Правительство России поддержало законопроект, реформирующий систему частных охранных предприятий. В том числе планируется наделить телохранителей официальным статусом.
Сегодня, строго говоря, телохранителей не существует. Отсюда возникает масса проблем — в частности: по закону человек не имеет права охранять человека, отчего важным персонам и охранникам приходится идти на различные ухищрения. Например, прописывать в договоре, что под охраной находится портфель в руках ВИП-персоны. Рисковать охраннику собой ради портфеля закон позволяет, ради человека — нет. Также по закону невозможно предъявить какие-то специальные требования к телохранителям, что тоже вызывает неудобства.
Законопроект выводит телохранителей из правовой тени. Как рассказал один из авторов инициативы, председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн, в законе о частной охранной деятельности появляется новая категория частных охранников — «телохранитель».
«Сегодня законодательство это не предусматривает, — поясняет он. — Пользоваться, однако, они смогут только оружием ограниченного поражения». Иными словами, настоящего боевого оружия бодигардам не доверят. Максимум — травматическое.
В случае принятия закона телохранители будут проходить специальную подготовку. Лицензии частного охранника будет мало. Как сказано в проекте, телохранители должны пройти обучение по основным программам профессионального обучения для частных охранников и иметь дополнительное профессиональное образование со специализацией «личная охрана». Таким образом, настоящему телохранителю придется иметь как минимум два диплома.
В проекте также есть намек на то, что личный страж должен вести себя вежливо корректно: «В случае возникновения необходимости ограничения допуска граждан к защищаемому лицу телохранитель обязан предупредить их об исполнении им своих обязанностей по защите жизни и здоровья защищаемого лица».
При этом проект запрещает личным охранникам «препятствовать осуществлению должностными лицами правоохранительных органов возложенных на них обязанностей, в том числе и в отношении защищаемого лица». Таким образом, если правоохранители пришли задерживать клиента, долг телохранителей — расступиться. Отгораживаться частной охраной от полиции никто не позволит.
В целом законопроект вводит значительные новации в сфере частной охраны.
«Принятый 30 лет назад Закон «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» сегодня уже не отвечает реалиям времени», — рассказал в свое время Александр Хинштейн. — Новая редакция закона готовилась нами несколько лет совместно с Росгвардией и профессиональным сообществом».
Законопроект устанавливает пять основных видов охранных услуг: защита жизни и здоровья; охрана объектов и имущества; обеспечение порядка при массовых мероприятиях; проектирование, монтаж и эксплуатация технических средств охраны; обеспечение режима на охраняемых объектах.
Одновременно разрешается вести дополнительную профильную деятельность. Например, частные охранные компании смогут заниматься консультациями и выдавать клиентам рекомендации по обеспечению безопасности. Еще специальные службы безопасности могут появиться на складах: охрана сможет не только сторожить, чтобы не забрался кто-то посторонний, но и заниматься экономической безопасностью: контролировать, не пропадает ли что-то со склада, не воруют ли кладовщики, нет ли каких сомнительных операций. Проектом также вводится новый порядок выдачи личной карточки охранника. Устанавливается, что обязательным требованием является наличие у охранников личной карточки охранника, выдаваемой им на период исполнения обязанностей, а Реестр личных карточек охранника ведется руководителем охранной организации.
Помимо прочего, проектом устанавливается, что охрана объектов с обязательными требованиями к антитеррористической защищенности может осуществляться только частными охранными организациями, соответствующими требованиям правительства и Росгвардии. Кроме этого, вводится разрешение на страхование профессиональной ответственности за нарушение договора, а также за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при оказании охранных услуг на отдельных категориях объектов.