Проекты Александра Хинштейна

Александр Хинштейн продолжает работу по увековечиванию памяти самарцев, чья жизнь стала примером героизма и любви к Родине.

Новости

В пер­вый день рабо­ты в Самар­ском реги­оне депу­тат Гос­ду­мы Алек­сандр Хин­штейн про­вел засе­да­ние реги­о­наль­но­го отде­ле­ния Рос­сий­ско­го воен­но-исто­ри­че­ско­го обще­ства по вопро­сам уве­ко­ве­чи­ва­ния памя­ти выда­ю­щих­ся лич­но­стей региона.

В сове­ща­нии при­ня­ли уча­стие заме­сти­тель пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ства Самар­ской обла­сти, пред­се­да­тель реги­о­наль­но­го отде­ле­ния Рос­сий­ско­го воен­но-исто­ри­че­ско­го обще­ства в Самар­ской обла­сти Алек­сандр Фетисов. 

Ранее, по ини­ци­а­ти­ве депу­та­та Хин­штей­на уже были уста­нов­ле­ны мемо­ри­аль­ные дос­ки сотруд­ни­кам раз­вед­ки, кото­рые сво­им тру­дом и высо­чай­шим про­фес­си­о­на­лиз­мом отста­и­ва­ли инте­ре­сы стра­ны в раз­лич­ные пери­о­ды нашей исто­рии: Ива­ну Бул­ки­ну и Вале­рию Бартенёву.

26 мар­та будет уста­нов­ле­на дос­ка май­о­ру мили­ции, Герою Совет­ско­го Сою­за Ива­ну Лаза­ре­ви­чу Куз­не­цо­ву. Готов­ность по уста­нов­ке мемо­ри­аль­ной дос­ки под­твер­ди­ли пред­ста­ви­те­ли город­ской адми­ни­стра­ции, Рос­гвар­дии, — ведом­ство посчи­тав­шее необ­хо­ди­мым уве­ко­ве­чить память сво­е­го выда­ю­ще­го­ся сотруд­ни­ка. Герой Совет­ско­го Сою­за Иван Лаза­ре­вич Куз­не­цов в годы вой­ны участ­во­вал в несколь­ких бое­вых опе­ра­ци­ях. Одна из них при­нес­ла коман­ди­ру батареи,старшему лей­те­нан­ту Куз­не­цо­ву – зва­ние Героя.В насту­па­тель­ных боях 9–10 нояб­ря 1942 года у посёл­ка Гизель (При­го­род­ный рай­он, рес­пуб­ли­ка Север­ная Осе­тия) огонь его бата­реи с откры­тых пози­ций уни­что­жил зако­пан­ный танк и несколь­ко дзо­тов про­тив­ни­ка, пре­пят­ство­вав­ших про­дви­же­нию пехо­ты. Под­дер­жи­вая ата­ку стрел­ко­вых под­раз­де­ле­ний, бата­рея уни­что­жи­ла и рас­се­я­ла до роты гит­ле­ров­цев. Ука­зом Пре­зи­ди­у­ма Вер­хов­но­го Сове­та СССР от 17 апре­ля 1943 года за образ­цо­вое выпол­не­ние бое­вых зада­ний коман­до­ва­ния на фрон­те борь­бы с немец­ко-фашист­ски­ми захват­чи­ка­ми и про­яв­лен­ные при этом муже­ство и геро­изм стар­ше­му лей­те­нан­ту Куз­не­цо­ву Ива­ну Лаза­ре­ви­чу при­сво­е­но зва­ние Героя Совет­ско­го Сою­за с вру­че­ни­ем орде­на Лени­на и меда­ли «Золо­тая Звезда».Доска будет уста­нов­ле­на на доме 188А по ул. Самар­ской, где жил Иван Лазаревич.

