Проекты Александра Хинштейна

Александр Хинштейн продолжит работу по увековечиванию памяти сотрудников органов госбезопасности

Новости

Рабо­чее сове­ща­ние с сотруд­ни­ка­ми Управ­ле­ния ФСБ РФ по Самар­ской обла­сти Алек­сандр Хин­штейн про­вел во вре­мя рабо­ты в реги­оне в каче­стве депу­та­та ГД РФ от 158 изби­ра­тель­но­го округа.

Ранее, по его ини­ци­а­ти­ве уже были уста­нов­ле­ны мемо­ри­аль­ные дос­ки сотруд­ни­кам раз­вед­ки, кото­рые сво­им тру­дом и высо­чай­шим про­фес­си­о­на­лиз­мом отста­и­ва­ли инте­ре­сы стра­ны в раз­лич­ные пери­о­ды нашей истории.

Нынеш­нее засе­да­ние рабо­чей груп­пы было посвя­ще­но уве­ко­ве­чи­ва­нию памя­ти двум нашим сооте­че­ствен­ни­кам, чья геро­и­че­ская судь­ба тра­ги­че­ски обо­рва­лась при испол­не­нии слу­жеб­но­го дол­га – Ива­ну Бул­ки­ну и Вале­рию Бартенёву. 

Почтить память одно­го из сотруд­ни­ков воен­ной контр­раз­вед­ки, погиб­ше­го 1943 году в боях с немец­ки­ми окку­пан­та­ми в Вели­кую Оте­че­ствен­ную вой­ну, Иван Бул­ки­на, пред­ло­жи­ли не толь­ко сотруд­ни­ки УФСБ РФ по Самар­ской обла­сти, но и чле­ны Рос­сий­ско­го воен­но-исто­ри­че­ско­го общества.Об Иване Бул­кине извест­но, преж­де все­го, по назва­нию ули­цыв Совет­ском рай­оне Сама­ры. О том же, что он был раз­вед­чи­ком, поэтом, работ­ни­ком заво­да им. Мас­лен­ни­ко­ва и о том, что он геро­и­че­ски погиб защи­щая Став­ро­поль, широ­кой обще­ствен­но­сти не извест­но. Этот про­бел в оче­ред­ной раз решил испра­вить Алек­сандр Хин­штейн, ини­ци­и­ро­вав уста­нов­ку мемо­ри­аль­ной дос­ки на зда­нии, к кото­ро­му был при­ча­стен поэт и герой Иван Булкин.

Еще один наш зем­ляк, для мно­гих совре­мен­ник, память о кото­ром пред­ло­жил уве­ко­ве­чить Алек­сандр Хин­штейн, Вале­рий Бар­те­нёв. Мно­гие годы о нем зна­ли толь­ко сотруд­ни­ки ФСБ. 31 авгу­ста 2000 года, во вре­мя пре­бы­ва­ния в Самар­ской обла­сти Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции Пути­на В.В., пра­пор­щик Бар­те­нёв осу­ществ­лял функ­ции обес­пе­че­ния без­опас­но­сти пере­дви­же­ния пре­зи­дент­ско­го кор­те­жа. Неожи­дан­но на встреч­ную поло­су дви­же­ния колон­ны выехал лег­ко­вой авто­мо­биль. Бла­го­да­ря опы­ту, муже­ству и реши­тель­ным дей­стви­ям Вале­рия Бар­те­нё­ва, уда­лось избе­жать лобо­во­го столк­но­ве­ния, машин, сле­до­вав­шим в кор­те­же. Вслед­ствие боко­во­го уда­ра его авто­мо­биль съе­хал в кювет и пере­вер­нул­ся. Пра­пор­щик В.В.Бартенёв от полу­чен­ных травм скон­чал­ся на месте, ценой сво­ей жиз­ни предот­вра­тив более тяж­кие послед­ствия и гибель людей. За само­от­вер­жен­ный посту­пок и муже­ство, про­яв­лен­ное при испол­не­нии воин­ско­го дол­га, пра­пор­щик Бар­те­нёв Вале­рий Вяче­сла­во­вич ука­зом Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции от 24 октяб­ря 2000 года­на­граж­дён меда­лью орде­на «За заслу­ги перед Оте­че­ством» II сте­пе­ни (посмерт­но).

