Проекты Александра Хинштейна

Хинштейн на канале Соловьев LIVE о деле «ОПС Сафонова» (полная расшифровка)

Новости

Вла­ди­мир Соло­вьев: Алек­сандр Евсе­е­вич Хин­штейн – чело­век, кото­рый вче­ра дик­то­вал инфор­ма­ци­он­ную повест­ку. Алек­сандр Евсе­е­вич – кол­ле­га, бли­ста­тель­ный жур­на­лист и рас­сле­до­ва­тель. Сей­час не про­сто депу­тат Госу­дар­ствен­ной Думы Рос­сий­ской Феде­ра­ции, а руко­во­ди­тель про­филь­но­го коми­те­та по информ­по­ли­ти­ке, информ­тех­но­ло­ги­ям и связи.

Алек­сандр Евсе­е­вич, рас­ска­жи, как отно­сить­ся к тому, что вче­ра было? Какие подроб­но­сти от нас ускольз­ну­ли? Ну и, конеч­но, осо­бен­но меня пора­зи­ло, когда сра­зу после тво­е­го сооб­ще­ния в Telegram-кана­ле о том, что гене­ра­лу надо при­го­то­вить­ся – он тут же подал в отстав­ку. Но я не думаю, что это зна­чит, что вопро­сы по его уча­стию на этом сняты.

Алек­сандр Хин­штейн: Да, доб­рое утро. Напом­ню нашим слу­ша­те­лям и зри­те­лям, что речь мы ведем сей­час об опе­ра­ции, про­ве­ден­ной нака­нуне в Став­ро­поль­ском крае, где был задер­жан началь­ник управ­ле­ния ГИБДД Став­ро­по­лья вме­сте с боль­шим чис­лом сво­их подчиненных.

По сути, речь идёт о суще­ство­ва­нии на тер­ри­то­рии Став­ро­поль­ско­го края пол­но­цен­ной пре­ступ­ной груп­пы. Вче­ра уже было воз­буж­де­но дело по само­му тяж­ко­му соста­ву: «Орга­ни­за­ции пре­ступ­но­го сооб­ще­ства», 210 ста­тья Уго­лов­но­го кодекса.

До это­го и в рам­ках пер­во­го воз­буж­ден­но­го дела – «Полу­че­ние взят­ки», про­шли все обыс­ки. Более пяти­де­ся­ти обыс­ков было про­ве­де­но за вче­раш­ний день. Пер­во­на­чаль­но трид­цать пять чело­век было задер­жа­но, но сей­час циф­ра ста­но­вит­ся мень­ше, пото­му что задер­жа­ние не про­цес­су­аль­ное отли­ча­ет­ся от задер­жа­ния в рам­ках уго­лов­но­го дела. Тем не менее, мас­штаб, конеч­но же, потрясающий.

Я думаю, что мно­гих шоки­ро­ва­ли кад­ры обна­ро­до­ван­ные мною вче­ра, сде­лан­ные в особ­ня­ке это­го началь­ни­ка ОГИБДД – пол­ков­ни­ка Сафо­но­ва с такой золо­той рос­ко­шью в сти­ле цыган­ских баро­нов и фран­цуз­ских королей.

Меня там спаль­ня пора­зи­ла. В такую спаль­ню, навер­ное, муж­чине хочет­ся иной раз в жиз­ни зай­ти, но вот жить там посто­ян­но и нон-стопом?

Зна­чит, о чём идёт речь, что­бы тоже было понят­но. На про­тя­же­нии дли­тель­но­го вре­ме­ни эта пре­ступ­ная груп­па зани­ма­лась побо­ра­ми, полу­че­ни­ем взя­ток, раз­лич­ны­ми кор­руп­ци­он­ны­ми схе­ма­ми реа­ли­за­ций. Это и день­ги от ком­мер­сан­тов за воз­мож­ность дей­ство­вать на тер­ри­то­рии реги­о­на за сопро­вож­де­ние гру­зов, за про­пуск машин, за про­пуск машин с сель­хоз­про­дук­ци­ей, со строй­ма­те­ри­а­ла­ми – щебён­ка, песок.  Еще блат­ные номе­ра, огром­ное коли­че­ство побо­ров — на чём они зара­ба­ты­ва­ли. Как мне вче­ра позво­ни­ли руко­во­ди­те­ли опе­ра­ции, про­ще ска­зать, на чём они не зара­ба­ты­ва­ли. То есть, биз­нес был постро­ен на всём.