На сове­ща­нии обсу­ди­ли под­го­тов­ку к уста­нов­ке мемо­ри­аль­ной дос­ки сотруд­ни­ку гос­бе­зпас­но­сти Сер­гею Геор­ги­е­ви­чу Хума­рья­ну. Это про­изой­дет 16 мая, в день 90-летия леген­дар­но­го чеки­ста, почет­но­го сотруд­ни­ка гос­бе­зо­пас­но­сти Сер­гея Геор­ги­е­ви­ча Хумарьяна.

Зна­чи­тель­ную часть сво­ей жиз­ни Сер­гей Хума­рьян был прак­ти­че­ски неиз­ве­стен широ­кой обще­ствен­но­сти. Начав свою рабо­ту в Куй­бы­шев­ском област­ном управ­ле­нии КГБ ещё в годы прав­ле­ния И.В. Ста­ли­на, он в нача­ле 70‑х годов руко­во­дил отде­лом контр­раз­вед­ки. После сво­е­го ухо­да с этой долж­но­сти в нача­ле 90‑х годов он, почет­ный сотруд­ник гос­бе­зо­пас­но­сти, остал­ся на бое­вом посту. Мемо­ри­аль­ная дос­ка в память о нем так­же, по мне­нию Алек­сандра Хин­штей­на, долж­на появить­ся на доме, в кото­ром послед­ние годы жил скром­ный чело­век и насто­я­щий профессионал.

Память о Ефи­ме Лит­ви­нев­ском – узни­ке поль­ско­го конц­ла­ге­ря для евре­ев «Собибор», по реше­нию сове­ща­ния РВИО, будет уве­ко­ве­че­на в апре­ле 2019 года, так­же уста­нов­кой мемо­ри­аль­ной доски. 

Геро­ем он стал, не осо­зна­вая того. Ефим Вла­ди­ми­ро­вич, как и мно­гие маль­чиш­ки, 1939 при­звал­ся в армию. Он слу­жил на Даль­нем Восто­ке. Но насту­пил 41‑й год, и его соеди­не­ние было пере­бро­ше­но на запад. Отряд, в кото­ром слу­жил боец, попал в окру­же­ние. Про­бо­ва­ли вырвать­ся из кот­ла, но не уда­лось. И Ефим вме­сте с това­ри­ща­ми ока­зал­ся в пле­ну. Литвиновского,как еврея, ста­ли пере­бра­сы­вать с одно­го лаге­ря в дру­гой. 23 сен­тяб­ря 1942 года он попал в поль­ский «Собибор».

«Собибор» — лагерь смер­ти для евре­ев из раз­ных стран. За пол­то­ра года его суще­ство­ва­ния здесь было уби­то 250 тысяч чело­век. Но 14 октяб­ря 1943 года совет­ско­му воен­но­плен­но­му Алек­сан­дру Печер­ско­му уда­лось орга­ни­зо­вать мас­со­вый побег. Это един­ствен­ное в исто­рии всей Вто­рой миро­вой вой­ны успеш­ное вос­ста­ние в нацист­ском лаге­ре. Соглас­но пла­ну Печер­ско­го, заклю­чен­ные долж­ны были тай­но и пооди­ноч­ке лик­ви­ди­ро­вать пер­со­нал «Собибо­ра», а затем, завла­дев ору­жи­ем, нахо­див­шим­ся на скла­де, уни­что­жить охра­ну. План удал­ся лишь частич­но, вос­став­шие смог­ли убить 12 эсэсов­цев из пер­со­на­ла лаге­ря. Но завла­деть ору­жей­ным скла­дом не уда­лось. Охра­на откры­ла огонь по заклю­чен­ным, и они вынуж­де­ны были про­ры­вать­ся из лаге­ря через мин­ные поля. Мно­гим уда­лось уйти в лес. В том чис­ле Ефи­му Лит­ви­нов­ско­му. Мно­гих сбе­жав­ших наци­сты догна­ли в лесу и рас­стре­ля­ли. Еще 170 были задер­жа­ны нем­ца­ми в ходе даль­ней­ших поис­ков. Всех остав­ших­ся в лаге­ре и пой­ман­ных после побе­га наци­сты уби­ли. После гос­пи­та­ля, он вер­нул­ся в Куй­бы­шев и про­жил здесь до 1993 года. Теперь на доме, где жил Ефим Владимирович,будет уста­нов­лен знак в его память.

