5 декабря состоялось заседание Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции на котором рассматривалось 3 законопроекта, о которых доложил Александр Хинштейн.
Одной из ключевых тем обсуждения стал вопрос об идентификации сотрудников Росгвардии. Сейчас по закону сотрудники Росгвардии не должны представляться при выполнении служебных полномочий. Внимание на этот вопрос депутаты и общественность обратили после истории во Владимире, освещенной местным изданием «ПроВладимир». В июле росгвардеец остановил местного журналиста и потребовал телефон для изучения содержимого. Корреспондент попросил его представиться, на что тот ответил, что делать это не обязан. Впоследствии в Росгвардии отметили, что советуют сотрудникам представляться при обращении к гражданам.
Для законодательного урегулирования этого вопроса депутаты Госдумы А.Е.Хинштейн, В.И.Пискарев, В.К.Гартунг разработали законопроект №843907–7 «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
Александр Хинштейн отметил, что в соответствие с этим законопроектом сотрудник войск нацгвардии будет обязан при обращении к гражданину представиться, показать по его требованию служебное удостоверение, а в случае «применения мер, ограничивающих права и свободы, разъяснить причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина». Для ряда сотрудников спецподразделений в целях безопасности сохраняется действующая норма ограничивающая их идентификацию.
Комитет одобрил рассылку законопроекта во все заинтересованные ведомства для сбора отзывов и предложений.
Сегодня же Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции не поддержал и вернул автору — сенатору В.П.Лукину законопроект об обязательном размещении на форме сотрудников полиции и Росгвардии хорошо различимых идентификационных номеров.
Как сообщил в своем выступлении Александр Хинштейн, вопрос размещения идентификационных номеров регулирует закон «О полиции», также существует положение о федеральной службе войск национальной гвардии, утвержденное указом Президента.
«Этим положением установлено, что порядок ношения военной формы, амуниции и идентификационных жетонов устанавливается самим ведомством. Таким образом, регулировать через федеральные законы этот вопрос невозможно», — подчеркнул Александр Хинштейн.
Кроме того, парламентарий отметил, что уже вышел приказ директора Росгвардии, «который определяет и порядок ношения идентификационных номеров и сами их образцы».
Также на законопроект нет отзыва Правительства РФ, притом что он потребует расходов из федерального бюджета, поэтому в таком виде рассмотрение документа невозможно, заключил Хинштейн. Учитывая вышеизложенное, законопроект будет возвращен автору законодательной инициативы.
Третьим вопросом, по которому выступил сегодня Александр Хинштейн стал проект федерального закона № 804768–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за осуществление незаконной частной охранной деятельности», 02.10.2019 г. Правительством Российской Федерации.
Как указано в пояснительной записке законопроект внесен Правительством России для пресечения случаев осуществления незаконной частной охранной деятельности. В последнее время все чаще возникают инциденты с применением насилия в отношении посетителей торгово-развлекательных заведений и иных мест массового пребывания людей, а СМИ увязывают данные происшествия с деятельностью частных охранников. Однако в ходе проведения проверочных мероприятий устанавливается, что участниками основной массы случаев, происходящих в магазинах, торговых центрах и иных местах массового пребывания людей, являются не работники частных охранных организаций, а контролеры торговых залов, представители службы безопасности, администраторы, сторожа, вахтеры, а в ряде случаев — сотрудники службы предотвращения потерь, не имеющие никакого отношения к частной охране. Данные лица выполняют охранную функцию, но их деятельность ничем не регламентируется и никем не контролируется.
Учитывая, что последствия незаконной частной охранной деятельности, как вида административного правонарушения, связаны с повышенной степенью общественной опасности и напрямую затрагивают конституционные права граждан, представляется необходимым усилить санкции статьи 20.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) за осуществление незаконной частной охранной деятельности.
В своем выступлении Александр Хинштейн отметил, что санкции по этой статье предполагается увеличить вдвое, но для юридических лиц при повторном нарушении нормы, штраф возрастает только в 1,5 раза, что противоречит логике законопроекта. Парламентарий заявил, что он будет добиваться равного увеличения кратности штрафных санкций как для физических, так и для юридических лиц.
Законопроект предусматривает следующие виды наказания за осуществление незаконной частной охранной деятельности: в отношении граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; юридических лиц — от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей. Одновременно предлагается дополнить данную статью КоАП новой частью I1, предусматривающей введение ответственности за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.16 КоАП, с установлением наказания в виде административного штрафа для граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или обязательных работ на срок от ста до двухсот часов; для должностных лиц — дисквалификацию на срок до трех лет; для юридических лиц — административный штраф от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Комитет по безопасности принял положительное заключение по данному законопроекту.