Проекты Александра Хинштейна

Более 50 художников со всей России приняли участие в конкурсе по выбору скульптуры, интерпретирующей первое исполнение вальса «На сопках Маньчжурии» в Самаре

Избирательный округ

Инициатором увековечить знаменитый на весь мир вальс именно в Самаре — городе его создания и первого исполнения  — выступил депутат Государственной Думы РФ Александр Хинштейн, откликнувшись на предложение Самарского регионального отделения Духового общества России и муниципального концертного духового оркестра.

Важно отметить, что на создание скульптурной композиции не будут потрачены средства из бюджетов города и региона. Депутат привлек деньги из внебюджетных источников.

На суд жюри, в которое вошли архитекторы, скульпторы и музыканты, представлено 22 эскиза будущей композиции. Авторами работ стало свыше полсотни участников со всей страны.

 

Сегодня конкурсные работы уже выставлены в «Самарском Доме Архитектора», а их авторы с волнением ждут решения экспертной комиссии и результатов голосования горожан — чей именно памятник украсит самарский Струковский парк, где впервые прозвучал знаменитый вальс. Его автор — композитор Илья Шатров написал произведение в Самаре в начале XX века и посвятил его героическому эпизоду русско-японской войны (1904-1905 гг).

Предложения архитекторов самые разнообразные: от классических монументальных идей до современных смелых решений. Интересно, что конкретное месторасположение памятника выбирают сами авторы. Среди вариантов дислокации будущей скульптуры как входная группа парка, так и знаменитый струковский грот. Имена авторов проекта пока скрыты, а каждой работе присвоен номер.

Итоги конкурса подведут в начале июля, после чего победитель приступит к изготовлению памятника.

«Установка этого памятника планировалась ещё 2014 году. Тогда этот проект мы с общественным комитетом «КультСамара» реализовать не успели. Сегодня  возвращаемся к тому, что было задумано изначально. Я считаю очень важным, чтобы в Самаре появилась скульптурная композиция,  напоминающая людям о знаменательном событии — первом исполнении вальса «На сопках Маньчжурии», написанного Ильей Шатровым и ставшего одним из символов и духовой музыки и военно-оркестрового дела в России. По  сути, если мы говорим о военной музыке, то на память приходят только три произведения: «На сопках Маньчжурии», «Прощанье славянки» и «Амурские волны». К счастью для самарцев вальс «На сопках Маньчжурии» написан у нас. Конечно же, обладая таким огромным культурным потенциалом, мы не можем это не использовать. И не можем об этом не рассказывать», — заявлял Александр Хинштейн ранее в СМИ.

После пандемии коронавируса в Самаре планируется организовать общегородскую  публичную выставку лучших работ, представленных на конкурс.

Справочная информация

Вальс написан Ильей Шатровым в память о погибших в Русско-японской войне 1904-1905 гг. воинах 214-го Мокшанского пехотного полка. В 1905 году Мокшанский пехотный полк одиннадцать суток вел кровопролитное сражение в районе между Мукденом и Ляояном. В критический момент, когда сомкнулось кольцо окружения, иссякли силы и боеприпасы, командир приказал: «Знамя и оркестр — вперёд!». Капельмейстер Шатров повел за знаменем оркестр, и воодушевленные солдаты ринулись в штыковую атаку. Бой шел непрерывно и один за другим, звучали марши, пока, в конце концов, противник не дрогнул и полк не прорвал окружение. Из 4000 военных личного состава полка в живых осталось 700 человек, из 60 музыкантов оркестра — семеро. После окончания Русско-японской войны Мокшанский полк ещё год находится в Маньчжурии, где оставшийся в живых Илья Шатров, однажды попав на гауптвахту, начал писать в память о павших однополчанах инструментальную композицию «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии». С 1906 года полк был передислоцирован в Самару. Здесь молодой капельмейстер подружился с педагогом, композитором Оскаром Кнаубом, оказавшим начинающему музыканту помощь в завершении работы над вальсом и его последующем издании. 24 апреля 1908 года (по разным источникам – в 1907 году) в Самаре в Струковском саду состоялось первое исполнение вальса духовым оркестром. Популярность вальса быстро росла. Только за первые 3 года после написания произведение переиздавалось более ста раз, а граммофонные пластинки расходились баснословными тиражами. Интересно, что первый вариант текста к вальсу написал самарский поэт и писатель Степан Петров (Скиталец). В конце Великой Отечественной войны вальс «На сопках Маньчжурии» нередко исполнялся по радио и на концертах в связи с торжественными минутами, отмечавшими победы Красной Армии над японскими милитаристами в Маньчжурии.