Алек­сандр Хин­штейн, изу­чив про­ект мемо­ри­аль­ной дос­ки Вале­рию Бар­те­нё­ву, ска­зал: «Мы опре­де­ли­лись стем, что­бы уста­но­вить мемо­ри­аль­ную дос­ку на зда­ние ПТУ, в кото­ром он учил­ся. (Это ГПТУ № 11, пра­во­пре­ем­ни­ком кото­ро­го в насто­я­щее вре­мя явля­ет­ся Самар­ский мно­го­про­филь­ный тех­ни­кум, рас­по­ло­жен­ный по адре­су: г. Сама­ра, ул. Гага­ри­на, д. 36.) По внеш­не­му виду дос­ки у меня есть отдель­ные заме­ча­ния. Я бы оста­вил над­пись «Погиб при испол­не­нии слу­жеб­ных обя­зан­но­стей», но доба­вил бы эмбле­му «щит и меч» и сим­во­ли­ку Рос­сий­ско­го воен­но-исто­ри­че­ско­го обще­ства. Сред­ства на изго­тов­ле­ние и уста­нов­ку мемо­ри­аль­ной дос­ки уже найдены.Это вне­бюд­жет­ные средства. 

Уста­нов­ку памят­ных мемо­ри­аль­ных досок реше­но назна­чить на 20 декаб­ря 2018 года, в день празд­но­ва­ния 100-летия орга­нов Госу­дар­ствен­ной Без­опас­но­сти. Впро­чем, рабо­та по сохра­не­нию памя­ти о рос­сий­ских раз­вед­чи­ках, наших зем­ля­ков будет про­дол­же­на. Алек­сандр Хин­штейн на сове­ща­нии вспом­нил об еще одном заме­ча­тель­ном чело­ве­ке, про­фес­си­о­наль­ном чеки­сте, мно­го лет про­слу­жив­шим в орга­нах гос­бе­зо­пас­но­сти Сер­гее Геор­ги­е­ви­че Хума­рьяне. Его Алек­сандр Евсе­е­вич знал лично.

Зна­чи­тель­ную часть сво­ей жиз­ни Сер­гей Хума­рьян был прак­ти­че­ски неиз­ве­стен широ­кой обще­ствен­но­сти по при­чине сек­рет­но­сти его служ­бы. Начав свою рабо­ту в Куй­бы­шев­ском област­ном управ­ле­нии КГБ ещё в годы прав­ле­ния И.В. Ста­ли­на, он в нача­ле 70‑х годов руко­во­дил отде­лом контр­раз­вед­ки. После сво­е­го ухо­да с этой долж­но­сти в нача­ле 90‑х годов он, почет­ный сотруд­ник гос­бе­зо­пас­но­сти, остал­ся на бое­вом посту. Сего­дня вдо­ва Сер­гея Геор­ги­е­ви­ча — Свет­ла­на Хума­рьян — береж­но и без­за­вет­но хра­нит память о сво­ем муже, раз­вед­чи­ке, пол­ков­ни­ке гос­бе­зо­пас­но­сти и авто­ри­тет­ней­шем для мно­гих поко­ле­ний самар­ских чеки­стов чело­ве­ке. Алек­сандр Хин­штейн посчи­тал, что память о Сер­гее Геор­ги­е­ви­че Хума­рьяне долж­на быть уве­ко­ве­че­на. На той зем­ле, где он слу­жил Родине и дол­гие годы хра­нил память о собы­ти­ях и людях, защи­щав­ших стра­ну от ее внут­рен­них и внеш­них вра­гов. Мемо­ри­аль­ная дос­ка в память о нем так­же, по мне­нию Алек­сандра Хин­штей­на, долж­на появить­ся на доме, в кото­ром послед­ние годы жил скром­ный чело­век и насто­я­щий профессионал