Проекты Александра Хинштейна

А. Хинштейн о глобальном сбое Facebook, Instagram и WhatsApp. Как его пережили пользователи и ИТ-индустрия

Видео

В рабо­те Facebook и при­над­ле­жа­щих ему Instagram и WhatsApp — самый серьёз­ный сбой на миро­вом уровне.

По дан­ным сай­та Downdetector, кото­рый отсле­жи­ва­ет про­бле­мы попу­ляр­ных интер­нет-ресур­сов, Facebook, Instagram и WhatsApp ока­зал­ся недо­сту­пен не толь­ко для рос­сий­ских поль­зо­ва­те­лей, но и для жите­лей США и Вели­ко­бри­та­нии, Кана­ды, Нидер­лан­дов, Гер­ма­нии, Ита­лии, Франции.

Ана­ли­ти­ки назва­ли сбой в рабо­те Facebook круп­ней­шим за 17 лет (т.е. за всю исто­рию рабо­ты сер­ви­са), но непо­лад­ки воз­ни­ка­ли и ранее: в 2008 Facebook был недо­сту­пен для 80 мил­ли­о­нов юзе­ров око­ло суток, в 2019 году для части поль­зо­ва­те­лей — око­ло часа.

Про­бле­мы нача­ли воз­ни­кать и у дру­гих соц­се­тей и интер­нет-сер­ви­сов — «ВКон­так­те», Twitter, TikTok, Google и Amazon Web Services. Это свя­за­но с при­то­ком пользователей.

При­чи­на сбоя Facebook, Instagram и WhatsApp — не в кибе­р­ата­ке, а в ошиб­ках раз­ра­бот­чи­ков. В ком­па­нии под­твер­ди­ли, что про­бле­мы воз­ник­ли из-за неудач­ных изме­не­ний про­грамм­ной кон­фи­гу­ра­ции. При­чи­ной ста­ли изме­не­ния кон­фи­гу­ра­ции на маги­страль­ных марш­ру­ти­за­то­рах, кото­рые отве­ча­ют за коор­ди­на­цию сете­во­го тра­фи­ка меж­ду цен­тра­ми обра­бот­ки данных.

В сети появи­лась инфор­ма­ция об утеч­ке дан­ных более чем 1,5 млрд поль­зо­ва­те­лей Facebook. В Facebook заяви­ли, что сбой в рабо­те не при­вёл к утеч­ке дан­ных юзеров.

Акции ком­па­нии обва­ли­лись почти на 6%.

«Сбой в рабо­те попу­ляр­ных соц­се­тей и мес­сен­дже­ра ещё раз застав­ля­ет заду­мать­ся о роли интер­не­та в нашей жиз­ни. Ново­сти о про­бле­мах Facebook, Instagram и WhatsApp ста­ли глав­ны­ми в обще­ми­ро­вом медий­ном про­стран­стве. А неко­то­рые поль­зо­ва­те­ли жало­ва­лись, что им нечем себя занять. Циф­ро­вая сре­да не долж­на пол­но­стью заме­нять реаль­ную жизнь и подоб­ные непо­лад­ки гло­баль­ных сер­ви­сов напо­ми­на­ют о том, что есть и дру­гие спо­со­бы про­ве­сти вре­мя — почи­тать кни­гу, пооб­щать­ся с близ­ки­ми», — ска­зал пред­се­да­тель Коми­те­та Гос­ду­мы по информ­по­ли­ти­ке, инфор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям и свя­зи Алек­сандр Хинштейн.

При этом он доба­вил, что соц­се­ти игра­ют важ­ную роль в про­цес­се работы.

«Соци­аль­ные пло­щад­ки неза­ме­ни­мы для ком­му­ни­ка­ции с боль­шим чис­лом сво­их под­пис­чи­ков. Я исполь­зую Instagram для диа­ло­га и обес­пе­че­ния обрат­ной свя­зи с людь­ми. Любой может напи­сать мне в директ о сво­их про­бле­мах, запро­сы самар­цев мы впо­след­ствии раз­би­ра­ем на лич­ном при­ё­ме. Обра­тить­ся мож­но так­же через бота в Telegram или в Twitter», — рас­ска­зал Хинштейн.

Пар­ла­мен­та­рий напом­нил, что подоб­ные слу­чаи нагляд­но демон­стри­ру­ют «необ­хо­ди­мость аль­тер­на­ти­вы и воз­мож­но­сти выбо­ра». 

«Напри­мер, если пере­ста­нет рабо­тать поиск Goole наши поль­зо­ва­те­ли без про­блем перей­дут на Яндекс. При этом рос­сий­ский поис­ко­вик и так замет­но попу­ляр­нее у локаль­ной ауди­то­рии. Важ­но иметь оте­че­ствен­ных игро­ков во всех сег­мен­тах. А с ино­стран­ны­ми ком­па­ни­я­ми выстро­ить пря­мой и опе­ра­тив­ный диа­лог, чему долж­но спо­соб­ство­вать откры­тие их пред­ста­ви­тельств на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Феде­ра­ции. Напом­ню, по зако­ну «о при­зем­ле­нии» с 1 янва­ря 2022 года тех­но­ги­ган­ты долж­ны откры­вать офи­сы на тер­ри­то­рии РФ, с воз­мож­но­стью пол­но­цен­но пред­став­лять ком­па­нии», - завер­шил Хинштейн.