11 июня в пресс-центре «Парламентской газеты» состоялась итоговая пресс-конференция председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александра Хинштейна.
В ходе беседы речь шла о том:
- Попадет ли «Википедия» в список иностранных агентов?
- Будет ли принят Закон о блокировке звонков с подменных номеров из-за границы?
- Кому нужен закон об измерителе интернет-аудитории?
- Как работает закон, по которому соцсети обязаны сами выявлять и блокировать социально опасную информацию?
- Надо ли закладывать системы связи при строительстве дорог?
- Надо ли законодательно регулировать стримы?
- Что такое Курс цифровой грамотности школьника?
- Какие знаковые законы приняты весеннюю сессию и в 7‑м созыве Госдумы?
Хинштейн назвал главную цель проекта о «приземлении» IT-гигантов
«Закон о приземлении не только про то, что ИТ-гиганты должны создать свои филиалы в России, а в целом о правилах и принципах работы иностранных интернет-ресурсов, имеющих ежедневную аудиторию российских пользователей», — сообщил Хинштейн.
Главная цель законопроекта о «приземлении» IT-гигантов состоит в создании равных условий для работы российских и зарубежных компаний, заявил председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн в ходе интервью в пресс-центре «Парламентской газеты».
Законопроект о «приземлении» IT-гигантов принят в первом чтении, напомнил политик.
Крупные IT-компании, по его словам, должны будут создавать свои филиалы или представительства в виде учреждения российского юрлица, наделённого необходимыми представительскими функциями. Оно будет заниматься модерацией информации, взаимодействием с госорганизациями и структурами, гражданами, СМИ, представлять интересы компании в суде. Среди других условий — открытие личного кабинета на сайте Роскомнадзора и «ящика» у себя на сайте для обратной связи с российскими гражданами и организациями.
«Это простые и совершенно не требующие затрат условия», — сказал депутат, — Когда мы обсуждали эту инициативу, работая с экспертным сообществом, с коллегами, мы сознательно постарались максимально минимизировать эти требования», — отметил Хинштейн.
Законопроект устанавливает не ответственность, а меры принуждения — экономические санкции, которые наступают для этого ресурса, в случае неисполнения обязанности по приземлению, — подчеркнул председатель комитета Отличие мер понуждения от санкций в том, что мера понуждения может быть в любой момент отменена.
При этом мы понимаем что, эти жесткие санкции, особенно полная блокировка, это не просто мера принуждения, вот это уже мера сдерживания, это я многократно этот пример приводил, не с точки зрения вот аналогии по смыслу, а с точки зрения аналогии по форме. Ракетное ядерное оружие, когда страна его создает, она строит ракетный щит не для нападения, а для обороны, для того что бы ни у кого не возникло желания и мысли, нанести по нам ракетный удар, понимая что последует ответ, ровно такая же история и здесь.
Теперь вопрос, а для чего это понадобилось?
«А понадобилось это для того, что бы как уже было сказано, создать равные условия. Ибо сегодня государство, общество сталкивается регулярно с абсолютным игнорированием страны ИТ- ресурсами российского законодательства, наших интересов, наших законных требований».
Депутат напомнил про историю с Twitter, что меры по ограничению работы этого ресурса были приняты после нескольких лет попыток Роскомнадзора призвать его к ответу и удалить только те посты, которые имеют ярко выраженный характер «не просто нелегального контента, а со всех точек зрения особо общественно опасного». Хинштейн пояснил, что речь идёт о детской порнографии, пропаганде наркотиков или информации о местах их изготовления и распространения, а также о призывах к суициду.
Более 24 тысяч представлений Роскомнадзор направил, в ответ — тишина, после этого пришлось применять эти, ранее принятые нам меры» , — пояснил Хинштейн.
Роскомнадзор с 10 марта замедлил скорость работы Twitter в России на 100 процентах мобильных устройств и на 50 процентах стационарных устройств и пригрозил блокировкой, если интернет-сервис не начнет выполнять требования российских законов.
«Мы очень рассчитываем, что ограничения будут сняты. Осталось совсем немного страниц, удаления которых добивается Роскомнадзор — подавляющее большинство твитов Twitter удалил», — отметил Хинштейн.
