Подводя итоги года, депутат Госдумы Александр Хинштейн отметил, что, учитывая все негативные последствия коронавируса, скорбь по его жертвам, вынужденная ситуация стала драйвером многих процессов в цифровой среде, — профильной темы нашего Комитета по информполитике, информационным технологиям и связи.
“Возможность быстрой организации процессов в новой реальности свидетельствует о том, что российская технологическая инфраструктура была готова к переходу в онлайн. Но определённо были выявлены и тонкие места, недочёты, которые мы оперативно решали активацией законодательного процесса, межведомственного взаимодействия, в партнёрстве с бизнес-сообществом и профильными организациями”, — заметил Хинштейн.
Во время режима самоизоляции остро встал вопрос дистанционного образования для школьников и студентов. Проблема повсеместного доступа школьников к дистанционке была решена совместными усилиями Комитета, Минцифры и Минпроса. Понимая важность непрерывности образовательного процесса, Комитет инициировал организацию телеуроков с повсеместным охватом на базе Общественного Российского Телевидения. Работа велась совместно с Минцифрой, Минпросвещения и руководителями регионов России.
Партийная акция «Единой России» «Помоги учиться дома», которую курировал А.Хинштейн, позволила обеспечить тысячи школьников из малообеспеченных семей планшетами и компьютерами, необходимыми в период пандемии коронавируса для дистанционного обучения. Акция проводилась совместно с Министерством просвещения и Агентством стратегических инициатив.
Александр Хинштейн в пандемию провел активную работу с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по решению проблем возвращения граждан России, оказавшихся зарубежом в период пандемии.
Под руководством А.Хинштейна Комитетом Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи был разработан и 16 апреля 2020 года утвержден пакет мер поддержки ИТ-компаний, который был направлен в Правительство Российской Федерации с просьбой оказать поддержку.
12 мая 2020 года состоялось очередное заседание Комитета, на котором был утвержден проект мер поддержки средств массовой информации, предприятий печатной продукции и медиаотрасли в целом и принято решение обратиться в Правительство Российской Федерации и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать предложенные меры. По результатам этой работы 26 мая Правительство включило медиаотрасль, СМИ и издательства в перечень пострадавших из-за коронавируса отраслей экономики.
7 декабря 2020 года на заседании Комитета обсуждались планы реорганизуемой Россвязи о преобразовании Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича (СПбГУТ), Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ) и Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики (ПГУТИ) в филиалы Московского технического университета связи и информатики.
По итогу заседания было направлено обращение в адрес министра цифрового развития Максута Шадаева и курирующего вице-премьера Дмитрия Чернышенко в котором Комитет высказал обеспокоенность по поводу того, что в результате указанной реорганизации региональные вузы фактически потеряют свою самостоятельность, при том, что в настоящее время каждый из них является крупнейшим межрегиональным научно-образовательным центром. Комитет в указанном обращении также попросил остановить обозначенную реорганизацию.
В ответ на это обращение Дмитрий Чернышенко заявил, что на сегодняшний день речи о какой-либо реорганизации региональных вузов в сфере телекоммуникаций и информатики речи не идет. А Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики (ПГУТИ) в будущем году получит из федерального центра дополнительные средства на развитие и укрепление материальной базы.
9 декабря 2020 года Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи провел расширенное заседание комитета на тему: «Правовые гарантии работы журналистов». На данном заседании обсуждался, в том числе, проект федерального закона № 1057213–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (в части совершенствования правового регулирования вопросов организации, подготовки и проведения публичных мероприятий), содержащий положения о работе журналистов на собраниях и митингах.
В заседании приняли участие депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти, Общественной палаты Российской Федерации, Союза журналистов России, главные редакторы крупнейших изданий и телеканалов, а также отраслевые эксперты и специалисты.
Результатом этого заседания стал пакет поправок Александра Хинштейна и Дмитрия Вяткина в ФЗ №1057213–7 , которые учли абсолютно все предложения журналистского сообщества.
Кроме того, над 5 проектами федеральных законов Комитет завершил работу в этом году и направил их в Совет Федерации:
- проект федерального закона № 223849–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которым предусматривается возложение на владельцев социальных сетей обязанности по удалению противоправной информации.
- проект федерального закона № 1057337–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», которым уточняется порядок отнесения персональных данных к категории общедоступных, а также на устанавливаются особенностей обработки таких персональных данных;
- проект федерального закона № 1057385–7 «О внесении изменения в статью 46 Федерального закона «О связи», которым на оператора связи, оказывающего услуги связи для целей кабельного телевизионного вещания возлагается обязанность, предоставлять Роскомнадзору и радиочастотной службе доступ к своей сети связи для целей установки в ней технических средств контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации;
- проект федерального закона № 1058353–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи», которым вносятся изменения в порядок заключения, изменения и прекращения договоров об оказании услуг связи, уточняются порядок обработки и предоставления сведений об абонентах и пользователях услугами связи. Также, положениями законопроекта предусматривается введение информационной системы мониторинга проверки сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя.
