А.Хинштейн рассказал о своем законопроекте о блокировке сайтов за интернет-цензуру против россиян
Ведущая: А сейчас вернемся к законопроекту о санкциях против иностранных интернет-платформ, за препятствие распространения материалов российских СМИ. Документ сегодня внесен в Госдуму. И сейчас с нами на связи один из авторов законопроекта – глава Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн. Александр Евсеевич, здравствуйте. За какие действия иностранный ресурс может попасть под санкции в соответствии с этим документом и какие могут быть эти санкции? В каких случаях грозит полная блокировка?
Александр Хинштейн: Во-первых, я должен сказать о том, что речь идет не только об иностранных ресурсах, закон касается всех без исключения, интернет-ресурсов, которые нарушают конституционное право граждан России на свободный доступ к информации, получению ее, распространение и обработку. Тоже самое относится к цензуре по отношению к российским средствам массовой информации. Такие печальные прецеденты есть сегодня и их много. Они связанны с действиями именно интернет-платформ, зарегистрированных за рубежом.
Но повторяю, закон касается всех без исключения. Закон устанавливает, что теперь у Генерального прокурора или его заместителей появляется право в случае, если нарушается основополагающее конституционное право граждан Российской Федерации, надо признать тот или иной интернет-ресурс причастным. Я процитирую Вам, как звучит формулировка: «к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, граждан Российской Федерации, гарантирующих, в том числе, свободу массовой информации». Затем Генеральный прокурор или его заместитель направляет это решение в уполномоченный орган — в Роскомнадзор.
Роскомнадзор, в свою очередь, включает этот ресурс в специальный перечень — перечень владельцев, которые, как я уже сказал, причастны к нарушениям прав и свобод граждан Российской Федерации. Список будет открыт. Он будет вывешиваться на сайте Роскомнадзора. И одновременно с этим Роскомнадзор обращается к этому интернет-ресурсу с документом, где предлагается устранить существующее сегодня нарушение прав и свобод граждан. Если ресурс не реагирует на это представление, к нему применяются предусмотренные законом меры.
Какие это меры? Это снижение трафика этого интернет-ресурса на территории Российской Федерации, то есть замедление его работы. Это блокировка его работы на территории Российской Федерации. И кодекс административных правонарушений уже сегодня устанавливает ответственность за неисполнение требований Роскомнадзора. Поэтому здесь возможен и вариант наложения соответствующих штрафов.
Ведущая: То есть, например, и YouTube можно будет заблокировать?
Александр Хинштейн: Теоретически закон такое право дает, но хочу заметить: механизм этот прописывается по принципу нескольких путей. Для того, чтобы признать тот или иной интернет-ресурс причастным к нарушению прав и свобод граждан, необходимо, в том числе, и согласие МИД России – Министерства иностранных дел, если речь будет идти об иностранном ресурсе. Мы очень рассчитываем на то, что закон, который сегодня внесен в Государственную думу, будет использоваться и применяться государством очень бережно и очень аккуратно. Это не дубина — это хирургический инструмент, скальпель. Поэтому я надеюсь на то, что ситуация с блокировкой YouTube на территории Российской Федерации не произойдет.
Ведущая: Не считаете ли Вы, что заблокировав, например, доступ к одному из иностранных ресурсов, желая защитить одного из российских производителей контента, Вы можете нарушить права миллионов российских пользователей?
Александр Хинштейн: Это такой же философский спор, как имеет ли право государство на жестокость по отношению к преступникам. То есть, Вы же порождаете жестокость? Человек кого-то убил, а за это его приговорили к смертной казни. Мы имеем с вами ровно такую же ситуацию. Пожалуйста, не нарушайте конституционные права граждан, не блокируйте аккаунты российских СМИ в социальных сетях, не блокируйте материалы, выпущенные российскими средствами массовой информации. При этом хочу подчеркнуть — речь идет именно о проявлениях цензуры.
В случае, если те или иные материалы, нарушают существующее законодательство, международное право, пропагандируют культ насилия, расовую, религиозную нетерпимость, вражду, то понятно, блокировка такого контента, это обязанность самих интернет-ресурсов, и здесь о ни о какой какой цензуре речь идти не может. Но повторюсь, наше глубокое убеждение состоит в том, что у государства должен быть механизм, который защищает государство, граждан. И в свою очередь, у ресурсов, которые будут попадать в этот черный список, всегда есть возможность выбора. Никто не призывает их блокировать сразу. Им направляют представление, дальше у них есть возможность свое нарушение устранить.
Ведущая: А можно еще буквально коротко. Большие, малые российские компании, российские представительства иностранных компаний постоянно размещают свою рекламу в Facebook, в YouTube. Бюджеты компаний доходят до десятков миллионов рублей. Прописано ли в законопроекте, каким образом будет компенсироваться ущерб вот этим компаниям, которые могут понести убытки в случае блокировки сайтов, ро причинам, которые мы обсуждаем? Коротко, если можно.
Александр Хинштейн: Коротко сложно по одной причине. Сегодня законодательство у нас вообще не прописывает рекламу в социальных сетях и в Интернете. Поэтому и посчитать убытки от нее будет крайне затруднительно. Тем более, если речь идет об иностранных компаниях, которые получают эту прибыль за пределами Российской Федерации.
Ведущая: Понятно, ваша позиция ясна. Александр Евсеевич, благодарю вас, мы говорили с Главой Комитета Госдумы по информационной политике Александром Хинштейном.