Сегодня на заседании Комитета по безопасности и противодействию коррупции присутствовали председатель Комитета Госдумы по культуре Е.Ямпольская, депутат Г.Данчикова, замминистра МЧС П.Баршев, руководители департаментов МЧС С.Яковлев и С.Старовойтов.
В ряде регионов России каждый год происходят паводки, наводнения, чрезвычайные лесные пожары, поэтому законопроект № 635570–7, который рассматривался сегодня, очень актуален. Проект закона регулирует порядок повышения эффективности функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В настоящее время эта государственная система функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном уровнях, а также непосредственно в организациях. Проектом предлагается уточнить и упорядочить состав, полномочия и задачи органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, уточнить условия установления и порядок принятия решений при ЧС, уточнить полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Принятие законопроекта позволит обеспечить необходимый уровень оперативности и эффективности управленческих решений при чрезвычайных ситуациях.
При этом, в пояснительной записке указано, что финансовое обеспечение понесенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели может обеспечиваться за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Дискуссия разгорелась из-за поправок, которые предполагали пересмотреть порядок возмещения средств региону из федерального бюджета на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций федерального уровня. В связи с тем, что эти расходы невозможно прогнозировать с необходимой точностью и заблаговременно, в федеральном бюджете они формируются по факту ликвидации последствий. И основная часть расходов на ликвидацию федеральных ЧС в первые дни финансируется из региональных бюджетов. Депутаты от регионов, наиболее часто страдающие от стихийных бедствий — Якутии и Приморья предложили пересмотреть существующий порядок с целью облегчения получения возмещений из федерального бюджета, но позиция Министерства финансов и МЧС по этим поправкам была отрицательная и их рекомендовали к отклонению. Депутат Г.Данчикова несколько раз в ходе обсуждения законопроекта приводила разные доводы, защищая свою поправку, но представители МЧС четко аргументировали и показывали несоответствие этих поправок законодательству РФ.
Александр Хинштейн выступил и предложил изменить внесенные депутатами поправки с учетом правовых норм разграничения полномочий между федеральным и региональными органами власти.
Комитетом было принято решение о создании рабочей группы для выработки решения, которое будет соответствовать законодательству России.
Еще один важный проект № 606648–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования правового регулирования использования нацистской символики в произведениях науки, литературы, искусства». Законопроект предлагает исключить запрет для публичного демонстрирования нацисткой символики или атрибутики в произведениях науки, литературы, искусства, а также в информационных, учебных и просветительских целях при условии осуждения нацизма и экстремизма.
На заседании с развернутым и обстоятельным докладом выступила председатель Комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская.
Она сообщила, что сейчас законом «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» установлен запрет на использование на территории Российской Федерации в любой форме нацистской символики — как на пропаганду, так и на любое публичное демонстрирование, — по закону это подпадает под определение экстремистской деятельностьи и подлежит административному преследованию.
В результате, под запрет может попасть показ всех документальных (в том числе военной кинохроники) и художественных фильмов, книги, картины, учебные и научные пособия, фотографии из музеев и т.п., допускающие изображения нацистской атрибутики. В пояснительной записке к закону указано, что среди запрещенных могут оказаться и фильмы М.Ромма «Обыкновенный фашизм» (1965 г.), и сериал Т.Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» (1973 г.), и киноэпопея Р.Кармена «Великая Отечественная война. Неизвестная война» (1978 г.) и другие советские фильмы о войне, что само по себе является нонсенсом. Уже сейчас, кинематографисты сталкиваются со сложностями при выдаче прокатного удостоверения на фильмы о войне, в которых появляются изображения нацистской атрибутики или символики.
Законопроектом, который сегодня рассматривался на Комитете по безопасности и противодействию коррупции, предлагается внести изменения, которые позволят выйти из правовой коллизии и разрешить показ нацистской символики в произведениях науки, литературы, искусства, в продукции средств массовой информации, в учебных и просветительских целях образовательными организациями, реализующими образовательные программы, при условии осуждения нацизма, формирования негативного отношения к идеологии нацизма, и отсутствия признаков пропаганды и (или) оправдания любой нацистской идеологии.
Законопроект был одобрен комитетом, рекомендован к принятию в первом чтении и в ближайшее время будет рассмотрен на пленарном заседании Государственной Думы