Проекты Александра Хинштейна

Хинштейн в эфире Россия 24 о росте числа фальсификаций сертификатов прививок и QR-кодов, и о подорожании услуг лабораторий

Видео

Хин­штейн: Ну, мы пони­ма­ем, что речь идёт о латент­ном пре­ступ­ле­нии. Дать такую оцен­ку в насто­я­щее вре­мя вам никто не смо­жет, даже кол­ле­ги из пра­во­охра­ни­тель­ных и над­зор­ных орга­нов, мы можем гово­рить толь­ко экс­перт­но. Но, оче­вид­но, речь идёт об огром­ном объ­ё­ме, пото­му что потреб­ность в справ­ках высо­кая. Сего­дня мно­гие реги­о­ны вво­дят жёст­кие тре­бо­ва­ния — вво­дят обя­за­тель­ную вак­ци­на­цию. Те, кто хочет обой­ти эти тре­бо­ва­ния, но не хочет при­ви­вать­ся, ищут лёг­кие пути. Поэто­му раз­го­вор идёт, конеч­но, о мас­шта­бе очень большом.

Веду­щий: Я так пони­маю, что для вла­сти это ста­ло неожи­дан­ным, да, что люди пошли вот по тако­му пути?

Хин­штейн: Не думаю, что это было неожи­дан­но, пото­му что, к сожа­ле­нию, мы стал­ки­ва­лись уже с про­яв­ле­ни­я­ми мошен­ни­че­ских дей­ствий по преды­ду­щим шагам, свя­зан­ным с коро­на­ви­ру­сом. Надо ска­зать, что пре­ступ­ность, осо­бен­но в сфе­ре высо­ких тех­но­ло­гий, очень быст­ро при­спо­саб­ли­ва­ет­ся к изме­не­нию ситу­а­ции. Ска­жем, год назад были вве­де­ны во мно­гих реги­о­нах, в част­но­сти, в Москве, циф­ро­вые про­пус­ка. Сра­зу же после объ­яв­ле­ния вла­стей о таком ново­вве­де­нии появи­лись мошен­ни­ки, пред­ла­га­ю­щие услу­ги по под­дель­ным циф­ро­вым про­пус­кам для про­хо­да и про­ез­да по горо­ду. Поэто­му мошен­ни­ки мол­ние­нос­но реа­ги­ру­ют на изме­не­ние обста­нов­ки и встра­и­ва­ют­ся, нахо­дя новые воз­мож­но­сти для того, что­бы зарабатывать.

Веду­щий: Алек­сандр, а кто дол­жен нести ответ­ствен­ность в этой ситу­а­ции и что это за мошен­ни­ки вооб­ще? Насколь­ко я пони­маю, пред­ла­га­ет­ся ведь эти сер­ти­фи­ка­ты офи­ци­аль­но вне­сти в базу, офор­мить на Госус­лу­гах. Это что, сами вра­чи дела­ют, или это некие мошен­ни­ки, кото­рые име­ют доступ к госу­дар­ствен­ной систе­ме вот этой вот — сер­ти­фи­ка­ции и к сай­ту Госус­луг, к пор­та­лу? Есть ли пони­ма­ние, кто эти люди?