 

 Вла­ди­мир Соло­вьев: Но, един­ствен­ное, что их кто-то же про­ве­рял. То есть, это не в пер­вый раз, когда эта груп­па попа­да­ет в поле зре­ния, но каж­дый раз их кто-то спа­сал и они про­дол­жа­ли свою деятельность.

 

Алек­сандр Хин­штейн: Давай­те будем реа­ли­ста­ми. К сожа­ле­нию, на Юге, в Южный реги­о­нах, поли­ция отли­ча­ет­ся от рабо­ты в осталь­ной части стра­ны и в ГАИ это про­яв­ля­ет­ся осо­бен­но замет­но. Зна­е­те, инте­рес­но было бы, кста­ти, объ­явить флеш­моб. Началь­ни­ки ГАИ Южных тер­ри­то­рий, вхо­дя­щих в состав Южно­го феде­раль­но­го и Севе­ро-Кав­каз­ско­го феде­раль­ных окру­гов, пока­за­ли бы свои дома, в кото­рых они живут.

 

Вла­ди­мир Соло­вьев: Отлич­ная идея.

 

Алек­сандр Хин­штейн: Или воз­мож­но будут искать какие-то дру­гие дома. Пото­му что этот дом, кото­рый у нас ста­но­вит­ся прит­чей в язы­цех, фор­маль­но запи­сан на жену пол­ков­ни­ка Сафо­но­ва, рав­но как и кре­дит­ные кар­ты, сче­та, и про­чее. И уже зву­чат раз­го­во­ры, что всё это не наше, но наде­юсь, что до раз­го­во­ров на тему  «Нам под­ки­ну­ли», не дойдёт.

Как это всё при­кры­ва­лось и покры­ва­лось? Я с высо­кой веро­ят­но­стью могу пред­по­ло­жить, хотя дока­зать пока это будет невоз­мож­но, о том, что собран­ные день­ги даль­ше шли куда-то ещё, поче­му на это всё и закры­ва­лись глаза.

Более того, срав­ни­тель­но недав­но было про­ве­де­но задер­жа­ние сра­зу трёх началь­ни­ков экза­ме­на­ци­он­ных меж­рай­от­де­лов за полу­че­ние взя­ток. И встал вопрос о судь­бе пол­ков­ни­ка Сафо­но­ва, кото­рый в нынеш­ней долж­но­сти нахо­дит­ся с 2012 года, почти 10 лет.

И одна из основ­ных пре­тен­зий к началь­ни­ку Став­ро­поль­ско­го ГУМВД, теперь уже со вче­раш­не­го дня, быв­ше­му — гене­рал-май­о­ру поли­ции Щет­ки­ну в том, что он при­крыл Сафо­но­ва и после скан­да­лов с аре­ста­ми его под­чи­нен­ных, дал ему луч­шие харак­те­ри­сти­ки. Напи­сал исклю­чи­тель­но заклю­че­ние о его чрез­вы­чай­ных спо­соб­но­стях и добил­ся того, что Сафо­нов остал­ся в сво­ей долж­но­сти. Соот­вет­ствен­но, вари­ан­тов я вижу толь­ко два: или гене­рал-май­ор поли­ции Щет­кин рото­зей и раз­зя­ва, но тогда ему надо рабо­тать не в поли­ции, а тор­го­вать леден­ца­ми на Кубан­ском рын­ке,  или он нахо­дил­ся в схе­ме, тре­тье­го вари­ан­та быть не может.

Но я пола­гаю, что долж­ны быть зада­ны вопро­сы преды­ду­ще­му началь­ни­ку Став­ро­поль­ско­го ГУМВД, гене­рал-лей­те­нан­ту поли­ции Алек­сан­дру Олда­ку – он про­дол­жа­ет свою служ­бу в орга­нах внут­рен­них дел, уже на дру­гом участ­ке, в дру­гом регионе!

Но, повто­ряю вновь, мож­но ли было не заме­чать вот этот особ­няк?! Это не един­ствен­ный особ­няк на ули­це Сипя­ги­на! На мой взгляд, – нет, это­го не заме­тить было невоз­мож­но. Руко­вод­ство поли­ции Став­ро­по­лья не мог­ло не видеть, что происходит.

 

Вла­ди­мир Соло­вьев: А как дол­го шло след­ствие, пото­му что ясно, что если взя­ли трид­цать пять чело­век – это дело не одно­го дня? И кто его осу­ществ­лял? Как уда­лось не спуг­нуть эту пре­ступ­ную группу?

