Проекты Александра Хинштейна

А.Хинштейн в эфире «Вести 24». Кто диктует правила: социальные сети или национальные правительства?

Государственная Дума

Веду­щий:

- С нами на свя­зи Алек­сандр Хин­штейн – пред­се­да­тель коми­те­та Госу­дар­ствен­ной Думы по инфор­ма­ци­он­ной поли­ти­ке, инфор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям и связи.

Алек­сандр Евсе­е­вич, эта ведь про­бле­ма, она на самом деле в кон­тек­сте вооб­ще миро­вой про­бле­мы соци­аль­ных сетей, кото­рая в послед­ние меся­цы очень ост­ро вста­ла. Кто дик­ту­ет пра­ви­ла: соци­аль­ные сети или наци­о­наль­ные пра­ви­тель­ства? Мы эту про­бле­му видим в США, видим в Евро­пе и у нас столк­ну­лись в раз­ре­зе детей и несанк­ци­о­ни­ро­ван­ных акций. Пока, похо­же, соци­аль­ные сети на самом деле выиг­ры­ва­ют, соци­аль­ные сети диктуют.

А.Хинштейн

- Доб­рый вечер! Во-пер­вых, я дол­жен попра­вить преды­ду­ще­го доклад­чи­ка и вне­сти ясность. Конеч­но же, соци­аль­ные сети не явля­ют­ся сред­ством мас­со­вой инфор­ма­ции. Закон «О СМИ» чет­ко гово­рит, что под СМИ, цити­рую закон, пони­ма­ют­ся: «пери­о­ди­че­ское печат­ное изда­ние, сете­вое изда­ния, теле­ка­нал, радио­ка­нал, теле­про­грам­мы, радио­про­грам­мы, видео­про­грам­мы, кино­хро­ни­каль­ные про­грам­мы и иные фор­мы пери­о­ди­че­ско­го рас­про­стра­не­ния мас­со­вой инфор­ма­ции под посто­ян­ным наиме­но­ва­ни­ем (назва­ни­ем)».

Соци­аль­ные сети как явле­ние при­сут­ству­ют у нас толь­ко в одном законе – законе «Об инфор­ма­ции, инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­ги­ях и  защи­те инфор­ма­ции», с той  поправ­кой, кото­рая была при­ня­та нака­нуне Ново­го года Гос­ду­мой. Я один из авто­ров этой ини­ци­а­ти­вы. Мы впер­вые в зако­но­да­тель­ство вве­ли такой тер­мин, как соци­аль­ные сети. Эта нор­ма всту­па­ет в дей­ствие с 1 фев­ра­ля 2021 года, она отве­ча­ет на мно­гие вопро­сы, кото­рые вы и не толь­ко вы под­ни­ма­е­те.  В част­но­сти, что гово­рит нам эта нор­ма поми­мо того, что опре­де­ля­ет, что такое вооб­ще соци­аль­ные сети? Соци­аль­ные сети и их вла­дель­цы, а здесь я тоже дол­жен попра­вить кол­ле­гу из Обще­ствен­ной пала­ты: веду­щий кана­ла, аудио­ви­зу­аль­но­го сер­ви­са, бло­гер,  у кото­ро­го есть стра­ни­ца, не явля­ет­ся  вла­дель­цем этой стра­ни­цы. Он, гово­ря образ­но,  – квар­ти­рант. Вла­дель­цем явля­ет­ся сам интер­нет-ресурс. Мы это на при­ме­ре уже быв­ше­го пре­зи­ден­та Трам­па виде­ли:  у тебя может быть хоть 50 мил­ли­о­нов под­пис­чи­ков (у Трам­па было 90 мил­ли­о­нов, по-мое­му, — ремар­ка веду­ще­го) – в одну секун­ду тебе бло­ки­ру­ют твой акка­унт – и боль­шой привет.

Поэто­му мы про­пи­са­ли обя­зан­но­сти соци­аль­ных сетей осу­ществ­лять само­очи­ще­ние. Что это зна­чит? Соци­аль­ные сети долж­ны мони­то­рить сво­их поль­зо­ва­те­лей и уда­лять тот кон­тент, кото­рый впря­мую про­ти­во­ре­чит тре­бо­ва­ни­ям зако­на. Мы про­пи­са­ли закры­тый пере­чень, что под­па­да­ет под эти тре­бо­ва­ния. Это каса­ет­ся и нар­ко­ти­ков, и пор­но­гра­фии, и педо­фи­лии, и рекла­мы алко­го­ля в Интер­не­те (пото­му что она запре­ще­на у нас на тер­ри­то­рии  Рос­сии 24 часа в сут­ки), это экс­тре­мизм, тер­ро­ризм… ‑ поряд­ка 11 поло­же­ний. Теперь соци­аль­ные сети обя­за­ны будут это делать, и мы очень рас­счи­ты­ва­ем на их созна­тель­ность и ответ­ствен­ность в этом плане, пото­му что пока мы не уста­но­ви­ли жест­кие санк­ции за неис­пол­не­ние этой нор­мы. Это то, что каса­ет­ся соцсетей.

