23 октября, в Москве состоялось заседание коллегии Министерства просвещения Российской Федерации под руководством главы ведомства Сергея Кравцова. Александр Хинштейн вошел в состав коллегии в сентябре 2020 года.
Главными вопросами для обсуждения стали концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также совершенствование подготовки и профессионального развития педагогических работников, развитие среднего профессионального образования.
Открывая заседание коллегии, министр просвещения РФ Сергей Кравцов напомнил, что в 2020 году система образования всех уровней столкнулась с вызовами, которые потребовали пересмотра представлений о современном образовании и тех требований, которые предъявляются к школьному обучению обществом.
– Какие бы изменения ни происходили вокруг, главным для нас остается успех каждого ребенка. Мы должны делать все возможное для того, чтобы каждый ребенок вне зависимости от места проживания мог получать качественное образование и развивать свои способности и таланты. Наша стратегия нацелена на развитие современной образовательной среды, – отметил министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
Участники коллегии сошлись во мнении, что современная школа должна давать базовые знания, которые пригодятся выпускникам в жизни. Системе образования необходимо использовать в своей работе современные инструменты, однако ничто не заменит живого общения и роли педагога в жизни учеников, поэтому важно своевременно уделять внимание совершенствованию их профессиональной подготовки и профессионального развития.
Принята новая концепция преподавания истории
Научный руководитель Института всеобщей истории РАН А.Чубарьян, выступая на заседании коллегии Министерства просвещения Российской Федерации заявил, что новая концепция преподавания истории России должна способствовать консолидации общества.
«История может быть фактором консолидации общества, а может быть и фактором раскола. В основе концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории – изложение событий, которое должно способствовать консолидации», – сказал Александр Чубарьян. По его словам, концепция показывает обязательные темы, которые должны быть в каждом предмете.
Александр Чубарьян добавил, что предусматривается расширение исторической программы по изучению XX века, который теперь будет изучаться в 10‑м и 11‑м классах.
Представлена новая концепция развития среднего прфобразования
Коллегия министерства просвещения РФ приняла новую концепцию развития среднего профессионального образования.
Как следует из показанной на заседании презентации, у новой стратегии будут пять основных направлений.
Первое — постоянное обновление содержания и технологий профессионального образования и обучения в соответствии с актуальными и перспективными требованиями к квалификации работников, развитием технологий.
Второе — формирование нового ландшафта сети среднего профессионального образования, обеспечивающего гибкое реагирование на социально-экономические изменения, гармонизация результатов образования и обучения с требованиями в сфере труда.
Третье — повышение финансовой устойчивости и целевая поддержка организаций среднего профобразования. Четвертое — приведение квалификаций руководящего и преподавательского состава колледжей в соответствие с современными требованиями к кадрам.
Пятое — развитие профессиональной конкуренции в системе среднего профобразования для повышения эффективности образовательной и проектной деятельности.
Воспитательный модуль будет включен в программу педвузов
Ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков, выступая на коллегии заявил, что образовательные программы всех вузов, готовящих педагогов, в том числе и в классических университетах, должен обязательно быть включен воспитательный модуль.
«Для будущих педагогов особенно значимо умение воспитывать, создавать современную воспитывающую среду, содействовать формированию личности учащегося и его гражданской позиции. У нас создан вожатский модуль, активно разрабатывается деятельность волонтерских направлений, например «Волонтеры просвещения», которые раскрыли свой потенциал в условиях пандемии. Мы показали, каким богатством инициатив обладают наши студенты», – сказал Алексей Лубков.
Он добавил, что для системы образования нужен педагог-универсал, педагог-личность, готовый работать в условиях меняющейся школы, учитывать специфику детства.
Также обсуждался вопрос привлечения молодежи в педагогическую профессию. По мнению членов Коллегии необходимо использовать как материальные, так и нематериальные стимулы. Так, одним из вариантов решения вопроса с жильем для молодых специалистов могло бы стать предоставление им льготной ипотеки. Кроме того, нужно использовать и другие меры поддержки, среди которых – предоставление служебного жилья и льготных мест в детских садах.
