Проекты Александра Хинштейна

Два года в России действует закон об устойчивом Рунете

Видео

1 нояб­ря 2019 года всту­пил в силу закон об устой­чи­вом Руне­те, кото­рый при­зван обез­опа­сить оте­че­ствен­ный сег­мент интер­не­та от воз­мож­ных внеш­них угроз.

Пред­се­да­тель коми­те­та Гос­ду­мы по инфор­ма­ци­он­ной поли­ти­ке, инфор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям и свя­зи Алек­сандр Хин­штейн отме­тил, что закон об устой­чи­вом Руне­те смог изме­нить состо­я­ние рос­сий­ско­го Интер­не­та, создать инстру­мен­ты его защи­ты, обес­пе­чить без­опас­ность граж­дан в меж­ду­на­род­ном инфор­ма­ци­он­ном пространстве.

«Сего­дня, бла­го­да­ря тому, что в Рос­сии дей­ству­ет закон об устой­чи­вом  Руне­те, мы име­ем инфра­струк­ту­ру, необ­хо­ди­мую для того, что­бы наше зако­но­да­тель­ство было не декла­ра­тив­ным, что­бы реше­ния, зако­ны, кото­рые всту­па­ют в силу, реа­ли­зо­вы­ва­лись на прак­ти­ке. И это дает сего­дня рос­сий­ско­му госу­дар­ству воз­мож­ность раз­го­ва­ри­вать с IT — гиган­та­ми уже с дру­гих  пози­ций», — ска­зал  А. Хинштейн.

Пред­се­да­тель про­филь­но­го коми­те­та про­вел мысль о том, что при всей важ­но­сти фор­ми­ро­ва­ния меж­ду­на­род­но­го пра­ва для рабо­ты с циф­ро­вы­ми гиган­та­ми рос­сий­ское зако­но­да­тель­ство, наши пра­во­при­ме­ни­те­ли долж­ны иметь все необ­хо­ди­мые инстру­мен­ты регу­ли­ро­ва­ния дея­тель­но­сти интер­не­та в нашей стране и обес­пе­чить устой­чи­вость рабо­ты в слу­чае внеш­них отключений.

«И устой­чи­вый Рунет нам поз­во­ля­ет сего­дня ситу­а­цию кон­тро­ли­ро­вать и не допус­кать тех или иных нега­тив­ных про­яв­ле­ний деструк­тив­но­го кон­тен­та или ресур­са. В этом смыс­ле, когда при­хо­дят рабо­тать в Рос­сию, необ­хо­ди­мо ори­ен­ти­ро­вать­ся на рос­сий­скую ауди­то­рию, соблю­дать наши зако­ны», —  под­черк­нул Хинштейн.

Напом­ним, с 1 нояб­ря 2019 года всту­пил в силу закон, в соот­вет­ствии с кото­рым в Рос­сии созда­ет­ся наци­о­наль­ная систе­ма марш­ру­ти­за­ции интер­нет-тра­фи­ка, был вве­ден целый ряд новых поня­тий, в част­но­сти, «точ­ка обме­на тра­фи­ком», «номер авто­ном­ной систе­мы» и др., а так­же была созда­на наци­о­наль­ная систе­ма домен­ных имён.

Зако­ном опре­де­ля­ют­ся необ­хо­ди­мые пра­ви­ла марш­ру­ти­за­ции тра­фи­ка и орга­ни­зу­ет­ся кон­троль за их соблю­де­ни­ем, регу­ли­ру­ют­ся вопро­сы созда­ния необ­хо­ди­мой инфра­струк­ту­ры, кото­рая поз­во­лит обес­пе­чить рабо­то­спо­соб­ность рос­сий­ских Интер­нет-ресур­сов в слу­чае невоз­мож­но­сти под­клю­че­ния рос­сий­ских опе­ра­то­ров свя­зи к зару­беж­ным кор­не­вым сер­ве­рам. Кро­ме того, зако­ном созда­ет­ся воз­мож­ность  мини­ми­за­ции пере­да­чи за рубеж дан­ных, кото­ры­ми обме­ни­ва­ют­ся меж­ду собой рос­сий­ские поль­зо­ва­те­ли. Нако­нец, зако­ном вво­дит­ся необ­хо­ди­мость про­ве­де­ния регу­ляр­ных уче­ний орга­нов вла­сти, опе­ра­то­ров свя­зи и вла­дель­цев тех­но­ло­ги­че­ских сетей по выяв­ле­нию угроз и отра­бот­ке мер по вос­ста­нов­ле­нию рабо­то­спо­соб­но­сти рос­сий­ско­го сег­мен­та сети. Имен­но о воз­мож­но­сти и необ­хо­ди­мо­сти про­ве­де­нии подоб­ных уче­ний заяв­лял А.Хинштейн после тех­но­ло­ги­че­ско­го сбоя ряда ино­стран­ных IT-гиган­тов в нача­ле  октяб­ря 2021 года.

Соглас­но поло­же­ни­ям зако­на при воз­ник­но­ве­нии угроз без­опас­ной рабо­те Руне­та Рос­ком­над­зор на тер­ри­то­рии Рос­сии может брать на себя цен­тра­ли­зо­ван­ное управ­ле­ние сетью свя­зи обще­го поль­зо­ва­ния. Утвер­жде­ние поряд­ка тако­го управ­ле­ния, опре­де­ле­ние видов угроз и мер по их устра­не­нию осу­ществ­ля­ет­ся правительством.

Закон наце­лен не толь­ко на огра­ни­че­ние пере­да­чи за рубеж дан­ных, кото­ры­ми обме­ни­ва­ют­ся меж­ду собой рос­сий­ские поль­зо­ва­те­ли, но и на уста­нов­ку тех­ни­че­ских средств про­ти­во­дей­ствия кибе­ру­гро­зам. Эти сред­ства долж­ны огра­ни­чи­вать доступ к ресур­сам с запре­щен­ной инфор­ма­ци­ей не толь­ко по сете­вым адре­сам, но и путем запре­та про­пус­ка трафика.

Закон наде­ля­ет опе­ра­то­ров  свя­зи обя­зан­но­стью  при воз­ник­но­ве­нии угро­зы обес­пе­чить воз­мож­ность цен­тра­ли­зо­ван­но­го управ­ле­ния трафиком.

Рос­ком­над­зор наде­лен пра­вом сле­дить за рабо­той интер­не­та и выяв­лять угро­зы без­опас­но­сти и реа­ги­ро­вать на них.