По его мнению, это наглядная иллюстрация того, что как только государство демонстрирует свою жёсткость, IT-ресурсы меняют «гнев на милость» и начинают с нами взаимодействовать.
В ходе брифинга «Парламентской газеты» Александр Хинштейн рассказал, что только Google и Facebook в прошлом году заработали в России на рекламе не менее 100 миллиардов рублей, т.е. полтора миллиарда долларов.
«Есть перед глазами примеры других стран. Турция, Австралия, сейчас и Индия где гиганты вынуждены были пойти на уступки, и согласиться с требованиями местных законов, хотя изначально также демонстративно говорили, что они никогда ни за что под это не подстроятся. Поэтому я надеюсь на то, что гигант нас услышат», — рассказал Александр Хинштейн.
Хинштейн напомнил, что 28 мая прошло заседание Комитета, где обсуждался законопроект «о приземлении». Письма с приглашением принять участие в мероприятии были направлены 20 ключевым ИТ-гигантам, которых коснётся данный законопроект. Пришли маркетплейсы — AliExpress, iHerb, а также Wikipedia.
Хинштейн подчеркнул, что портал «Википедия» не подпадёт под действие закона «Об иностранных агентах» в случае открытия полноценного представительства в России.
«Мы разобрались с юристами, и сегодня мы убеждены, что «Википедия» не подпадёт под требования закона об иностранных агентах, чего они опасались», — сказал Хинштейн.
Представители портала ранее заявили, что в случае, если «Википедия» создаст в России свои филиалы или представительства, она подпадёт под требования этого закона, поскольку её головная организация находится в США.
«Для того что стать иностранным агентом, надо напрямую заниматься политической деятельностью, а «Википедия» вне политики, поэтому мы здесь рисков не видим», — подчеркнул депутат.
По его словам, встреча парламентариев с представителями энциклопедического портала обязательно состоится.
Закон о блокировке звонков с подменных номеров из-за границы могут принять в июне
До конца созыва Госдума может принять законопроект, предполагающий блокировку операторами связи звонков, идущих из-за границы под кодами российских городов, сообщил Александр Хинштейн.
«Одна из инициатив, которую, надеюсь, удастся принять до конца созыва, мы такую поправку подготовили и согласовали со всеми заинтересованными сторонами, как раз касается темы борьбы с киберпреступностью», — сказал Хинштейн.
Одно из наиболее распространённых сегодня преступлений — это использование подменных номеров, когда людям поступают звонки от мошенников с номерами, похожими на номера государственных организаций, банков и так далее, отметил он.
«Зачастую подменные номера идут из-за границы. Несмотря на то что оператор связи обязан конечному пользователю доставить звонок либо смс под оригинальным исходящим номером, этого не происходит. С операторами связи по разным причинам вступают в сговор. Оператор связи заинтересован в увеличении трафика», — пояснил политик.
Поэтому депутаты, по его словам, подготовили инициативу, которая запрещает использование подменных номеров, обязывая операторов связи блокировать все номера, идущие из-за границы, если они идут под кодами российских городов и сетей. «За исключением тех сограждан, которые находятся за границей, например в Турции на отдыхе и звонят домой с мобильного телефона», — добавил парламентарий.
Эта инициатива позволит серьёзно изменить ситуацию с преступностью в этом направлении, считает он.
Хинштейн объяснил важность закона об измерителе интернет-аудитории
До конца нынешнего созыва Госдумы может быть принят закон о едином измерителе аудитории интернет-ресурсов. Он, в том числе, поможет реализации требования о соблюдении квоты на социальную рекламу, пояснил председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.
Закон о едином измерителе интернет-аудитории имеет значение не только для бизнеса, но и для реализации положения нового закона о квоте на социальную рекламу в Интернете, сказал депутат. Накануне Госдумой был принят знаковый закон о социальной рекламе, который перенёс требования к вещателям по телевидению и рекламщикам, работающим с наружной рекламой, на Интернет, напомнил Хинштейн.
До пяти процентов от общего объёма рекламы в Интернете также должна занимать социальная реклама. «Вопрос — как мы будем её считать? Она ведь может быть самая разная», — сказал депутат.
Если бы не социальная реклама, то, например, в пандемию люди никогда бы не узнали о работе волонтёрских центров, помощи, которую оказывают у них рядом с домом, считает Хинштейн.