- проект федерального закона № 1058572–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», которым предполагается создание перечня владельцев информационных ресурсов в сети «Интернет», причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, гарантирующих в том числе свободу массовой информации. В случае внесения в обозначенный перечень информации о владельце информационного ресурса в сети «Интернет», Роскомнадзором будет вводиться процедура полного или частичного ограничения доступа к информационному ресурсу соответствующего владельца.
Изменившиеся привычки во время пандемии останутся с нами навсегда
Во время самоизоляции взрывной рост получили сервисы доставки продуктов из магазинов и ресторанов, электронная коммерция, онлайн-кинотеатры и дополнительное образование в Сети.
Во многих нишах мы имеем сильных отечественных игроков. Европейцы могут назвать россиян избалованными хорошим сервисом: пока в Европе доставка из интернет-магазинов затягивается на две недели, в России доставят заказ в течение суток. В карантин службы доставки доказали, что могут даже больше: оставить продукты у двери через 15–20 минут после заказа. Наладив скоростную доставку в мегаполисах, логисты начали налаживать сервис в регионах, и им на помощь пришли службы такси.
Мы имеем национальных лидеров во всех основных сегментах — поисковые системы, социальные сети, электронная торговля, картография, сервисы совместного потребления.
«Но российские разработки должны быть во всех нишах, чтобы отечественным пользователям были доступны отечественные решения. Это ещё раз было подтверждено, когда среди отечественных разработок не нашлось аналогов Zoom, при этом безопасность иностранной платформы не отвечала потребностям при организации дистанционных уроков», — заметил Хинштейн.
Государство не просто ждёт появления прорывных решений, но и создаёт условия. Например, инициатива по предустановкам российского программного обеспечения на продаваемые в России смартфоны, компьютеры и умные телевизоры помогут в продвижении российских приложений на рынке и сделают их доступнее для пользователей. Перенос обязательной предустановки российского программного обеспечения на продаваемые в России смартфоны, компьютеры и умные телевизоры с 1 января на 1 апреля 2021 года, позволит участникам рынка подготовиться к исполнению требований российского законодательства.
Учитывая возрастающую роль интернета в повседневной жизни как каждого гражданина, так и страны в целом, стратегическим вопросом становится обеспечение повсеместного доступа к интернету, устойчивости Рунета, а также приведению норм цифровой среды к устоявшимся правилам офлайна. Это темы были и останутся ключевыми для работы Комитета.
Сегодня 63,6 % школ обеспечены качественным доступом к интернету, в 2021 году этот показатель должен достигнуть 100 %. В ходе большой пресс-конференции Владимир Владимирович Путин акцентировал внимание, что 2021 году все школы в России должны получить скоростной интернет.
Интернет должен быть доступен не только в школах, но и в каждом доме. Задача по устранению цифрового неравенства между жителями городского и сельского населения планомерно решается на протяжении последних нескольких лет.
В результате работы Комитета по информполитике, информационным технологиям и связи Госдума 1 апреля 2020 года приняла в третьем чтении закон об универсальных услугах связи (УУС), в рамках которого среди прочего беспроводной интернет будет запущен во всех российских деревнях с населением от 100 до 250 человек. Также такие населённые пункты будут обеспечены услугами подвижной радиотелефонной связи. Благодаря новым поправкам интернет придёт ещё порядка в 20 тысяч населённых пунктов.
Предложенные Комитетом поправки о внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О связи» обязывают застройщиков жилой недвижимости закладывать инфраструктуру для доступа к интернету (законопроект принят Госдумой в сентябре, уже одобрен Советом Федерации).
Также инфраструктура для обеспечения доступа к интернету и сотовой связи должна закладываться при строительстве дорог. Эту инициативу предстоит проработать в следующем году.
В 2020 году был принят актуальнейший для крымчан и севастопольцев законопроект № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи», который решает проблему правового статуса оператора универсального обслуживания на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь.
Значительный общественный резонанс получил закон 8 июня 2020 года № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации».
Закон позволит повысить оперативность и качество принимаемых решений в сфере государственного и муниципального управления, обеспечит достоверность и актуальность информации о населении, сокращение сроков оказания государственных и муниципальных услуг. Будет сформирован принципиально новый подход по оказанию гражданам адресной помощи, а также по обеспечению перехода на качественно новый уровень расчета и начисления налогов на доходы физических лиц.
Таким образом, создание регистра позволит государству перейти на качественно иной уровень прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации, социального и инфраструктурного планирования.
10 ноября 2020 года председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи А.Е.Хинштейн выступил на 15‑м Форуме ООН по вопросам управления Интернетом (IGF) с докладом: «Роль парламентариев в создании цифровой среды доверия в период COVID-19: опыт России». В своем докладе он сформулировал основные подходы российских законодателей для поддержки граждан, отечественной экономики, СМИ, ИТ и цифровой отрасли в период пандемии.
Также Хинштейн рассказал о планах работы на весеннюю сессию.
