Проекты Александра Хинштейна

Госдума приняла в первом чтении законопроект А.Хинштейна об ответственности за неудаление запрещенной информации из Интернета

Государственная Дума

Гос­ду­ма на пле­нар­ном засе­да­нии во втор­ник при­ня­ла в пер­вом чте­нии зако­но­про­ект об адми­ни­стра­тив­ных штра­фах до 15 млн руб­лей для вла­дель­цев сай­тов за отказ уда­лять запре­щен­ную инфор­ма­цию, вклю­чая дет­скую пор­но­гра­фию и экс­тре­мист­ские материалы.

Зако­но­про­ект был вне­сен в Гос­ду­му 16 июля гла­вой коми­те­та ниж­ней пала­ты по инфор­ма­ци­он­ной поли­ти­ке, инфор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям и свя­зи Алек­сан­дром Хин­штей­ном и его пер­вым заме­сти­те­лем Сер­ге­ем Бояр­ским (оба — фрак­ция «Еди­ная Россия»).

Алек­сандр Хин­штейн, пред­став­ляя зако­но­про­ект сооб­щил, что «Из пред­став­лен­ной Рос­ком­над­зо­ром ста­ти­сти­ки сле­ду­ет, что зача­стую тре­бо­ва­ния зако­но­да­тель­ства нару­ша­ют­ся круп­ны­ми интер­нет-ресур­са­ми, заре­ги­стри­ро­ван­ны­ми за пре­де­ла­ми Рос­сий­ской Феде­ра­ции. Так, с интер­нет-ресур­са YouTube, вопре­ки тре­бо­ва­ни­ям Рос­ком­над­зо­ра, к апре­лю 2020 года не уда­ле­но 10 482 стра­ни­цы URL с запре­щен­ной инфор­ма­ци­ей, с ресур­са Twitter — 1 462 URL, с ресур­са Instagram — 1 435 URL, с Facebook — 362 URL».

Соглас­но ини­ци­а­ти­ве, неуда­ле­ние вла­дель­цем сай­та или инфор­ма­ци­он­но­го ресур­са дан­ных, если такая обя­зан­ность преду­смот­ре­на зако­но­да­тель­ством, повле­чет нало­же­ние штра­фа на граж­дан в раз­ме­ре от 50 тыс. до 100 тыс. руб­лей, на долж­ност­ных лиц — от 200 тыс. до 400 тыс. руб­лей, на юри­ди­че­ских лиц — от 800 тыс. до 4 млн руб­лей. Ана­ло­гич­ные меры преду­смот­ре­ны и для про­вай­де­ров хостин­га. Если ука­зан­ное пра­во­на­ру­ше­ние было совер­ше­но повтор­но, то штраф для граж­дан соста­вит от 100 тыс. до 200 тыс. руб­лей, для долж­ност­ных лиц — от 500 тыс. до 800 тыс. руб­лей, для юри­ди­че­ских лиц — от 4 млн до 8 млн рублей.

За неуда­ле­ние инфор­ма­ции, содер­жа­щей при­зы­вы к экс­тре­миз­му, дет­ской пор­но­гра­фии, а так­же инфор­ма­ции о спо­со­бах, мето­дах раз­ра­бот­ки, изго­тов­ле­ния и исполь­зо­ва­ния нар­ко­ти­ков штра­фы для граж­дан соста­вят от 100 тыс. до 200 тыс. руб­лей, для долж­ност­ных лиц — от 400 тыс. до 800 тыс. руб­лей, для юри­ди­че­ских лиц — от 3 млн до 8 млн руб­лей. За повтор­ный отказ с граж­дан взы­щут от 200 тыс. до 500 тыс. руб­лей, с долж­ност­ных лиц — от 800 тыс. до 1 млн руб­лей, с юри­ди­че­ских лиц — от 8 млн до 15 млн рублей.