Хинштейн сообщил, что обсуждается введение обязанности закладывать системы связи при проектировании и строительстве дорог.
Чтобы на автодорогах не было «мёртвых зон», где нет мобильной связи, при их строительстве необходимо закладывать соответствующую инфраструктуру. Сейчас в Госдуме обсуждают возможность введения такой обязанности, заявил председатель думского Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.
Он напомнил, что закон об универсальных услугах связи обязывает обеспечивать сельские территории высокополосным уровнем Интернета и связи.
«Сегодня эти программы реализуются Минцифры и «Ростелекомом», но их явно недостаточно, — подчеркнул депутат. — У нас на Дальнем Востоке есть десятки километров федеральных дорог, которые вообще не обеспечены покрытием… Мы обсуждаем обязанность при строительстве дорог закладывать там системы связи».
Вопрос введения курса цифровой безопасности школьников никак не связан с цифровой образовательной системой и дистанционным обучением.
Вопрос цифрового образования требует очень серьёзного отдельного обсуждения, осмысления, — заявил депутат Хинштейн.
«Есть несколько концепций. Одна, из этих концепций в том, чтобы максимально дистанцироваться в сторону дистанционного образования. Я противник такого подхода. Безусловно, дистант может и должен применяться, но только как запасной вариант», — рассказал Александр Хинштейн.
Хинштейн отметил, что дистанционное образование может использоваться, например, когда ребёнок заболел, а родители не хотят, чтобы он выпадал из учебного процесса. Или для организации лекций признанных экспертов.
«Но контакт живой, учитель-ученик, социализация ребёнка, в конце концов, образование, но и воспитание. Это следует теперь из поправок закона об образовании, внесённых президентом страны. Всё это может дать только живая школа», — прокомментировал парламентарий.
Курс обучения цифровой грамотности
Депутаты, скорее всего, будут предлагать включить курс цифровой грамотности для школьников в программу предмета ОБЖ. Об этом председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн
Рабочая группа для подготовки и организации курса цифровой грамотности в школах ещё не создана, хотя решение о её создании на уровне министра цифрового развития и министра просвещения принято, сообщил депутат.
«Нам нужно создать эту группу максимально сбалансированно, чтобы в неё вошли представители всех сред и сфер, начиная с учительского, педагогического и академического сообщества, те, кто занимается разработкой учебных программ, представители IT-индустрии, родительского сообщества, уполномоченный по правам ребёнка и психологи», — сказал политик.
Речь, по его словам, идёт о курсе некоего минимального набора знаний для детей, который позволит им избежать опасностей в Сети. Из курса дети узнают, что такое кибербуллинг или травля в Сети, как отличить правдоподобную информацию от откровенного фейка, что такое фактчекинг, как не попасться на удочку мошенников и так далее. И ещё — как не нажать «не на ту кнопку, чтоб не списалось 5 тысяч рублей с карточки родителей», добавил он.
«Мы пока размышляем на тему, куда погрузить этот курс: он должен быть очным, не дистанционным. С высокой вероятностью будем предлагать погрузить его в Основы безопасности жизнедеятельности», — сказал Хинштейн.
Такое предложение также подготовлено Министерством цифрового развития.
«Здесь важно понимать, что речь не о цифровом образовании как таковом, а что это конкретное направление деятельности связанное с интернет-гигиеной наших детей, как их научить избежать опасностей в Сети», — подытожил депутат.
На пресс-конференции поднимался вопрос о недавно принятых Госдумой поправках, ужесточающих контроль за оружием.
Хинштейн сообщил, что родители, когда отдают ребёнка в школу, они должны быть твёрдо уверены в том, что государство обеспечит его там безопасностью, что он оттуда вернётся образованным, воспитанным, живым и здоровым.
Депутат вспомнил недавнюю трагедию, — «Опять, берём Казань, там находилась вахтёрша, даже вахтёрша не находилась потому, что она задержалась, она только ночью сидит. Там находился вообще никак не оформленный сотрудник, бывший учитель труда или завхоз, который принял на себя первые пули. Это печально. Была система блокировки дверей, но дверь стеклянная, злоумышленник её расстрелял, туда ворвался», — пояснил Хинштейн.
