Проекты Александра Хинштейна

Александр Хинштейн в эфире ВестиFM рассказал о законопроекте, направленном на пресечение дискриминации российского контента

Видео


Вести ФМ запись прямого эфира

Ведущий: Иностранные интернет-платформы будут жестко наказывать за дискриминацию российского контента. Такой законопроект внесен в Госдуму. Санкции предусматриваются серьезные: от штрафа до полной блокировки сервиса на территории России. В пояснительной записке к законопроекту его авторы предъявляют претензии к YouTube, Facebook и Twitter. Как сообщил Роскомнадзор на этой неделе, в 2020 году зафиксировано 24 случая цензурирования российских СМИ со стороны иностранных интернет-компаний. Среди пострадавших: «РИА Новости», «Спутник», «Крым 24», «Царьград» и другие ресурсы. Возможен ли компромисс с крупнейшими иностранными интернет-платформами или YouTube, Facebook и Twitter уйдут из России? Вот об этом будем говорить сегодня в нашей программе. И я рад приветствовать своего первого гостя — председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, замсекретаря Генсовета партии «Единая Россия» Александра Хинштейна. Александр Евсеевич, здравствуйте!

Александр Хинштейн: Здравствуйте!

Ведущий: Итак, суть законопроекта, почему именно сейчас в нем возникла необходимость?

Александр Хинштейн: Законопроект, как Вы справедливо сказали в подводке, направлен на защиту конституционных прав российских граждан на доступ к информации и свободы российских СМИ. Некоторое время назад в адрес Комитета поступило обращение от Роскомнадзора в том, что ситуация с нарушением прав граждан на информацию повторяется регулярно, в том числе со стороны крупных иностранных интернет-ресурсов. При этом, у государства какого-либо механизма противодействовать такому явлению нет. Примеров много, все они на слуху. Скажем, удаление из YouTube фильма Александра Рогаткина про Беслан, закрытие аккаунтов в App Store российского телевидения, НТВ на Украине, цензура по отношению к пользователям социальных сетей и удаление тех или иных аккаунтов по политическим мотивам. При этом, важно отметить, что речь идет именно о цензуре, то есть о запрете доступа к информации по каким-то политическим мотивам. Нет претензий к этому контенту с точки зрения закона: эти материалы не разжигают национальную рознь, не провоцируют ненависть, не пропагандируют наркотики или педофилию. Вот теперь законопроект, который был разработан депутатами, членами Комитета по информационной политике Госдумы, предлагает наделить Генерального прокурора или его заместителей: право проводить проверку и признавать владельца интернет-ресурса причастным к нарушению основополагающих прав и свобод гражданина. Дальше законопроект предусматривает, что это решение будет направлено в Роскомнадзор. Важно отметить, что принимать это решение Генеральный прокурор будет по согласованию с Министерством иностранных дел. Это важно для того, чтобы были понятны все внешнеполитические риски. Затем этот документ направляется в Роскомнадзор, который в свою очередь будет вести соответствующий перечень. Этот перечень также будет открытый размещаться на сайте. Роскомнадзор, помимо того, что вывешивает на сайте этот интернет-ресурс в числе других нарушителей конституционных прав российских граждан, обращается к этому нарушителю и предлагают ему устранить выявленные нарушения. Если этого не происходит, требования Роскомнадзора не исполняются или игнорируются, то у Роскомнадзора есть право заблокировать полностью или частично работу интернет-ресурса на территории Российской Федерации. Частично означает — замедление трафика, техническая возможность такая сегодня есть. И кроме того, никто не отменял Кодекс административных правонарушений, который устанавливает ответственность и штрафы за неисполнение требований Роскомнадзора. Мы, разрабатывая этот закон, для себя, понимали изначально и очень рассчитывали на то, что он не будет применяться массово, что этот закон станет своего рода элементом сдерживания. Потому что представить ситуацию блокировки на территории России YouTube или Google я, честно говоря, не хотел бы. Но когда создается, скажем, ядерное оружие, понятно, что никто не предполагает его использовать, но это именно элемент сдерживания, потому что тогда со страной начинают считаться. Важно отметить еще и то, что речь идет исключительно о тех интернет-ресурсах, которые ориентированы на российскую аудиторию, на русском языке или на языках народов России, и которые сориентированы именно на наших граждан. То есть, условно говоря, проблемы, которые возникнут у страницы или у ресурса с русскоязычной общиной в Прибалтике, в Германии, в Израиле, где угодно, под эту норму закона не подпадают. Мы убеждены, что, если интернет-ресурс хочет работать на территории России, он должен соблюдать и уважать нашу Конституцию. Если он не хочет соблюдать и уважать Российскую Конституцию, тогда не надо работать в России.

Ведущий: Я прочитал законопроект. У меня возник ряд вопросов. Может быть Вы сможете пояснить.

Александр Хинштейн: Пожалуйста.

Ведущий: Вот то, о чем Вы сейчас начали говорить. Я небольшую цитату, выдержку из этого документ: «Владелец информационного ресурса может быть признан причастным к нарушению прав и свобод граждан Российской Федерации в случае ограничения распространения общественно значимой информации на территории Российской Федерации». То есть я правильно понимаю, если, например, YouTube делает недоступным ролик во всем мире, но в России он доступен, то YouTube не подпадает под действие закона и наказан не будет?

