Проекты Александра Хинштейна

Более 50 художников со всей России приняли участие в конкурсе по выбору скульптуры, интерпретирующей первое исполнение вальса «На сопках Маньчжурии» в Самаре

Избирательный округ

Ини­ци­а­то­ром уве­ко­ве­чить зна­ме­ни­тый на весь мир вальс имен­но в Сама­ре — горо­де его созда­ния и пер­во­го испол­не­ния  — высту­пил депу­тат Госу­дар­ствен­ной Думы РФ Алек­сандр Хин­штейн, отклик­нув­шись на пред­ло­же­ние Самар­ско­го реги­о­наль­но­го отде­ле­ния Духо­во­го обще­ства Рос­сии и муни­ци­паль­но­го кон­церт­но­го духо­во­го оркестра.

Важ­но отме­тить, что на созда­ние скульп­тур­ной ком­по­зи­ции не будут потра­че­ны сред­ства из бюд­же­тов горо­да и реги­о­на. Депу­тат при­влек день­ги из вне­бюд­жет­ных источников.

На суд жюри, в кото­рое вошли архи­тек­то­ры, скуль­пто­ры и музы­кан­ты, пред­став­ле­но 22 эски­за буду­щей ком­по­зи­ции. Авто­ра­ми работ ста­ло свы­ше пол­сот­ни участ­ни­ков со всей стра­ны.

 

Сего­дня кон­курс­ные рабо­ты уже выстав­ле­ны в «Самар­ском Доме Архи­тек­то­ра», а их авто­ры с вол­не­ни­ем ждут реше­ния экс­перт­ной комис­сии и резуль­та­тов голо­со­ва­ния горо­жан — чей имен­но памят­ник укра­сит самар­ский Стру­ков­ский парк, где впер­вые про­зву­чал зна­ме­ни­тый вальс. Его автор — ком­по­зи­тор Илья Шатров напи­сал про­из­ве­де­ние в Сама­ре в нача­ле XX века и посвя­тил его геро­и­че­ско­му эпи­зо­ду рус­ско-япон­ской вой­ны (1904–1905 гг).

Пред­ло­же­ния архи­тек­то­ров самые раз­но­об­раз­ные: от клас­си­че­ских мону­мен­таль­ных идей до совре­мен­ных сме­лых реше­ний. Инте­рес­но, что кон­крет­ное место­рас­по­ло­же­ние памят­ни­ка выби­ра­ют сами авто­ры. Сре­ди вари­ан­тов дис­ло­ка­ции буду­щей скульп­ту­ры как вход­ная груп­па пар­ка, так и зна­ме­ни­тый стру­ков­ский грот. Име­на авто­ров про­ек­та пока скры­ты, а каж­дой рабо­те при­сво­ен номер.

Ито­ги кон­кур­са под­ве­дут в нача­ле июля, после чего побе­ди­тель при­сту­пит к изго­тов­ле­нию памятника.

«Уста­нов­ка это­го памят­ни­ка пла­ни­ро­ва­лась ещё 2014 году. Тогда этот про­ект мы с обще­ствен­ным коми­те­том «Культ­Са­ма­ра» реа­ли­зо­вать не успе­ли. Сего­дня  воз­вра­ща­ем­ся к тому, что было заду­ма­но изна­чаль­но. Я счи­таю очень важ­ным, что­бы в Сама­ре появи­лась скульп­тур­ная ком­по­зи­ция,  напо­ми­на­ю­щая людям о зна­ме­на­тель­ном собы­тии — пер­вом испол­не­нии валь­са «На соп­ках Мань­чжу­рии», напи­сан­но­го Ильей Шатро­вым и став­ше­го одним из сим­во­лов и духо­вой музы­ки и воен­но-оркест­ро­во­го дела в Рос­сии. По  сути, если мы гово­рим о воен­ной музы­ке, то на память при­хо­дят толь­ко три про­из­ве­де­ния: «На соп­ках Мань­чжу­рии», «Про­ща­нье сла­вян­ки» и «Амур­ские вол­ны». К сча­стью для самар­цев вальс «На соп­ках Мань­чжу­рии» напи­сан у нас. Конеч­но же, обла­дая таким огром­ным куль­тур­ным потен­ци­а­лом, мы не можем это не исполь­зо­вать. И не можем об этом не рас­ска­зы­вать», — заяв­лял Алек­сандр Хин­штейн ранее в СМИ.

