Проекты Александра Хинштейна

Задержанным могут разрешить звонок другу

Государственная Дума

В Гос­ду­му вне­сён зако­но­про­ект, рас­ши­ря­ю­щий круг лиц, кото­рым граж­да­нин может сооб­щить о сво­ём задержании


АЛЕКСАНДР ХИНШТЕЙН. ФОТО: ПГ / МИХАИЛ НИЛОВ

Граж­да­нам могут дать воз­мож­ность сооб­щить о сво­ём задер­жа­нии и место­на­хож­де­нии не толь­ко близ­ким род­ствен­ни­кам, как это раз­ре­ше­но сей­час, но и близ­ким лицам. Кро­ме того, поли­цию хотят обя­зать немед­лен­но при­сту­пать к розыс­ку лиц, про­пав­ших вне­зап­но, и инфор­ми­ро­вать граж­дан о про­ник­но­ве­нии на их земель­ный уча­сток. О сути гото­вя­щих­ся изме­не­ний «Пар­ла­мент­ской газе­те» рас­ска­зал автор соот­вет­ству­ю­ще­го зако­но­про­ек­та, зам­пред Коми­те­та Гос­ду­мы по без­опас­но­сти и про­ти­во­дей­ствию кор­руп­ции Алек­сандр Хинштейн.

- Алек­сандр Евсе­е­вич, зачем пона­до­би­лось рас­ши­рять «спи­сок або­нен­тов», ведь зво­нок всё рав­но толь­ко один?

- По дей­ству­ю­ще­му Зако­ну «О поли­ции», задер­жан­но­му по подо­зре­нию в совер­ше­нии пре­ступ­ле­ния предо­став­ле­но пра­во сде­лать один теле­фон­ный зво­нок близ­ко­му род­ствен­ни­ку или близ­ко­му лицу. При этом зако­но­да­тель­ство чёт­ко очер­чи­ва­ет круг этих лиц: отец, мать, сын, дочь, брат, сест­ра, дедуш­ка, бабушка.

Исхо­дя из здра­во­го смыс­ла и прак­ти­ки, мы пони­ма­ем, что круг близ­ких род­ствен­ни­ков доста­точ­но узок. Оче­вид­но, что дале­ко не у каж­до­го чело­ве­ка есть близ­кие род­ствен­ни­ки, кото­рым он может дозво­нить­ся. Воз­ни­ка­ет кол­ли­зия, когда пра­во на теле­фон­ный зво­нок у граж­да­ни­на есть, но по неза­ви­ся­щим при­чи­нам он это пра­во реа­ли­зо­вать не может.

Поэто­му мы рас­ши­ря­ем круг лиц, кото­рых может уве­до­мить граж­да­нин о сво­ём место­на­хож­де­нии в слу­чае задер­жа­ния. По наше­му мне­нию, это уси­лит пра­во­вую защи­ту граж­дан: если у чело­ве­ка нет в этом горо­де или реги­оне род­но­го бра­та, мамы и жены, то это не зна­чит, что у него нет пра­ва на звонок.

Если у чело­ве­ка нет в этом горо­де или реги­оне род­но­го бра­та, мамы и жены, то это не зна­чит, что у него нет пра­ва на звонок.

Кро­ме того, сего­дня на орга­ны внут­рен­них дел воз­ло­же­на обя­зан­ность инфор­ми­ро­вать близ­ких лиц или близ­ких род­ствен­ни­ков о достав­ле­нии к ним лица, нахо­дя­ще­го­ся в бес­со­зна­тель­ном состо­я­нии. Ну, пред­по­ло­жим чело­век стал жерт­вой пре­ступ­ных пося­га­тельств и нахо­дит­ся без созна­ния. После того как сотруд­ни­ки поли­ции доста­вят потер­пев­ше­го в мед­учре­жде­ние, они обя­за­ны в мак­си­маль­но воз­мож­ный корот­кий срок, но не позд­нее 24 часов изве­стить его близ­ких. Но если тако­вых нет, то в боль­ни­цу к постра­дав­ше­му никто не приедет.

- А как сотруд­ни­ки поли­ции узна­ют, кого надо инфор­ми­ро­вать? Что у чело­ве­ка не оста­лось близ­ких род­ствен­ни­ков, но есть дво­ю­род­ный брат?

- Для это­го суще­ству­ют инфор­ма­ци­он­ный учёт и базы, к кото­рым сотруд­ни­ки поли­ции име­ют доступ.

- Дру­гая ваша новел­ла воз­ла­га­ет на поли­цию обя­зан­ность при­сту­пать к розыс­ку лиц, исчез­нув­ших вне­зап­но, без види­мых к тому при­чин. Раз­ве сей­час сотруд­ни­ки МВД не долж­ны реа­ги­ро­вать по пер­во­му обра­ще­нию родственников?

- Долж­ны, но сего­дняш­няя редак­ция зако­на доста­точ­на узка. И таким обра­зом у сотруд­ни­ков орга­нов внут­рен­них дел очень неболь­шой пере­чень осно­ва­ний, когда они могут начи­нать разыс­ки­вать про­пав­ше­го без вести граж­да­ни­на. Наша редак­ция нор­мы более широ­кая, и она, по сути, обя­зы­ва­ет сотруд­ни­ков МВД при­сту­пать к розыс­ку неза­мед­ли­тель­но, после того как к ним обра­ти­лись с заяв­ле­ни­ем о поте­ри свя­зи со сво­им родственником.

- И заяви­те­лям уже не смо­гут ска­зать, мол, давай­те подо­ждём три дня, про­спит­ся — сам найдётся?

- Не смо­гут. Во вся­ком слу­чае, мы на это очень рассчитываем.

- А что за нор­ма с инфор­ми­ро­ва­ни­ем граж­дан о про­ник­но­ве­нии на их земель­ный участок?

- Поправ­кой вво­дит­ся обя­зан­ность орга­нов внут­рен­них дел в тече­ние 24 часов сооб­щать соб­ствен­ни­кам земель­ных участ­ков о слу­ча­ях про­ник­но­ве­ния на тер­ри­то­рию поли­цей­ских, напри­мер, в рам­ках опе­ра­тив­ных меро­при­я­тий, когда самих закон­ных вла­дель­цев не было.

С точ­ки зре­ния зако­на, жилые поме­ще­ния, как и земель­ные участ­ки, явля­ют­ся объ­ек­та­ми недвижимости.

Ана­ло­гич­ная нор­ма дей­ству­ет сего­дня в отно­ше­нии квар­тир и домов. С точ­ки зре­ния зако­на, жилые поме­ще­ния, как и земель­ные участ­ки, явля­ют­ся объ­ек­та­ми недви­жи­мо­сти. Здесь мы про­сто устра­ня­ем пра­во­вой пробел.

Преж­де чем вне­сти зако­но­про­ект, мы про­ра­ба­ты­ва­ли его с кол­ле­га­ми из МВД с тем, что­бы эта нор­ма дей­стви­тель­но была рабо­та­ю­щей. Все фор­му­ли­ров­ки, кото­рые есть в доку­мен­те, в пред­ва­ри­тель­ном поряд­ке были согла­со­ва­ны и полу­чи­ли под­держ­ку пра­во­охра­ни­тель­но­го ведом­ства. Там пони­ма­ют важ­ность и зна­чи­мость уси­ле­ния защи­щён­но­сти кон­сти­ту­ци­он­ных прав граждан.

Источ­ник

Автор: Ген­на­дий Мельник