На заседании Госдумы сегодня, 16 июня, были приняты во втором чтении несколько важных законопроектов, находящихся в ведении Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи.
На пленарном заседании их представил председатель профильного Комитета Госдумы Александр Хинштейн.
Законопроект о блокировке мошеннических и фишинговых сайтов в интернете поддержан парламентом
Банк России сможет принимать решения, которые станут основанием для блокировки мошеннических и опасных сайтов. ЦБ получит право блокировать определённый контент до решения суда, а также обращаться по такого рода делам в суд как заявителю, чего ранее регулятор был лишён.
Представляя законопроект на пленарном заседании Александр Хинштейн сказал: «Механизм, предлагаемый нами предусматривает, что у Банка России появляются полномочия или обращаться в административный суд для блокировки того или иного ресурса, распространяющего противоправную информацию, либо обращаться в генеральную прокуратуру, непосредственно к генеральному прокурору, который будет выносить решение по досудебной блокировки ресурса, если на нем распространяются сведения, не соответствующие действующему законодательству в сфере банковской и кредитной сфер.
Оба эти механизма, повторюсь, позволят оперативно реагировать на выявляемые факторы работы мошеннических сайтов, пресекать их деятельность. Таким образом, защищать карманы наших сограждан, жуликов и мошенников».
Законопроект о доступе к социально значимым сайтам принят во втором чтении
Инициатива предполагает представление граждан доступа к отечественным социально значимым сайтам без взимания платы. Критерии отбора для включения в перечень таких сайтов, а также требования к владельцам будут утверждаться Правительством Российской Федерации. Также Правительством выберет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за ведение данного реестра.
«Это очень важная и нужная инициатива, — отметил Александр Хинштейн, — которую комитет всемерно поддерживает, потому что она будет направлена на расширение возможностей и прав наших граждан на доступ социально-значимой информации к полезным ресурсам, к просветительским материалам и тому подобное».
Председатель Комитета добавил, что ко второму чтению законопроект был доработан — ко второму чтению поступило 11 поправок. Поправки предусматривают, что в перечень отечественных социально значимых информационных ресурсов будут включены сайты государственных органов и органов местного самоуправления, сайты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также портал государственных и муниципальных услуг. Кроме того, уточняется, что собственниками или иными владельцами линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, то есть трансграничных линий связи, могут являться только российские юридические лица.
«Приземление» иностранных ИТ-компаний поддержано Госдумой во втором чтении
Законопроектом устанавливаются правовые основы деятельности иностранных лиц, осуществляющих деятельность интернете на территории Российской Федерации.
«Главная суть и задача этого законопроекта – создание равных единых условий для работы как отечественных ИТ- структур, так и иностранных» — отметил Хинштейн, представляя законопроект на пленарном заседании Госдумы.
Действие законопроекта распространяется на владельцев информационных ресурсов, доступ к которым в течение суток составляет более пятисот тысяч российских пользователей. А также при одном из следующих условий:
▫️ на информационном ресурсе иностранного лица предоставляется и (или) распространяется информация на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации;
▫️ на информационном ресурсе иностранного лица распространяется реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации;
▫️ иностранное лицо осуществляет обработку сведений о пользователях, находящихся на территории Российской Федерации;
▫️ иностранное лицо получает денежные средства от российских физических и юридических лиц.
Также, положения законопроекта будут распространяться на провайдеров хостинга, операторов рекламных систем и организаторов распространения информации интернете, персонифицированный круг которых будет определяться Роскомнадзором в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации.
До конца сессии Госдума рассмотрит законопроект о правилах упоминания террористических организаций
Во втором чтении рассмотрен законопроект, который устанавливает запрет на распространение информации об общественном объединении или иной организации, включённых в единый федеральный список организаций, признанных в соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму» террористическими, без указания на то, что они ликвидированы или их деятельность запрещена.
«Суть его очень проста. Мы предлагаем распространить существующие сегодня ограничения в упоминании средств массовой информации для организаций, чья деятельность признана в России экстремистской, или запрещена. В России сейчас существует два реестра: Реестр экстремистских организаций и Реестр организаций террористических.
Ранее, коллеги, напоминаю, мы с вами приняли уже соответствующие поправки в КоАП, в которых устанавливается ответственность за неисполнение этой нормы», — напомнил Хинштейн, говоря о своем законопроекте.
На заседании также были рассмотрены и поддержаны во втором чтении следующие законопроекты цифровой сферы:
Законопроект о единой системе учета рекламы в интернете. Правовая инициатива предусматривает автоматизацию процессов сбора и обработки информации о размещенной в интернете рекламе, учета и хранение такой информации, а также доступа к ней.
Законопроект о едином измерителе интернет-аудитории, который обеспечит актуальность, полноту, открытость и достоверность данных, полученных в результате исследований объема аудитории.