На заседании были рассмотрены несколько значимых законопроектов.
По первому пункту повестки дня был рассмотрен проект № 728 305–7, вносящий изменения в статью 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статью 66 Закона «О связи». Проект, внесенный Правительством, был принят Государственной Думой в первом чтении.
Председатель Комитета А.Хинштейн отметил, что законопроект вносит поправки в процедуру оповещения населения о возможных техногенных и природных катастрофах. Комитет проголосовал единогласно за проект решения с рекомендацией Государственной Думе поддержать законопроект во втором чтении.
С подробным докладом о законопроекте, внесенном Правительством Российской Федерации, №769986–7 об изменении статьи 19 1 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» выступила статс-секретарь — заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Л.Бокова. Она отметила, что законопроект был разработан во исполнение решения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2019 года, который указал на необходимость ряда корректировок положений статьи 19 1 закона «О средствах массовой информации».
Л.Бокова напомнила, что данная статья была включена в закон «О СМИ» в 2014 году и установила ряд ограничений для иностранного участия в российских СМИ. Решение Конституционного Суда было принято по иску гражданина Е.Г.Финкильштейна, который оспаривал законность статьи 19 1.
Докладчик отметила, что Конституционный Суд Российской Федерации признал, что в целом статья 19 1 не противоречит Конституции России, но тем не менее, предписал федеральному законодателю скорректировать ее отдельные положения, а именно, — 1, 2 и 4 части по нескольким позициям. Правки носят юридико-технический характер и предполагают отмену понятия «участник СМИ», которое не предусмотрено законом «О средствах массовой информации», снятие внутренних противоречий, из-за которых возникла возможность разночтения при применении частей 2 и 4 ст. 19 1 , которые как раз и ограничивают двадцатью процентами возможность иностранного участия на 2‑м и 3‑м уровне, дают возможность акционерам голосовать в пределах 20 % акции. Еще одна новелла предусматривает судебную защиту прав в случае убытков.
Председатель Комитета А.Хинштейн отметил, что законопроект корректирует существующие коллизии в законодательстве, которые были допущены при принятия Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». Соисполнителем по данному законопроекту является Комитет по безопасности и противодействию коррупции, который в своем заключении законопроект поддержал.
Члены Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи единогласно проголосовали за решение, рекомендующее Государственной Думе принять данный закон в первом чтении.
Третьим пунктом повестки значился проект ФЗ №763517–7 «О внесении изменения в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 18 ФЗ «О персональных данных» (в части установления обязанностей владельцев значимого информационного ресурса). Законопроект был внесен членом Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи А.В.Горелкиным в июле 2019 года.
А.Хинштейн отметил, что этот резонансный законопроект предполагает внесение в законодательство нового понятийного термина «значимый информационный ресурс», под которым предполагается понимать сайты, страницы в сети интернета, иные технические средства, использование которых позволяет владельцу осуществлять сбор информации о пользователях, находящихся на территории России. Поправки подразумевали, что основным владельцем такого ресурса может быть гражданин РФ или российское юрлицо с долей иностранного участия не более 20% голосующих акций. При внесении проекта в 2019 году крупнейшие российские компании высказались против поправок. На этапе их обсуждения акции российского «Яндекса» подешевели на бирже более чем на 15% (позже падение было отыграно). На тот момент структура владения ИT-компанией формально не отвечала требованиям, изложенным в законопроекте.
Правительство в своем отзыве на поправки рекомендовало установить ограничение на уровне 50% минус одна акция.
Александр Хинштейн, комментируя законопроект, назвал его «действительно актуальным». Он отметил, что в целом госполитика, направленная на национализацию информационных ресурсов и СМИ, — Комитетом поддерживается, а в дальнейшем «все зависит от конкретных деталей». «В законопроекте есть ряд недоработок, многие его положения не согласуются с действующим законодательством. Например, единственным критерием признания ресурса значимым является возможность сбора с его помощью информации о пользователях. Но это можно отнести к абсолютно любому сайту и ресурсу в интернете, — сказал Хинштейн и продолжил — Нужны более объективные критерии, поэтому было принято решение вернуть законопроект, чтобы автор доработал его до вынесения на рассмотрение Госдумы в первом чтении».
Резонансный законопроект о значимых интернет-ресурсах был возвращен автору для доработки. Такое решение было принято Комитетом Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи. «Повторное внесение законопроекта возможно по регламенту в течение 30 дней», — уточнил журналистам глава комитета Александр Хинштейн.
Завершая заседание председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи А.Хинштейн отметил, что на его взгляд важно то, что принято решение о проведении некоторой перезагрузки в работе Комитета в сторону максимальной открытости его деятельности, переноса на его площадку обсуждения наиболее насущных, актуальных проблем отраслей и подведомственных структур. В числе первых можно указать рассмотрение вопросов о последствиях акционирования Почты России, работы, так называемой, 20–21 кнопки ТВ, подключение регионального телевещания в единый пакет Росстелеком и другие.