«Кем­бридж­ской пятер­кой» назы­ва­ют ядро сети совет­ских аген­тов в Вели­ко­бри­та­нии. Счи­та­ет­ся, что их вер­бов­ку про­во­дил совет­ский раз­вед­чик Арнольд Дейч. Быв­ший дирек­тор ЦРУ Аллен Дал­лес назы­вал «Кем­бридж­скую пятер­ку» «самой силь­ной раз­ве­ды­ва­тель­ной груп­пой вре­мен Вто­рой миро­вой войны». 

Все они отли­ча­лись тем, что рабо­та­ли «за идею». Два участ­ни­ка этой груп­пы — Дональд Маклин и Гай Бер­джесс, как не стран­но, про­жи­ва­ли в Куй­бы­ше­ве. На доме по ул. Фрун­зе, 179 в 2019 году так­же будет уста­нов­ле­на памят­ная доска.

Вяче­слав Алек­сан­дров зва­ние Героя Совет­ско­го Сою­за полу­чил посмерт­но. Он был уча­щим­ся Куй­бы­шев­ско­го реч­но­го тех­ни­ку­ма. Гвар­дии млад­ший сер­жант 9 пара­шют­но-десант­ной роты погиб во вре­мя опе­ра­ции ОКСВА «Маги­страль».

Во вре­мя боя на высо­те 3234 Алек­сан­дров одним из пер­вых заме­тил «духов» и открыл по ним огонь. Из наград­но­го лист­ка: «7 янва­ря 1988 года коман­дир отде­ле­ния пара­шют­но-десант­но­го пол­ка млад­ший сер­жант Алек­сан­дров в соста­ве под­раз­де­ле­ния, выпол­няя зада­чу по обо­роне высо­ты 3234, три­жды успеш­но отра­жал ата­ки про­тив­ни­ка. Огонь мод­жа­хе­дов был пол­но­стью сосре­до­то­чен по пози­ции Алек­сан­дро­ва. Но, несмот­ря на это, Вяче­слав отдал при­каз сво­им бой­цам укрыть­ся за пози­ци­ей, а сам про­дол­жал вести огонь. По опи­са­ни­ям сослу­жив­цев, из-за дыма и взры­вов клад­ки Алек­сан­дро­ва невоз­мож­но было раз­гля­деть, но пуле­мёт героя не замол­кал. В этом нерав­ном бою Вяче­слав Алек­сан­дров погиб смер­тью храб­рых. Ценою сво­ей жиз­ни отра­зил ата­ки вра­га и спас сво­их това­ри­щей». В 2018 году ему испол­ни­лось бы 50 лет. Но это­го не про­изо­шло. Мемо­ри­аль­ная дос­ка с рас­ска­зом о его бес­смерт­ном подви­ге будет уста­нов­ле­на на фаса­де зда­ния Самар­ско­го реч­но­го тех­ни­ку­ма. Как урок исто­рии для тех, кто учит­ся быть про­фес­си­о­на­лом и гражданином.

Рабо­та реги­о­наль­но­го отде­ле­ния РВИО на этом не будет закон­че­на. Алек­сандр Хин­штейн, под­во­дя итог сове­ща­ния, заклю­чил: «Кол­ле­ги, нам с вами надо еще раз про­ана­ли­зи­ро­вать всю инфор­ма­цию, кото­рая у нас име­ет­ся по геро­ям Совет­ско­го Сою­за, и поду­мать, каким обра­зом мы смо­жем уве­ко­ве­чить их память в бли­жай­шем буду­щем… Наша с вами зада­ча уве­ко­ве­чить память всех выда­ю­щих­ся геро­ев. Надо обра­тить вни­ма­ние на состо­я­ние наших клад­бищ, где есть захо­ро­не­ния извест­ных людей, вое­на­чаль­ни­ков, дру­гих выда­ю­щих­ся личностей».