Для исключения таких трагедий в будущем, Хинштейн предложил распространить положительный опыт системы «Безопасный город».
«Сегодня технологии позволяют настраивать систему видеонаблюдения в городах, населённых пунктах по тревожным сценариям. В цифровой разум системы заложен некий профиль опасности, например, профиль с человеком, держащим в руке винтовку, сегодня совершенно по силам, более того, в некоторых регионах это уже реализовано» , — заявил Хинштейн.
Знаковые законы весенней сессии и всего VII созыва, которые выделил председатель комитета по информационной политике Александр Хинштейн:
▫️ Закон, который установил обязанность государства обеспечивать устойчивым приёмом интернета и связи сельские поселения с численностью от 100 человек, раньше такая норма была установлена на отметке 250 человек.
▫️ Закон о противодействии интернет-цензуре, который наделил государство правом применять меры реагирования на неисполнение законных требований наших контрольно-надзорных, регулирующих органов.
▫️ Появление в понятийном аппарате законодательства социальных сетей как таковых, введение обязанности мониторинга и удаления запрещённого контента.
▫️ Законодательство, связанное с противодействием ИТ-преступности. Здесь стоит отметить закон, который дал возможность блокировать номера телефонов и прекращать оказание услуг связи телефонам, находящимся в местах лишения свободы.
▫️ Законодательство, связанное с защитой чести, достоинства, деловой репутации в частности изменения ответственности за оскорбление, появление ответственности за хамство чиновников и распространение действия этой нормы на интернет, расширение действия клеветы на интернет.
Надо ли регулировать трэш-стримы на законодательном уровне?
Говоря в целом о политике и подходах к регулированию IT-сферы, Александр Хинштейн несколько раз подчеркнул, что является безусловным сторонником ее четкого регулирования. Но не в смысле введения неких цензурных ограничений или диктата, а в смысле применения к ней тех же простых и понятных норм, которые действуют в других сферах, защищая не только честь или безопасность граждан, но и их имущественные права. И, поскольку увидеть, к чему ведет последовательное претворение принципа полной свободы в сети, уже была возможность, теперь остается лишь продолжать начатую работу по введению этой стихии в понятные рамки.
Что же касается конкретных примеров, которые приводили ведущие, о предложениях ввести законы, регулирующие организацию дистанционных процедур в сфере образования и этические нормы для тиктокеров, председатель комитета по информационной политике высказался однозначно, что это не те вопросы, которые должны регулироваться федеральным законом.
«Я уже сказал, что я комплексно за то, чтобы в целом регулировать происходящее в интернете, но надо ли опускаться до уровня такой детализации, что именно стримы должны быть такими или не такими. Стрим – это трансляция, у нас сейчас с вами стрим. Если в ходе нашего стрима сейчас кто-то позволит себе совершение противоправных действий, он должен понести за это ответственность. Вопрос – надо ли для этого прописывать отдельную норму закона, что во время стрима нельзя, про трусы, про полотенца, конечно, совсем перебор, хотя есть такие разделы законодательства, где запрещается с арбузами по улице ходить», — сказал Хинштейн.
Председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи добавил, что каждая инициатива, в рамках работы комитета, всегда прорабатывается без суеты и спешки, с диалогом, с обсуждением с отраслью.
Хинштейн сообщил, что при Комитете действует большой экспертный совет, куда входит представители отрасли, что каждый знаковый, важный законопроект широко обсуждается, что он рассылается по всей отрасли, что мы собираем все мнения, что мы слышим каждого.
«И множество законов, которые мы сегодня с вами обсудили, например, принятый закон о витрине, важный закон, который обеспечивает трансляцию каналов 20 мультиплекса телевизионных в интернете. Ко второму чтению он кардинально изменился по сравнению с тем, каким он был в первом чтении.
Закон о едином федеральном информационном регистре, который впервые создаёт большую базу данных о наших гражданах. Опять же, он очень сильно изменился от того, как он был в первом чтении, каким он стал во втором чтении.
Дума и наш комитет в частности – это сегодня место для дискуссий.
Хинштейн выразил уверенность что так будет всегда, что открытость для диалога и обсуждения будет и впредь визитной карточкой ИТ-комитета Госдумы.