Ведущий:
- С нами на связи Александр Хинштейн – председатель комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи.
Александр Евсеевич, эта ведь проблема, она на самом деле в контексте вообще мировой проблемы социальных сетей, которая в последние месяцы очень остро встала. Кто диктует правила: социальные сети или национальные правительства? Мы эту проблему видим в США, видим в Европе и у нас столкнулись в разрезе детей и несанкционированных акций. Пока, похоже, социальные сети на самом деле выигрывают, социальные сети диктуют.
А.Хинштейн
- Добрый вечер! Во-первых, я должен поправить предыдущего докладчика и внести ясность. Конечно же, социальные сети не являются средством массовой информации. Закон «О СМИ» четко говорит, что под СМИ, цитирую закон, понимаются: «периодическое печатное издание, сетевое издания, телеканал, радиоканал, телепрограммы, радиопрограммы, видеопрограммы, кинохроникальные программы и иные формы периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)».
Социальные сети как явление присутствуют у нас только в одном законе – законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации», с той поправкой, которая была принята накануне Нового года Госдумой. Я один из авторов этой инициативы. Мы впервые в законодательство ввели такой термин, как социальные сети. Эта норма вступает в действие с 1 февраля 2021 года, она отвечает на многие вопросы, которые вы и не только вы поднимаете. В частности, что говорит нам эта норма помимо того, что определяет, что такое вообще социальные сети? Социальные сети и их владельцы, а здесь я тоже должен поправить коллегу из Общественной палаты: ведущий канала, аудиовизуального сервиса, блогер, у которого есть страница, не является владельцем этой страницы. Он, говоря образно, – квартирант. Владельцем является сам интернет-ресурс. Мы это на примере уже бывшего президента Трампа видели: у тебя может быть хоть 50 миллионов подписчиков (у Трампа было 90 миллионов, по-моему, — ремарка ведущего) – в одну секунду тебе блокируют твой аккаунт – и большой привет.
Поэтому мы прописали обязанности социальных сетей осуществлять самоочищение. Что это значит? Социальные сети должны мониторить своих пользователей и удалять тот контент, который впрямую противоречит требованиям закона. Мы прописали закрытый перечень, что подпадает под эти требования. Это касается и наркотиков, и порнографии, и педофилии, и рекламы алкоголя в Интернете (потому что она запрещена у нас на территории России 24 часа в сутки), это экстремизм, терроризм… ‑ порядка 11 положений. Теперь социальные сети обязаны будут это делать, и мы очень рассчитываем на их сознательность и ответственность в этом плане, потому что пока мы не установили жесткие санкции за неисполнение этой нормы. Это то, что касается соцсетей.
Я напомню, что мы ввели еще целый ряд новых требований закона, которые касаются Интернета в целом, и именно направлены на то, чтобы сделать Интернет максимально комфортной зоной, где никого не оскорбляют, не унижают, не пропагандируют жестокость, и вообще Интернет должен быть средой позитива, а не негатива.
Отмечу из этих последних инициатив: мы ввели штрафы для владельцев интернет-ресурсов за неудаление запрещенного контента – не путайте с тем, о чем я говорил про социальные сети. Мы ввели запрет на оскорбления, кибербуллинг, травлю в Интернете, распространив ответственность за оскорбление, которое было раньше только на СМИ, на граждан, на общественное пространство, теперь и на Интернет. Мы ужесточили ответственность за фейки-ньюс.
Ведущий:
- Да, эти все правила есть, но социальным сетям, которые зарегистрированы за рубежом, все равно. Вот сегодня сообщали, что Тик-Ток пошел на диалог с депутатами Госдумы и готов обсуждать правила. ВКонтакте – просто российская. Но другие социальные сети не имеют никакой связи с Россией – вы их даже оштрафовать не можете.
А.Хинштейн:
- И с этим я не могу согласиться. Первое: штрафовать их можно, нет никакой разницы, где зарегистрирован тот или иной интернет-ресурс.
Ведущий:
- Они не платят.
А.Хинштейн:
- Второе: с этим я тоже не согласен. У нас есть прецеденты. Их пока немного, можно пересчитать по пальцам одной руки, но они уже есть, когда крупные интернет-ресурсы и социальные сети платят штрафы или выставленные им административные наказания.
Третье: мы обсуждаем сейчас инициативу о том, чтобы обязать интернет-ресурсы, социальные сети создавать на территории России свои филиалы или представительства, наделенные необходимыми распорядительными функциями, потому что у многих есть свои представительства, а есть компании, которые никакой ответственности не несут. Ну, скажем, Google Russia – агент, с которым «Большой» Google заключает соглашение. При этом все претензии Роскомнадзор посылает в Google, где есть русскоязычные для этого работники.
И хочу заметить по поводу большого числа фейков, которыми сопровождалась подготовка и проведение незаконных протестных акций в прошлое воскресенье. Наш комитет провел по горячим следам исследование, и мы установили, что в общей сложности не менее 53 фейковых тем активно в этот период качались и двигались. Подавляющее большинство подобного рода контента по требованию Роскомнадзора было удалено. Поэтому говорить о том, что иностранные сети и ресурсы абсолютно игнорируют Россию и российское законодательство, было бы неправильно. Да, пока они еще, скажем так, находятся в процессе воспитания, если можно так выразиться.
- В процессе формирования диалога – назовем это так. Спасибо, что были с нами на связи. Александр Евсеевич Хинштейн – председатель комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи.