Проекты Александра Хинштейна

Состоялось торжественное награждение разработчиков закона «День за полтора»

Новости

Сего­дня 19 сен­тяб­ря 2018 года пред­се­да­тель Коми­те­та Госу­дар­ствен­ной Думы РФ по госу­дар­ствен­но­му стро­и­тель­ству и зако­но­да­тель­ству Павел Кра­ше­нин­ни­ков пуб­лич­но побла­го­да­рил сво­е­го кол­ле­гу депу­та­та ГД РФ Алек­сандра Хин­штей­на как соав­то­ра зако­на от 3 июля 2018 года № 186-ФЗ «О вне­се­нии изме­не­ний в ста­тью 72 Уго­лов­но­го кодек­са Рос­сий­ской Феде­ра­ции» и за боль­шой лич­ный вклад в его подготовку.

Соглас­но зако­ну, день нахож­де­ния в СИЗО теперь засчи­ты­ва­ет­ся за пол­то­ра дня в коло­нии обще­го режи­ма, два дня в коло­нии-посе­ле­нии и один день в коло­нии стро­го­го режи­ма или тюрь­ме (ранее это вре­мя засчи­ты­ва­лось из рас­чё­та один день в СИЗО за один день лише­ния сво­бо­ды). Вре­мя нахож­де­ния под домаш­ним аре­стом засчи­ты­ва­ет­ся из рас­че­та — 2 дня домаш­не­го аре­ста за 1 день нахож­де­ния в СИЗО или лише­ния свободы.

Павел Кра­ше­нин­ни­ков ска­зал, что при­ня­тия это­го зако­на жда­ли очень дол­го — он был под­го­тов­лен и вне­сен в Госу­дар­ствен­ную Думу 10 лет назад. И, несмот­ря на все труд­но­сти с про­хож­де­ни­ем, закон был при­нят в июне это­го года, что явля­ет­ся важ­ней­шим шагом в гума­ни­за­ции уго­лов­но-испол­ни­тель­ной систе­мы и реа­ли­за­ции прин­ци­па справедливости.

Павел Кра­ше­нин­ни­ков не раз отме­чал, что счи­та­ет этот закон «кру­че амни­стии», посколь­ку систе­ма заче­та сро­ков меня­ет­ся в даль­ней­шем, но так­же закон име­ет и обрат­ную силу — в отно­ше­нии тех, кто нахо­дит­ся в местах лише­ния сво­бо­ды. Таким обра­зом, срок нака­за­ния умень­шит­ся у зна­чи­тель­но­го чис­ла осуж­ден­ных, мно­гие из кото­рых уже нача­ли вхо­дить на сво­бо­ду. По дан­ным ФСИН на июль 2018 года пере­счет сро­ков может затро­нуть более 110 тысяч осужденных.

Павел Кра­ше­нин­ни­ков под­черк­нул, что рабо­та над зако­ном велась дли­тель­но и тща­тель­но, и его при­ня­тие состо­я­лось бла­го­да­ря актив­но­му уча­стию и под­держ­ке мно­гих людей.

За боль­шой лич­ный вклад в под­го­тов­ку зако­на объ­яв­ле­на Бла­го­дар­ность Коми­те­та Госу­дар­ствен­ной Думы по госу­дар­ствен­но­му стро­и­тель­ству и зако­но­да­тель­ству:

Мос­каль­ко­вой Татьяне Нико­ла­евне, Хин­штей­ну Алек­сан­дру Евсе­е­ви­чу, Кули­ко­ву Алек­сан­дру Дмит­ри­е­ви­чу, Мар­дан­ши­ну Рафа­э­лю Мир­ха­ти­мо­ви­чу, Нико­ла­е­вой Елене Лео­ни­довне, Шай­ден­ко Надеж­де Ана­то­льевне, Груз­де­ву Вла­ди­ми­ру Сер­ге­е­ви­чу, Наза­ро­ву Андрею Ген­на­дье­ви­чу, Тито­ву Бори­су Юрье­ви­чу, Гри­шан­ко­ву Миха­и­лу Игна­тье­ви­чу, Пале­е­ву Миха­и­лу Семе­но­ви­чу, Миро­но­ву Сер­гею Михай­ло­ви­чу, Еме­лья­но­ву Миха­и­лу Васи­лье­ви­чу, Нило­ву Оле­гу Ана­то­лье­ви­чу, Гар­тун­гу Вале­рию Кар­ло­ви­чу, Нило­ву Яро­сла­ву Евге­нье­ви­чу, Суха­ре­ву Ива­ну Кон­стан­ти­но­ви­чу, Синель­щи­ко­ву Юрию Петровичу.