Я напом­ню, что мы вве­ли еще целый ряд новых тре­бо­ва­ний зако­на, кото­рые каса­ют­ся Интер­не­та в целом, и имен­но направ­ле­ны на то, что­бы сде­лать Интер­нет мак­си­маль­но ком­форт­ной зоной, где нико­го не оскорб­ля­ют, не уни­жа­ют, не про­па­ган­ди­ру­ют жесто­кость, и вооб­ще Интер­нет дол­жен быть сре­дой пози­ти­ва, а не негатива.

Отме­чу из этих послед­них ини­ци­а­тив: мы вве­ли штра­фы для вла­дель­цев интер­нет-ресур­сов за неуда­ле­ние запре­щен­но­го кон­тен­та – не путай­те с тем, о чем я гово­рил про соци­аль­ные сети. Мы вве­ли запрет на оскорб­ле­ния, кибер­бул­линг, трав­лю в Интер­не­те, рас­про­стра­нив ответ­ствен­ность за оскорб­ле­ние, кото­рое было рань­ше толь­ко на СМИ, на граж­дан, на обще­ствен­ное про­стран­ство,  теперь и на Интер­нет. Мы уже­сто­чи­ли ответ­ствен­ность за фейки-ньюс.

Веду­щий:

- Да, эти все пра­ви­ла есть, но соци­аль­ным сетям, кото­рые заре­ги­стри­ро­ва­ны за рубе­жом, все рав­но. Вот сего­дня сооб­ща­ли, что Тик-Ток пошел на диа­лог с депу­та­та­ми Гос­ду­мы и готов обсуж­дать пра­ви­ла. ВКон­так­те – про­сто рос­сий­ская. Но дру­гие соци­аль­ные сети не име­ют ника­кой свя­зи с Рос­си­ей – вы их даже оштра­фо­вать не можете.

А.Хинштейн:

- И с этим я не могу согла­сить­ся. Пер­вое: штра­фо­вать их мож­но, нет ника­кой раз­ни­цы, где заре­ги­стри­ро­ван тот или иной интернет-ресурс.

Веду­щий:

- Они не платят.

А.Хинштейн:

- Вто­рое: с этим я тоже не согла­сен. У нас есть пре­це­ден­ты. Их пока немно­го, мож­но пере­счи­тать по паль­цам одной руки, но они уже  есть, когда круп­ные интер­нет-ресур­сы и соци­аль­ные сети пла­тят штра­фы или выстав­лен­ные им адми­ни­стра­тив­ные наказания.

Тре­тье: мы обсуж­да­ем сей­час ини­ци­а­ти­ву о том, что­бы обя­зать интер­нет-ресур­сы, соци­аль­ные сети созда­вать на тер­ри­то­рии Рос­сии свои фили­а­лы или пред­ста­ви­тель­ства, наде­лен­ные необ­хо­ди­мы­ми рас­по­ря­ди­тель­ны­ми  функ­ци­я­ми, пото­му что у мно­гих есть свои пред­ста­ви­тель­ства, а есть  ком­па­нии, кото­рые ника­кой ответ­ствен­но­сти не несут. Ну, ска­жем, Google Russia – агент, с кото­рым «Боль­шой» Google заклю­ча­ет согла­ше­ние. При этом все пре­тен­зии Рос­ком­над­зор посы­ла­ет в Google, где есть рус­ско­языч­ные для это­го  работники.

И хочу заме­тить по пово­ду боль­шо­го чис­ла фей­ков, кото­ры­ми сопро­вож­да­лась под­го­тов­ка и про­ве­де­ние неза­кон­ных про­тестных акций в про­шлое вос­кре­се­нье. Наш коми­тет про­вел по горя­чим сле­дам иссле­до­ва­ние, и мы уста­но­ви­ли, что в общей слож­но­сти не менее 53 фей­ко­вых тем актив­но в этот пери­од кача­лись и дви­га­лись. Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство подоб­но­го рода кон­тен­та по тре­бо­ва­нию Рос­ком­над­зо­ра было уда­ле­но. Поэто­му гово­рить о том, что ино­стран­ные сети и ресур­сы абсо­лют­но игно­ри­ру­ют  Рос­сию и  рос­сий­ское зако­но­да­тель­ство, было бы непра­виль­но. Да, пока они еще, ска­жем так, нахо­дят­ся в про­цес­се вос­пи­та­ния, если мож­но так выразиться.

- В про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния диа­ло­га – назо­вем это так. Спа­си­бо, что были с нами на свя­зи. Алек­сандр Евсе­е­вич Хин­штейн – пред­се­да­тель коми­те­та Госу­дар­ствен­ной Думы по инфор­ма­ци­он­ной поли­ти­ке, инфор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям и связи.