Хин­штейн: Я не хочу нико­го огуль­но оха­и­вать. Есть пер­вые уго­лов­ные дела, кото­рые воз­буж­де­ны орга­на­ми внут­рен­них дел. И кол­ле­ги, навер­ное, нам рас­ска­жут о том, кто при­вле­ка­ет­ся к ответ­ствен­но­сти. Но мне пред­став­ля­ет­ся, что речь идёт о самых раз­ных ситу­а­ци­ях. Есть откро­вен­ные мошен­ни­ки, кото­рые про­сто под­де­лы­ва­ют доку­мен­ты, есть те, кто име­ет соот­вет­ству­ю­щий доступ. В том чис­ле, к сожа­ле­нию, пред­ста­ви­те­ли вра­чеб­но­го сооб­ще­ства. И, увы, наря­ду с геро­я­ми, кото­рые защи­ща­ют людей и бьют­ся за их здо­ро­вье, они риску­ют, в том чис­ле, сво­ей жиз­нью, есть и обо­рот­ни в белых хала­тах, без пре­уве­ли­че­ния назо­ву это имен­но так. Есть хаке­ры, те, кто спо­со­бен взла­мы­вать систе­мы, нахо­дить какие-то дуб­ли­ру­ю­щие паро­ли, клю­чи. И тогда воз­ни­ка­ют циф­ро­вые дуб­ли, в том чис­ле и в Госус­лу­гах. Но вопрос был ещё, кто за это дол­жен отве­чать. Зна­чит, по зако­ну, исхо­дя из дей­ству­ю­щей сего­дня дис­по­зи­ции 327-ой ста­тьи Уго­лов­но­го Кодек­са, за под­дел­ку доку­мен­тов, а тако­вым у нас счи­та­ет­ся доку­мент, предо­став­ля­ю­щий пра­во или осво­бож­да­ю­щий от ответ­ствен­но­сти. У нас есть ответ­ствен­ность за исполь­зо­ва­ние заве­до­мо под­лож­но­го доку­мен­та. Поэто­му любой чело­век, кото­рый поку­па­ет сер­ти­фи­кат о вак­ци­ни­ро­ва­нии, зная, что он не вак­ци­ни­ро­вал­ся, а он сер­ти­фи­кат исполь­зу­ет для того, что­бы полу­чить какое-либо пра­во, ну ска­жем, пра­во на рабо­ту или пра­во на то, что­бы зай­ти в ресто­ран и выпить чаш­ку чая, этот чело­век совер­ша­ет пре­ступ­ле­ние, преду­смот­рен­ное частью пер­вой ста­тьи 127-ой — «исполь­зо­ва­ние заве­до­мо под­лож­но­го доку­мен­та». Тот, кто эти доку­мен­ты изго­тав­ли­ва­ет, несёт более жёст­кую ответ­ствен­ность. Это уже будет часть вто­рая, часть тре­тья этой же ста­тьи — «изго­тов­ле­ние или сбыт заве­до­мо под­лож­но­го документа».

Веду­щий: То есть понят­но, нака­за­ние доста­точ­но суро­вое. Уго­лов­ная ответ­ствен­ность, думаю, что людям сто­ит заду­мать­ся. Алек­сандр, ещё один важ­ный вопрос, кото­рый хотел с вами обсу­дить. Вот смот­ри­те, наши кол­ле­ги из печат­ной прес­сы напи­са­ли о том, что ПЦР-тесты доро­жа­ют, судя по все­му, да. Види­мо, спрос на них уве­ли­чи­ва­ет­ся в силу того, что люди, те, кто ещё не про­шёл вак­ци­на­цию, дела­ют ПЦР-тесты, что­бы полу­чить QR-код, что­бы вос­поль­зо­вать­ся теми или ины­ми услу­га­ми. Вот за этим, как вы дума­е­те, нужен ли какой-то допол­ни­тель­ный кон­троль? Хотя вро­де бы, если ори­ен­ти­ро­вать­ся на дан­ные из этой ста­тьи, пред­ста­ви­те­ли лабо­ра­то­рии гово­рят, что ниче­го не изме­ни­лось. Какая у вас информация?

Хин­штейн: Я уве­рен, что такой кон­троль дол­жен быть. Ещё на про­шлой неде­ле я напра­вил обра­ще­ние руко­во­ди­те­лю феде­раль­ной анти­мо­но­поль­ной служ­бе с тем, что­бы была нача­та про­вер­ка, было про­ве­де­но иссле­до­ва­ние, про­вер­ка цено­об­ра­зо­ва­ния на эти услу­ги. И пред­при­ня­ты меры для того, что­бы не допу­стить удорожания.

Веду­щий: Какие-то резуль­та­ты есть, может быть, обрат­ная связь у вас?

Хин­штейн: Служ­ба объ­яви­ла о том, что она начи­на­ет про­вер­ку, у госу­дар­ства есть соот­вет­ству­ю­щие меха­низ­мы. И аргу­мент о том, что сего­дня это вос­тре­бо­ван­ная услу­га, поэто­му она доро­жа­ет. Чест­но гово­ря, это про­ти­во­ре­чит здра­во­му смыс­лу и зако­нам эко­но­ми­ки. Напро­тив, чем боль­ше потреб­ность, тем ниже цена. Спрос рож­да­ет предложение.

Веду­щий: Не все биз­не­сме­ны, уве­рен, с вами согласятся.