Александр Хинштейн проработал вопросы декриминализации оборота холодного оружия и новый закон о частной охранной деятельности с экспертным и профессиональным сообществом в Госдуме

Государственная Дума

Александр Хинштейн провел заседание Рабочей группы   по анализу и совершенствованию законодательства в сфере деятельности частных охранных организаций и контроля за оборотом оружия состоялось в Комитете Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции  24 сентября 2019 г. В работе приняли участие представители МВД России, Росгвардии,  Общественной палаты,  аппарата Уполномоченного  при Президенте России по защите прав предпринимателей, Минпромторга, ТПП, РСПП, Национальной оружейной ассоциации, АНО НИЦ Стратегического развития негосударственной сферы безопасности «Безопасность»,  НО «Союз Российских оружейников», концерна «Калашников».

В повестке обсуждения значились вопросы законодательного регулирование оборота пневматического и  холодного оружия  и проект закона о частной охранной деятельности.

Уголовную ответственность за незаконное изготовление и сбыт холодного оружия следует отменить ввиду его незначительной общественной опасности. С такой инициативой выступил зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн на заседании рабочей группы по анализу и совершенствованию законодательства в сфере оборота оружия.

За прошедшие с прошлого заседания рабочей группы 3 месяца, когда А.Хинштейн впервые высказал предложение о декриминализации оборота холодного оружия, была собрана статистика и проведена большая работа.

По словам депутата, всего восемь процентов от числа преступлений с использованием колюще-режущих предметов совершается холодным оружием. Однако купить кухонный нож или топор сегодня можно свободно, а за продажу коллекционного кинжала или кавалерийской сабли гражданину грозит до двух лет лишения свободы.

Александр Хинштейн

«Мы же не можем контролировать весь рынок бытовых колющих и режущих предметов, а они нередко по убойной силе не уступают холодному оружию, — приводит слова Александра Хинштейна «Парламентская газета». — Более того, сама идея ограничения государством оборота разделочных топориков или сельскохозяйственных вил кажется абсурдной. Очевидно, что уголовная ответственность за оборот холодного оружия не справедлива».

По мнению законодателя, сложившаяся правоприменительная практика в отношении холодного оружия является скорее данью советскому прошлому, где непременным атрибутом уличного хулигана была финка. Сегодня ситуация изменилась. Согласно статистическим данным ГИАЦ МВД общее количество преступлений совершенных с применением холодного оружия за последние 5 лет снизилось с 2314 в 2014 году до 733 в 2018 году.

Представители Общественной палаты, а также Росгвардии, МВД и Минпромторга поддержали предложение Александра Хинштейна по декриминализации оборота холодного оружия.

По словам силовиков, раздел в Уголовном кодексе, посвящённый холодному оружию, можно будет убрать. Однако совсем без контроля эту сферу не оставят. Предполагается, что в некоторых случаях будет сохранена административная ответственность.

Холодное оружие делится на клинковое (кинжалы, кортики, мечи, стилеты, ножи, рапиры, сабли, шашки, шпаги, штыки) и древковое (пики, копья, рогатины, секиры). Также существует классификация по типу поражающего действия: колющее, рубящее, ударное. Некоторые виды холодного оружия используются в качестве спортивного (рапира, шпага, копье) и наградного (сабля) оружия.

По несколько иному сценарию прошло обсуждение предложений по изменению оборота пневматического оружия. Позиция оружейников и представителей силовых ведомств в подходах к законодательному регулированию пневматики разошлись. Союз российских оружейников выступил с инициативой снятия ограничения на приобретение маломощного пневматического оружия в отношении юридических лиц, поскольку это, по их  мнению, негативно сказываются на рынке оружия.  Были высказаны предложения по  отмене требований для юридических лиц по приобретению лицензии для маломощного пневматического оружия и отнесению  к маломощному оружию гражданского  пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно, а также конструктивно сходные с пневматическим оружием изделия  дульной энергией до 3 Дж.

Эти предложения были обоснованы  активизацией деятельности таких организаций как ДОСААФ и Юнармия, которые проводят  игры и обучение  подрастающего поколения с использованием  пневматического оружия.  Росгвардия же  выступила с инициативой об ужесточении  оборота пневматики — приобретать конструктивно сходные с пневматическим оружием изделия  предложено   было  только в специальных оружейных магазинах, и  правом владения наделить только совершеннолетних граждан. С такой инициативой на заседании  выступил представитель ведомства Азамат Дышеков.

По словам руководителя рабочей группы, зампреда Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александра Хинштейна, которые приводит «Парламентская газета» на фоне трагических случаев нападений школьников на своих одноклассников с применением холодного и пневматического оружия ужесточение оборота пневматических изделий необходимо.

Согласно Федеральному закону «Об оружии», в настоящее время маломощное пневматическое оружие (с дульной энергией до 7,5 джоуля) продаётся гражданам без лицензии и не регистрируется. В соответствии с законодательством, пневматические винтовки, пистолеты и револьверы с дульной энергией от 0,5 до 3 джоулей независимо от калибра отнесены к конструктивно сходным с пневматическим оружием изделиям.

После детального обсуждения  на Рабочей группе Александр Хинштейн предложил собрать мнения всех заинтересованных сторон, в первую очередь, ДОСААФ и Юнармии и вернуться к этому вопросу с учетом полученных дополнительных обоснований на следующем заседании, которое состоится в октябре – ноябре с.г.

Последним пунктом повестки заседания стал новый закон о частной охранной деятельности.

В настоящее время в Российской Федерации  действует  закон «О негосударственной (частной) детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г. № 2487-1. Все без исключения его  статьи   изменялись либо дополнялись, принятый 27 лет назад Закон к настоящему времени в значительной мере устарел и тяжело воспринимается даже специалистами. Кроме того, за это время существенно изменилось общее гражданское законодательство.

Еще одним веским аргументом в пользу обновления законодательства стал тот факт, что, в настоящее время этот закон  регламентирует сразу два отдельных вида деятельности, которые различны по своему содержанию, характеру, оказываемым услугам и правовой природе. Вопросы  вызывает и тот факт, что одному лицу  законодательно запрещено заниматься одновременно детективной и охранной деятельностью.

 

Отсутствие основательной правовой базы, постоянное запаздывание с принятием необходимых нормативных правовых актов для своевременной корректировки Закона, стало  существенной проблемой развития законодательства в этой сфере, создаёт серьёзные препятствия для создания цивилизованного рынка охранных услуг.

При обсуждении проекта Александр Хинштейн отметил,  что принятие нового закона о частной охранной  деятельности будет способствовать улучшению качества предоставляемых охранных услуг и организации взаимодействия частных охранных организаций с правоохранительными органами, в том числе для использования их потенциала в вопросах противодействия криминальным и террористическим угрозам.

Реализация вводимых положений, в комплексе с другими мероприятиями по профессиональной стандартизации сферы охранных услуг, позволит закрепить тенденцию к повышению профессиональной квалификации работников и руководителей охранных организаций, что позволит их силами обеспечивать охрану объектов всех категорий важности.

Концептуально проект нового закона  был поддержан всеми заинтересованными сторонами и силовыми ведомствами, остались отдельные незначительные вопросы по юридико-технической  доработке и окончательному  оформлению этой важной  законотворческой инициативы.

Эта работа будет проведена Рабочей группой по анализу и совершенствованию законодательства в сфере деятельности частных охранных организаций и контроля за оборотом оружия, следующее заседание которой состоится в октябре.