Проекты Александра Хинштейна

Госдума дополнительно защитит персональные данные

Государственная Дума

Гос­ду­мой при­нят во вто­ром чте­нии зако­но­про­ект № 1057337–7 «О вне­се­нии изме­не­ний в Феде­раль­ный закон «О пер­со­наль­ных данных».

Про­ект  при­зван защи­тить пер­со­наль­ные дан­ные граж­дан Рос­сии, он был подроб­но обсуж­дён на  про­филь­ном Коми­те­те 7 декаб­ря и при при­ня­тии его в пер­вом чте­нии на пле­нар­ном засе­да­нии Госу­дар­ствен­ной Думы 9 декаб­ря и на засе­да­нии Коми­те­та по инфор­ма­ци­он­ной поли­ти­ке,  инфор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям и свя­зи 21 декаб­ря  2020 года.

Поправ­ки, защи­ща­ю­щие пра­ва и сво­бо­ды субъ­ек­тов таких дан­ных, ини­ци­и­ро­вал член Коми­те­та ГД по инфор­ма­ци­он­ной поли­ти­ке, инфор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям и свя­зи Антон Горелкин.

Ко вто­ро­му чте­нию зако­но­про­ект был суще­ствен­но доработан.

О сути дора­бот­ки  сооб­щил пер­вый заме­сти­тель пред­се­да­те­ля Коми­те­та по информ­по­ли­ти­ке Сер­гей Бояр­ский, кото­рый заявил:

«Если корот­ко, у нас была тре­во­га, что фор­му­ли­ров­ка «обще­до­ступ­ные пер­со­наль­ные дан­ные» может быть непра­виль­но истол­ко­ва­на в судах в пра­во­при­ме­не­нии. И теперь мы пред­ла­га­ем этот тер­мин заме­нить на «инфор­ма­цию огра­ни­чен­но­го досту­па», что, на наш взгляд, гораз­до более лако­нич­но и однозначно».

Он сооб­щил, что на рас­смот­ре­ние  посту­пи­ло 12 попра­вок, 11 из кото­рых реко­мен­ду­ют­ся к при­ня­тию и 1 на откло­не­ние.  В одной из них закреп­ля­ет­ся, что бре­мя дока­зы­ва­ния закон­но­сти рас­про­стра­не­ния пер­со­наль­ных дан­ных лежит на рас­про­стра­ни­те­ле.  А дру­гие поправ­ки вно­сят юри­ди­ко-тех­ни­че­ские и линг­ви­сти­че­ские корректировки.

В соот­вет­ствии с зако­но­про­ек­том  № 1057337–7 согла­сие граж­да­ни­на явля­ет­ся «исклю­чи­тель­ным пра­во­вым осно­ва­ни­ем» для обра­бот­ки све­де­ний, сде­лан­ных обще­до­ступ­ны­ми, сле­ду­ет из доку­мен­та. В таком согла­сии дол­жен быть пол­ный пере­чень интер­нет-ресур­сов опе­ра­то­ра, на кото­рых пла­ни­ру­ет­ся раз­ме­щать обще­до­ступ­ные пер­со­наль­ные дан­ные. Согла­сие может быть предо­став­ле­но опе­ра­то­ру непо­сред­ствен­но либо с исполь­зо­ва­ни­ем инфор­ма­ци­он­ной систе­мы Роскомнадзора.

«Мол­ча­ние или без­дей­ствие ни при каких обсто­я­тель­ствах не может счи­тать­ся согла­си­ем на обра­бот­ку пер­со­наль­ных дан­ных, раз­ре­шен­ных субъ­ек­том пер­со­наль­ных дан­ных для распространения»,

под­чер­ки­ва­ет­ся в документе.

Так­же граж­да­нин полу­чит пра­во запре­щать неогра­ни­чен­но­му кру­гу лиц обра­ба­ты­вать обще­до­ступ­ную инфор­ма­цию о нем и уста­нав­ли­вать усло­вия такой обра­бот­ки. Опе­ра­тор обя­зан будет инфор­ми­ро­вать обо всех огра­ни­че­ни­ях ука­зан­ных лиц.

Поня­тие  «инфор­ма­цию огра­ни­чен­но­го досту­па»  будет допол­не­но поло­же­ни­ем о необ­хо­ди­мо­сти соблю­де­ния усло­вий и запре­тов на обра­бот­ку лич­ных све­де­ний. Если зако­но­про­ект будет при­нят в трех чте­ни­ях, каж­дый сайт будет обя­зан спра­ши­вать поль­зо­ва­те­лей, какие дан­ные о них мож­но опуб­ли­ко­вы­вать и пере­да­вать тре­тьим лицам.

За невы­пол­не­ние тре­бо­ва­ний будет гро­зить штраф за нару­ше­ние обра­бот­ки пер­со­наль­ных дан­ных, пояс­нял ранее автор ини­ци­а­ти­вы Антон Горелкин.