 

Алек­сандр Хин­штейн: Навер­ное, кор­рект­нее ска­зать, не след­ствие, а опе­ра­тив­ную раз­ра­бот­ку. Я пони­маю так, что велась соот­вет­ству­ю­щая опе­ра­тив­ная раз­ра­бот­ка. Основ­ную скрип­ку, надо отдать долж­ное, игра­ло под­раз­де­ле­ние соб­ствен­ной без­опас­но­сти МВД. На место выез­жа­ли сотруд­ни­ки из ГУСБ МВД вме­сте с сотруд­ни­ка­ми окруж­но­го глав­ка МВД по Севе­ро-Кав­каз­ско­му феде­раль­но­му окру­гу при сило­вой под­держ­ке Рос­гвар­дии и при уча­стии Цен­траль­но­го аппа­ра­та ФСБ России.

 

Вла­ди­мир Соло­вьев: То есть, это такая серьез­ная опе­ра­ция? А сило­вую часть при­кры­тия обес­пе­чи­ва­ла Росгвардия?

 

Алек­сандр Хин­штейн: Конеч­но же, Рос­гвар­дия свои зада­чи выпол­ни­ла полностью.

Кста­ти, я слы­шу тут какие-то ком­мен­та­рии от кри­тич­но настро­ен­ных людей: «А вот поче­му роли­ки? И поче­му фото­гра­фии? Там всё в таком поряд­ке? Мы зна­ем, как про­хо­дят обыс­ки». Нет, как раз это сви­де­тель­ству­ет, навер­ное, о том, что про­фес­си­о­наль­но кол­ле­ги сра­бо­та­ли в ходе обыс­ков в том же самом особ­ня­ке, ника­ко­го бар­да­ка не устра­и­ва­ли и ниче­го там не выбрасывали.

 

Вла­ди­мир Соло­вьев: Ска­жи мне, пожа­луй­ста, вот исхо­дя из тво­е­го опы­та, может быть, и к гене­ра­лам надо зай­ти? Посмот­реть, как они живут, что у них в особняке…

 

Алек­сандр Хин­штейн: С удо­воль­стви­ем. Мне кажет­ся, это было бы очень инте­рес­но. Давай­те объ­явим с вами флеш­моб: «Поли­цей­ский – пока­жи свой дом»?

 

Вла­ди­мир Соло­вьев: Кра­си­вая идея.

 

Алек­сандр Хин­штейн: Да.

 

Алек­сандр Хин­штейн: Мож­но пока­зы­вать какие-то дру­гие дома, хотя и это инте­рес­но, пото­му что потом все­гда мож­но перепроверять.

 

Вла­ди­мир Соло­вьев: Конеч­но, проверить.

Ска­жи мне, вот ты ска­зал, что воз­буж­де­но по самой страш­ной ста­тье — это «Орга­ни­за­ция пре­ступ­но­го сооб­ще­ства», зна­чит, что им гро­зит? Учи­ты­вая их зва­ния и служ­бу, – где они будут отбы­вать, если будут при­зна­ны виновными?

 

Алек­сандр Хин­штейн: Гро­зят им мак­си­маль­ные сро­ки, вплоть до пят­на­дца­ти лет лише­ния сво­бо­ды, если будут дока­за­ны наи­бо­лее тяж­кие части ста­тьи 210.

Отбы­вать нака­за­ние они будут в коло­нии для быв­ших сотруд­ни­ков. Таких несколь­ко, но одна из них в Сверд­лов­ской обла­сти, несколь­ко таких коло­ний рас­по­ло­же­но в рес­пуб­ли­ке Мор­до­вия. Это то, что в про­сто­ре­чье на жар­гоне назы­ва­ет­ся «крас­ной зоной».

 

Вла­ди­мир Соло­вьев: А как они себя ведут? Они уже ста­ли давать пока­за­ния или они пошли в «пол­ное отрицание»?

 

Алек­сандр Хин­штейн: Мне извест­но, боль­шин­ство из тех, с кем рабо­та­ли, пока­за­ния дают. Поэто­му чис­ло и фигу­ран­тов, навер­ное, воз­рас­тет. А как себя ведет сам Сафо­нов – я ска­зать сей­час не могу, пока у меня на эту мину­ту нет информации.

 

Вла­ди­мир Соло­вьев: Алек­сандр Евсе­е­вич, а ты с ним лич­но был зна­ком, ты с ним когда-то пересекался?

 

Алек­сандр Хин­штейн: Гос­подь миловал.