После пан­де­мии коро­на­ви­ру­са в Сама­ре пла­ни­ру­ет­ся орга­ни­зо­вать обще­го­род­скую  пуб­лич­ную выстав­ку луч­ших работ, пред­став­лен­ных на конкурс.

Спра­воч­ная информация

Вальс напи­сан Ильей Шатро­вым в память о погиб­ших в Рус­ско-япон­ской войне 1904–1905 гг. вои­нах 214-го Мок­шан­ско­го пехот­но­го пол­ка. В 1905 году Мок­шан­ский пехот­ный полк один­на­дцать суток вел кро­во­про­лит­ное сра­же­ние в рай­оне меж­ду Мук­де­ном и Ляо­я­ном. В кри­ти­че­ский момент, когда сомкну­лось коль­цо окру­же­ния, иссяк­ли силы и бое­при­па­сы, коман­дир при­ка­зал: «Зна­мя и оркестр — впе­рёд!». Капель­мей­стер Шатров повел за зна­ме­нем оркестр, и вооду­шев­лен­ные сол­да­ты рину­лись в шты­ко­вую ата­ку. Бой шел непре­рыв­но и один за дру­гим, зву­ча­ли мар­ши, пока, в кон­це кон­цов, про­тив­ник не дрог­нул и полк не про­рвал окру­же­ние. Из 4000 воен­ных лич­но­го соста­ва пол­ка в живых оста­лось 700 чело­век, из 60 музы­кан­тов оркест­ра — семе­ро. После окон­ча­ния Рус­ско-япон­ской вой­ны Мок­шан­ский полк ещё год нахо­дит­ся в Мань­чжу­рии, где остав­ший­ся в живых Илья Шатров, одна­жды попав на гаупт­вах­ту, начал писать в память о пав­ших одно­пол­ча­нах инстру­мен­таль­ную ком­по­зи­цию «Мок­шан­ский полк на соп­ках Мань­чжу­рии». С 1906 года полк был пере­дис­ло­ци­ро­ван в Сама­ру. Здесь моло­дой капель­мей­стер подру­жил­ся с педа­го­гом, ком­по­зи­то­ром Оска­ром Кнау­бом, ока­зав­шим начи­на­ю­ще­му музы­кан­ту помощь в завер­ше­нии рабо­ты над валь­сом и его после­ду­ю­щем изда­нии. 24 апре­ля 1908 года (по раз­ным источ­ни­кам – в 1907 году) в Сама­ре в Стру­ков­ском саду состо­я­лось пер­вое испол­не­ние валь­са духо­вым оркест­ром. Попу­ляр­ность валь­са быст­ро рос­ла. Толь­ко за пер­вые 3 года после напи­са­ния про­из­ве­де­ние пере­из­да­ва­лось более ста раз, а грам­мо­фон­ные пла­стин­ки рас­хо­ди­лись бас­но­слов­ны­ми тира­жа­ми. Инте­рес­но, что пер­вый вари­ант тек­ста к валь­су напи­сал самар­ский поэт и писа­тель Сте­пан Пет­ров (Ски­та­лец). В кон­це Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны вальс «На соп­ках Мань­чжу­рии» неред­ко испол­нял­ся по радио и на кон­цер­тах в свя­зи с тор­же­ствен­ны­ми мину­та­ми, отме­чав­ши­ми побе­ды Крас­ной Армии над япон­ски­ми мили­та­ри­ста­ми в Маньчжурии.