16 декабря Государственной Думе состоялось расширенное заседание Комитета по информационной политике, ИТ и связи на тему: «Новые подходы к развитию социальной рекламы в Интернете», в ходе которого обсудили роль общественно-значимых проектов и значение соцрекламы для их продвижения. В мероприятии приняли участие представители Минцифры, РКН, ФАС, Общественной палаты РФ, АКАР, НРА, АНО «Института развития интернета», а также крупнейших российских интернет-компаний — Яндекса, Rambler Group, Mail.ru Group. По итогу заседания принято решение о разработке законопроекта, регламентирующего социальную рекламу в интернете.
“Социальные проекты выполняют важную функцию в обществе, развивая эмпатию, сострадание, помогают самоопределению каждого человека. Их значение особенно выросло во время пандемии коронавируса. Важный пример — акция взаимопомощи #МЫВМЕСТЕ. Она была запущена в марте 2020 года, тогда же стартовала информационная кампания по вовлечению добровольцев, бизнеса и НКО. Благодаря широкому освещению со стороны медиа, уже удалось адресно помочь 4 миллионам россиян, а также собрать свыше 1,7 млрд рублей пожертвований”, — отметил Хинштейн.
Участники встречи согласились с тем, что условия размещения социальной рекламы не могут быть такими же, как коммерческой. С этим согласны и ключевые участники индустрии. В сентябре текущего года Mail.ru Group, Rambler Group, «Яндекс», а также «Институт развития интернета» и Общественная палата РФ подписали Меморандум о сотрудничестве и взаимодействии в целях создания и продвижения социальной рекламы в интернете. Но для обеспечения равных правил для всех участников рынка, необходимо закрепить подходы законодательно.
Комитет уже начал работу над законопроектом, регулирующим распространение социальной рекламы в интернете.
Важной темой для Комитета станет расширение доступности интернета в России.
«Главная задача, над которой в следующем году предстоит работать комитету, — это устранение цифрового неравенства и цифровизация общества. Это, по сути, ключевые линии нашей работы», — сказал Александр Хинштейн. По его словам, обеспечение качества услуг связи на сегодняшний день не прописано в законе, и, следовательно, ни на кого из органов власти не возложены полномочия по контролю за исполнением.
Справка:
В 2020 году в Комитете велась работа над 48 законопроектами. Из них, над 13 законопроектами работа уже завершена и над 5 законопроектами работа завершится в этом году.
Над 30 законопроектами работа в Комитете продолжится в 2021 году.
В уходящем году из 13 законопроектов, над которыми работа в Комитете завершена:
2 проекта федеральных законов были отклонены Государственной Думой.
2 проекта федеральных законов были возвращены субъекту права законодательной инициативы для выполнения требований Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы.
2 законопроекта было снято с рассмотрения Государственной Думы в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы.
7 федеральных законов подписаны Президентом Российской Федерации и опубликованы.
- Федеральный закон от 1 марта 2020 года № 42-ФЗ «О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статью 66 Федерального закона «О связи».
Данным Федеральным законом уточнен порядок распространения средствами массовой информации и операторами связи информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий.
- Федеральный закон от 7 апреля 2020 года № 109-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О связи».
Данным Федеральным законом сокращен общий срок процесса получения разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения с 55 до 40 рабочих дней.
- Федеральный закон от 7 апреля 2020 года № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи». Согласно этому закону в населенных пунктах с населением от 100 до 500 человек, в которых не оказываются услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети «Интернет», должна быть установлена не менее чем одна точка доступа (ранее для установки такого оборудования численность населения населенного пункта должна была составлять не менее 500 человек).
- Федеральный закон от 8 июня 2020 года № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации».
- Федеральный закон от 8 июня 2020 года № 177-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Данным Федеральным законом установлен механизм ограничения доступа к программам для ЭВМ посредством которых обеспечивается незаконный доступ в сети «Интернет» к объектам авторских и (или) смежных прав. Принятие указанного Федерального закона позволит вести более эффективную борьбу с «пиратством» в сети «Интернет», увеличит доходы правообладателей от распространения объектов интеллектуальной деятельности, что в свою очередь позитивно отразиться на налоговых поступлениях в бюджет Российской Федерации. Для граждан, данные изменения в перспективе воплотятся в повышении качества контента в связи с развитием конкуренции на легальном медиарынке.
- Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 296-ФЗ «О внесении изменения в статью 21 Федерального закона «О рекламе». Положениями данного федерального закона установлена возможность распространения рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенных в государствах — членах Евразийского экономического союза из выращенного на территориях соответствующих государств – членов ЕАЭС винограда наравне с рекламой вина, произведенного в России. В настоящий время реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенного в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, допускается в периодических печатных изданиях, в теле- и в радиопрограммах (с 23 до 7 часов местного времени), в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов, на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.
- Федеральный закон от 15 октября 2020 года № 338-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О связи», положениями которого органам местного самоуправления предоставлено право участвовать в реализации мероприятий, направленных на развитие связи на территории соответствующих муниципальных образований, а также установлено, что при градостроительном планировании развития территорий и поселений, их застройке должны определяться состав и структура объектов связи — сооружений связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, отдельных помещений для размещения средств связи, а также необходимые мощности в инженерных инфраструктурах для обеспечения функционирования средств связи, включая размещение сетей связи в многоквартирных домах.