При рабо­те над зако­ном изу­чал­ся, в том чис­ле, зару­беж­ный опыт. Ана­ло­гич­ные нор­мы, к при­ме­ру, преду­смот­ре­ны в дей­ству­ю­щих уго­лов­ных кодек­сах стран СНГ и Бал­тии, Австрии, Дании, Гер­ма­нии, Швей­ца­рии, Испа­нии, Нор­ве­гии, Япо­нии, КНР и других. 

Зачет пред­ва­ри­тель­но­го заклю­че­ния в срок отбы­ва­ния нака­за­ния про­из­во­дил­ся и совет­ским уго­лов­ным зако­но­да­тель­ством. При раз­ра­бот­ке зако­на так­же при­ни­ма­лось во вни­ма­ние состо­я­ние след­ствен­ных изо­ля­то­ров в стране, боль­шин­ство из кото­рых постро­е­но еще до 1917 года — во вре­ме­на Рос­сий­ской Импе­рии. Усло­вия содер­жа­ния в них очень тяже­лые, сопо­ста­ви­мые с тюрем­ны­ми. Таким обра­зом, люди, нахо­дя­щи­е­ся меся­цы и годы в СИЗО, фак­ти­че­ски, нака­зы­ва­ют­ся до суда. А ведь боль­шая часть из них впо­след­ствии при­го­ва­ри­ва­ет­ся к отбы­ва­нию нака­за­ния в испра­ви­тель­ные учре­жде­ния с более мяг­ки­ми усло­ви­я­ми содер­жа­ния. Не гово­ря уже об оправ­да­тель­ных при­го­во­рах. Кро­ме того, в отно­ше­нии пред­при­ни­ма­те­лей этот поря­док исполь­зу­ет­ся для недоб­ро­со­вест­ной кон­ку­рен­ции. Зако­ном мы пыта­ем­ся эту чудо­вищ­ную ситу­а­цию испра­вить. «Наде­юсь, что новел­ла при­ве­дет к более взве­шен­но­му под­хо­ду при избра­нии такой меры пре­се­че­ния, как взя­тие под стра­жу», — ска­зал Павел Крашенинников.

Отдель­но сто­ит отме­тить, что новый поря­док заче­та сро­ков не рас­про­стра­ня­ет­ся на лиц, осуж­ден­ных за совер­ше­ние осо­бо тяж­ких пре­ступ­ле­ний, свя­зан­ных с обо­ро­том нар­ко­ти­ков, с пося­га­тель­ством на кон­сти­ту­ци­он­ный строй стра­ны; пре­ступ­ле­ний, свя­зан­ных с тер­ро­ри­сти­че­ской дея­тель­но­стью; при осо­бо опас­ном реци­ди­ве, так­же в отно­ше­нии осуж­ден­ных, кото­рым смерт­ная казнь в поряд­ке поми­ло­ва­ния заме­не­на пожиз­нен­ным лише­ни­ем сво­бо­ды или лише­ни­ем сво­бо­ды сро­ком на 25 лет.

«При­ят­но, что кол­ле­ги оце­ни­ли мой вклад в под­го­тов­ку и при­ня­тие это­го важ­ней­ше­го зако­на» — выра­зил бла­го­дар­ность Алек­сандр Хин­штейн. В сво­ем Твит­те­ре @Khinshtein он так­же­от­ме­тил это собы­тие как важ­ное для страны.