В рамках партпроекта «Историческая память» Александром Хинштейном начата значимая работа по мониторингу и систематизации преподавания «Регионоведения» (краеведения). Как известно, этот предмет входит в, так называемый, «региональный компонент» учебной программы, который разрабатывается каждым регионом самостоятельно, в связи с чем наблюдается существенная разница в объеме и подаче материала в разных субъектах федерации. Зачастую в районах одного и того же региона преподавание ведется по разным учебникам, отличающимся и тематически, и структурно.
18 июня прошло первое совещание, была создана рабочая группа под руководством Министра просвещения России Ольги Васильевой, в состав которой вошли: координатор проекта «Историческая память» Александр Хинштейн, представители Министерства культуры, Ростуризма, Агентства по делам национальностей, Роспечати, Российского исторического и военного исторического обществ, Российского книжного союза, члены Совета Федерации.
9 октября 2019 года в Минпросвещения России состоялось заседание рабочей группы для выработки предложений по системной организации преподавания регионоведения (краеведения) в субъектах Российской Федерации.
Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева обратила внимание участников заседания на невозможность формирования любви и уважения к своей Родине без знания истории, географии, биологии и культуры родного края. Министр подчеркнула, что именно благодаря инициативе Александра Хинштейна и партийного проекта «Историческая память» была начата большая и значимая работа по мониторингу преподавания в субъектах России предмета регионоведение (краеведение).
Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Хинштейн поблагодарил Министра О.Васильеву и работников Минпросвещения за инициативный и оперативный подход к этой теме и за короткое время уже удалось провести мониторинг и анализ ситуации. Координатор партпроекта «Историческая память» сообщил, что всего лишь в 27 регионах разработаны методические рекомендации и внедрены учебники и учебно-методические комплексы преподавания этого предмета. В настоящее время проводится анализ этих учебников, выявляются лучшие практики, которые могут быть унифицированы и распространены в других регионах. Хинштейн обозначил круг проблем преподавания курса регионоведения (краеведения) в субъектах Российской Федерации, а также рассказал о положительном опыте работы по его организации в системе образования Москвы, Санкт-Петербурга, Республиках — Ингушетия и Крым, Новгородской, Калужской областей, Алтайского края, Ульяновской, Самарской и Новосибирской областей и Ханты-Мансийского автономного округа – Югра.
А. Хинштейн предложил сосредоточить усилия на выработке единых стандартов преподавания и путем изучения анализа практики наиболее успешных региональных курсов составить модельные учебные пособия и перечень лучших апробированных и показавших положительные результаты внедренных учебно-методических курсов. Эта работа будет носить рекомендательный характер, депутат выразил уверенность в том, что субъекты федерации услышат эти предложения и смогут адаптировать модельные учебники для каждого региона.
Необходимость взаимодействия Минкультуры России, Федерального агентства по туризму, Российского исторического общества, Российского военно-исторического общества, Русского географического общества, активной позиции субъектов Российской Федерации при решении вопросов, связанных с преподаванием курса регионоведения (краеведения), а также использования ресурсов учреждений культуры и исторических парков «Россия – моя история» отметил первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Павел Зенькович.
С большим вниманием участники Рабочей группы выслушали презентацию практики преподавания регионоведения (краеведения) в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга, которая была представлена начальником отдела общего образования Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга А.Грубской, которая сообщила, что опыт преподавания краеведения в Северной столице насчитывает более 30 лет и за это время была выстроена система преподавания, включающая в себя и учебные курсы, и внеклассную воспитательную работу.
Программа «История культуры Санкт-Петербурга» в начальной школе открывается внеклассными занятиями программы «Чудесный город», с 5–6 классов учащиеся проходят курс «Санкт-Петербург – город-музей», в 7–9 классах «История культуры Санкт-Петербурга», а старшеклассники изучают историю блокады Ленинграда и краеведческие темы. А.Грубская подчеркнула, что важной составляющей курса стала внеурочная деятельность, приобщающая учащихся к культурным ценностям Санкт-Петербурга – посещения театров, филармонических концертов, музеев, галерей. Она отметила несколько проектов:
«Русский музей – виртуальный филиал» — открывает свободный доступ к электронно-цифровым сокровищам «Русского музея».
«Государственный Эрмитаж» реализует проект «Прошлое на кончиках пальцев» для слепых и слабовидящих детей 4–6‑х классов – они участвуют в раскопках и изучают произведения искусства в тактильных экспозиций. Более 2‑х тысяч ребят прошли этот курс.
Еще одна интересная практика Санкт-Петербургского курса регионоведения, которую отметили все присутствовавшие, – «Театральный урок»: 160 учащихся целый день проводят в Мариинском театре, знакомятся с театральными профессиями, узнают об истории театра и посещают спектакль этого прославленного театра. За год 28 тыс. десятиклассников проходят этот курс. Анна Грубская отметила, что некоторые курсы программы Санкт-Петербурга готовы к унификации и предложила помощь Комитета по образованию города в работе над учебно-методическими пособиями для других регионов.
Рабочая группа продолжит изучение положительного опыта регионов
по преподаванию регионоведения (краеведения) с целью определения структуры
и содержательного наполнения указанного курса.