы судебных приставов, из которого следовало, что в настоящее время нет необходимости повышать порог сумм, а необходимо стабилизировать законодательную базу на существующем уровне. При этом очень важно продолжить работу по улучшению программного взаимодействия службы судебных приставов, других связанных структур с пограничной службой для того, чтобы должники могли оперативно гасить долг непосредственно в зоне прохождения паспортного контроля и информация об этом учитывалась в режиме реального времени.
Александр Хинштейн отметил социальный характер законопроектов, которые безусловно улучшат положение всех, и в первую очередь социально-незащищенных слоев населения.