Александр Хинштейн: Именно так.

Ведущий: А как же так, наши интересы? Мы же заинтересованы в том, чтобы весь мир видел наш контент.

Александр Хинштейн: Я не очень себе представляю технически как можно сделать так, чтобы в России ролик был виден, а за границей он бы не был виден. Если Вы полагаете, что техническая такая возможность есть, значит…

Ведущий: Абсолютно уверен, что есть.

Александр Хинштейн: Хорошо. Если такая возможность техническая есть, то закон тогда не будет распространяться на это. Но послушайте, мы ведь не можем с вами регулировать деятельность интернета за пределами России, хотя понятно, что интернет безграничен, но тем не менее. Мы хотим защитить Российскую Конституцию, а  не Американскую.

Ведущий: Хорошо. Ещё один вопрос. Как мы будем понимать, что произошло именно намеренное нарушение прав и свобод россиян? Например, какой-то ролик не попал в тренды YouTube. Как мы поймем, что не попал он туда именно из-за сознательной цензуры со стороны Google, а не потому что он, например, набрал мало просмотров или еще по каким-то безобидным вещам.

Александр Хинштейн: Для этого и наделяется Генеральный прокурор правом проводить соответствующую проверку, в ходе которой, в том числе, наверняка, будет запрашиваться и позиция ресурса. Но я сейчас не готов сказать непопадание в тренды, является таким нарушением прав и свобод. Вот ситуация с удалением того или иного контента с YouTube по политическим цензурным мотивам будет являться естественным предметом регулирования этого закона.

Ведущий: Что касается уже упомянутого фильма Александра Рогаткина. Там по версии YouTube просто были сцены насилия, поэтому поставили гриф 18+. Вот это является нарушением прав и свобод российских граждан в получении информации?

Александр Хинштейн: Просто сам по себе был ли 18+ — не знаю. Но насколько я помню, фильм изначально удалён с YouTube. По крайней мере, писали об этом ровно так.

Ведущий: Еще момент. Значит, крайняя мера, которую предусматривает эта блокировка. Понятно, что Вы сказали, что Вы надеетесь, этого не произойдет, мы все надеемся. Но проводилась ли техническая экспертиза, как заблокировать, например, чтобы не пострадал весь остальной рунет? Как это было, помните, с Telegram не так давно. Со специалистами с техническими общались?

Александр Хинштейн: Да, конечно. Поскольку, как я сказал, закон был разработан по инициативе и с обращением Роскомнадзора, конечно же, мы с коллегами из Роскомнадзора его прорабатывали. И, кстати, я видел уже их реакцию. Они поддерживают эту редакцию закона. Так вот, по убеждению Роскомнадзора, именно ему предстоит исполнять этот закон, технически такие возможности существуют.

Ведущий: И еще много, конечно, нареканий по поводу штрафа, который предусматривает этот законопроект. Это, конечно же, дробинка слону, если мы говорим о YouTube, Facebook.

Александр Хинштейн: Я прошу прощения, но законопроект, о котором мы говорим, который мы внесли, не предусматривает штрафы. Штрафы предусматривает СтопХаб, Кодекс административного правонарушения — другая инициатива, другой закон.

Ведущий: Может быть стоит это каким-то образом поменять? Это возможно или нет? Потому что определённо для YouTube мы понимаем, что это ничего.

Александр Хинштейн: Впервые слышу, чтобы журналисты выступали с инициативой об увеличении штрафов для другого СМИ. Ну, давайте поработаем над этим.

Ведущий: Я иду по вашей логике. И мы хотим защитить с помощью вашего закона наши интересы. Три миллиона, конечно, для крупнейших гигантов — это, наверное, копейки.

Александр Хинштейн: Скажу Вам очень осторожно, что сегодня Комитет работает в том числе над инициативами, связанными с административным правонарушением в сфере информации, в том числе мы обсуждаем возможность увеличения существующих сегодня штрафов.

Ведущий: Когда документ будет рассматриваться Госдумой?

Александр Хинштейн: Законопроект внесен. Мы рассчитываем на то, что он будет в первом чтении рассмотрен в ближайшее время, поскольку актуальность его и насущность совершенно очевидна.

Ведущий: Александр Евсеевич, а вот с интернет-сообществом, с представителями корпорации «Яндекс», наших «Mail.ru», привлекали их к разработке?

Александр Хинштейн: Для «Яндекса» и «Mail.ru», насколько я понимаю, этот закон никаких рисков не несет.

Ведущий: Все-таки они в этой интернет-среде и как-то с ней посоветоваться, может быть, есть смысл?

Александр Хинштейн: Вы знаете, у нас все законы, которые разрабатываются в Комитете, в том числе рассылают членам экспертного совета. В состав экспертного совета, комитета входит более 110 человек. В них входят и представители практически всех крупнейших интернет-ресурсов, в том числе, кстати, «Яндекса». Поэтому секретов от коллег у нас нет.

Ведущий: Понял. Спасибо Вам огромное. Председатель Комитета Госдумы по информационной политике, по информационным технологиям и связи, замсекретаря Генсовета партии «Единая Россия», Александр Хинштейн был на прямой связи.