Как ука­зы­ва­ют авто­ры ини­ци­а­ти­вы, сей­час закон обя­зы­ва­ет про­вай­де­ров хостин­га и вла­дель­цев сай­тов уда­лять запре­щен­ный кон­тент. «В то же вре­мя какой-либо ответ­ствен­но­сти за неис­пол­не­ние ука­зан­ных тре­бо­ва­ний феде­раль­но­го зако­на для выше­пе­ре­чис­лен­ных физи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц не уста­нов­ле­но, что порож­да­ет пра­во­вую неопре­де­лен­ность и созда­ет усло­вия, спо­соб­ству­ю­щие нару­ше­нию зако­но­да­тель­ства», — отме­ча­ет­ся в пояс­ни­тель­ной запис­ке. Раз­ра­бот­чи­ки доку­мен­та ссы­ла­ют­ся на дан­ные Рос­ком­над­зо­ра, соглас­но кото­рым к апре­лю 2020 года было выяв­ле­но поряд­ка 20 тыс. фак­тов неуда­ле­ния запре­щен­ной к рас­про­стра­не­нию инфор­ма­ции, вклю­чая дет­скую пор­но­гра­фию, при­зы­вы к экс­тре­миз­му и опи­са­ние спо­со­бов созда­ния наркотиков.

Механизм действия

Как под­черк­нул один из раз­ра­бот­чи­ков доку­мен­та Алек­сандр Хин­штейн, у Рос­ком­над­зо­ра есть пра­во тре­бо­вать уда­ле­ния запре­щен­ной инфор­ма­ции, но ответ­ствен­ность за неис­пол­не­ние его пред­пи­са­ний зако­ном не преду­смот­ре­на. «Осо­бен­но отли­ча­ют­ся неуда­ле­ни­ем запре­щен­ной к обо­ро­ту инфор­ма­ции, неис­пол­не­ни­ем тре­бо­ва­ний, вне­сен­ных Рос­ком­над­зо­ром, ино­стран­ные участ­ни­ки рын­ка», — обра­тил вни­ма­ние он.

«Зако­но­про­ект пред­ла­га­ет уста­но­вить новый вид адми­ни­стра­тив­ной ответ­ствен­но­сти и штра­фы за неис­пол­не­ние обя­зан­но­сти по уда­ле­нию инфор­ма­ции, доступ к кото­рой под­ле­жит огра­ни­че­нию. Ины­ми сло­ва­ми, когда Рос­ком­над­зор вно­сит тре­бо­ва­ние об уда­ле­нии инфор­ма­ции и поль­зо­ва­тель, соб­ствен­ник не удо­вле­тво­ря­ет тре­бо­ва­ния, Рос­ком­над­зор полу­ча­ет пра­во воз­буж­дать адми­ни­стра­тив­ное про­из­вод­ство, по его ито­гам будут накла­ды­вать­ся штраф­ные санк­ции», — пояс­нил пар­ла­мен­та­рий меха­низм дей­ствия законопроекта.

Депу­тат доба­вил, что ини­ци­а­ти­ва не каса­ет­ся тре­бо­ва­ний зако­но­да­тель­ства, свя­зан­ных с автор­ским пра­вом. «Ины­ми сло­ва­ми, мы не поро­дим с вами какую-либо ситу­а­цию, где одна сто­ро­на может зло­упо­тре­бить сво­им пра­вом по отно­ше­нию к дру­гой», — заклю­чил Хинштейн.

Пред­ста­ви­те­ли пар­ла­мент­ской оппо­зи­ции от «Спра­вед­ли­вой Рос­сии» и КПФР рас­кри­ти­ко­ва­ли поло­же­ния о штра­фах за неуда­ле­ние экс­тре­мист­ско­го кон­тен­та. По их мне­нию, дан­ное поня­тие мож­но трак­то­вать излишне широ­ко, что созда­ет воз­мож­но­сти для злоупотреблений.