Непрерывность повышения квалификации станет доступна всем педагогам
Педагогам должна быть предоставлена возможность непрерывного профессионального развития. Учителю нужно уметь использовать новые технологии обучения и работать в современных условиях. На сегодняшний день это особенно актуально, так как развивается цифровая образовательная среда, которую можно использовать в обучении школьников.
– В ходе работы над докладом коллеги из регионов также отметили, что к системе повышения квалификации должна примыкать и система психологической поддержки педагогов, направленная на профилактику профессионального выгорания. Опросы учителей показывают, что проблема перегрузки и, как следствие, профессиональное выгорание беспокоит их на сегодняшний день даже больше, чем вопрос оплаты труда, – подчеркнул первый зампред правительства Кировской области Дмитрий Курдюмов.
Дополнительные статьи расходов на образование детей-сирот будут включены в стратегию министерства просвещения России
Уполномоченный по правам ребенка в РФ Анна Кузнецова предложила компенсировать аренду жилья детям-сиротам и детям без попечения родителей на время их обучения в колледжах, чтобы избежать «профанации» выбора образовательного учреждения с наличием общежития.
«Выбор учебного заведения ограничивается теми образовательными учреждениями, где есть общежития без учета личных запросов, мотивации. В этом случае работа по профориентации сироты является профанацией, так как у него выбора по сути нет. Возможно, это является главным фактором низкого показателя трудоустройства. Одно из наших предложений является меры… компенсации за съемное жилье при условии, что профессиональные цели ребёнка соответствуют тому учреждению, в котором их можно удовлетворить», — заявила Кузнецова в ходе заседания коллегии министерства просвещения.
Так, Кузнецова уточнила со ссылкой на данные Роструда, что количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратившихся в службу занятости за помощью в поиске работы в 2019 году, составило 30 780 человек, из них трудоустроено 7898 детей, или чуть более 25%. При этом в 2019 году признано безработными около 15 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Занятость подростков, уточняет омбудсмен, также отражается на ситуации с преступлениями.
«По данным Верховного суда, каждый третий подросток, совершивший преступление, не учился и не работал, а каждый пятый уже находился в конфликте с законом», — заключила Кузнецова.
Министр просвещения Сергей Кравцов, в свою очередь, отметил, что данную проблему детей-сирот также включат в стратегию министерства.
Только около 1% выпускников российских колледжей 2020 года испытывают проблемы с трудоустройством. Об этом сообщил первый заместитель министра просвещения РФ Дмитрий Глушко в ходе заседания коллегии министерства просвещения РФ.
«Мы внимательно следим за трудоустройством наших выпускников. Несмотря на сложности объективно тяжелого нынешнего года, только около 1% выпускников текущего года испытывают трудности с поиском работы. И с этой категорией выпускников ведется соответствующая работа», — сказал Глушко.
При этом он отметил, что наблюдается рост поступающих в колледжи.
«По состоянию на текущий год на территории РФ функционирует 3 тыс. 642 колледжа, реализующих программы среднего профессионального образования, в которых обучаются более 3 млн человек. При этом мы наблюдаем значительную позитивную динамику количества поступающих ежегодно, наблюдается стабильный рост», — добавил Глушко.
С.Кравцов заявил, что принципиальной задачей системы образования является формирование современного человека, ответственного за свои действия, патриота, стремящегося к развитию, умеющего работать в команде, порядочного, трудолюбивого, доброго и созидающего.
«Этой задачи невозможно достичь без качественного образования», – подчеркнул министр просвещения РФ Сергей Кравцов
Он также отметил, что сформированные членами рабочей подгруппы предложения будут детально рассмотрены на заседании Государственного совета РФ, которое состоится в декабре этого года.