 

Вла­ди­мир Соло­вьев: Про­сто меня уди­ви­ло, когда появи­лось это видео, где Сафо­нов ещё всем объ­яс­нял, как пло­хо брать взят­ки и такой, на голу­бом гла­зу. Но он счи­тал­ся образ­цо­во-пока­за­тель­ным руко­во­ди­те­лем ГАИ в регионе?

 

Алек­сандр Хин­штейн: Он был на хоро­шем сче­ту. И мы пони­ма­ем, как этот «хоро­ший счёт» дости­гал­ся. Но я бы здесь отме­тил теперь уже осво­бож­ден­но­го вче­ра началь­ни­ка Став­ро­поль­ско­го ГУМВД Щет­ки­на. Пото­му что Щет­кин не так дав­но слу­жит в долж­но­сти, он при­шёл в нача­ле это­го года. А вот его пред­ше­ствен­ни­ки, с ними, мне кажет­ся, было бы поин­те­рес­нее поза­ни­мать­ся, они-то гораз­до доль­ше всё это наблюдали.

 

Вла­ди­мир Соло­вьев: Бес­спор­но, но ты счи­та­ешь, что это разо­вая опе­ра­ция или дей­стви­тель­но пошло такое серьез­ное глу­бо­кое про­ра­ба­ты­ва­ние и борь­ба с кор­руп­ци­ей? Пото­му что я пом­ню, сколь­ко лет назад вышло твоё зна­ме­ни­тое рас­сле­до­ва­ние: «Обо­рот­ни в пого­нах» и с это­го момен­та ведь нача­лось такое пере­тря­хи­ва­ние органов.

 

Алек­сандр Хин­штейн: Оно, к сожа­ле­нию, это пере­тря­хи­ва­ние, про­ис­хо­дит пер­ма­нент­но. Нет, я не могу ска­зать о какой-то пере­за­груз­ке. Это про­ис­хо­дит доста­точ­но теку­щая, доста­точ­но рутин­ная рабо­та. Но насколь­ко тако­го рода опе­ра­ция и меро­при­я­тие ска­зы­ва­ют­ся вооб­ще на  систе­ме? – Такой фило­соф­ский вопрос, пото­му что те, кто уже нахо­дят­ся в пре­ступ­ных схе­мах – их пере­убе­дить или пере­вос­пи­тать невоз­мож­но. Они из все­го это­го дела­ют толь­ко один вывод: как пра­виль­ней не попа­дать­ся и как не надо демон­стри­ро­вать на показ свои излиш­ние богат­ства и роскошь.

Но к мое­му глу­бо­ко­му сожа­ле­нию, ситу­а­ция в целом в орга­нах внут­рен­них дел – она, конеч­но, тяже­лая. И такие Сафо­но­вы, увы, совсем не еди­нич­ны. Я же не слу­чай­но гово­рю, что если попро­сить­ся в гости к началь­ни­кам ГАИ Южных тер­ри­то­рии, то мно­го инте­рес­но­го мы с вами увидим.

 

Вла­ди­мир Соло­вьев: И не факт, что толь­ко ГАИ, но я мало что могу пред­ста­вить, что в гостях у того же Сафо­но­ва не было нико­го из кол­лег и они ниче­го не виде­ли, а он там один толь­ко на бил­ли­ар­де играл и при­ез­жал на рабо­ту на «Запо­рож­це» или шёл пешком.

 

Алек­сандр Хин­штейн: Но при этом мы пони­ма­ем, что это Став­ро­поль, этот особ­няк на ули­це Сипя­ги­на, и оче­вид­но, что он не кон­спи­ри­ро­вал­ся как Штир­лиц. Он утром не пере­оде­вал­ся, не при­ез­жал на пере­клад­ных отку­да-то, не ски­ды­вал с себя рос­кош­ный кам­зол и не оде­вал дерю­гу. То есть, он всё это делал в открытую.

И маши­ны, сто­я­щие там, посмот­ри­те, там BMW X5, Mercedes. Их невоз­мож­но при­об­ре­сти на зар­пла­ту даже началь­ни­ка управ­ле­ния кра­е­во­го ГИБДД. Но вот они сто­ят, эти рос­кош­ные машинки.

 

Вла­ди­мир Соло­вьев: То есть, это обо­зна­ча­ет боль­шую систем­ную про­бле­му, то есть, надо зада­вать этот вопрос всем.

 

Алек­сандр Хин­штейн: Это чув­ство пол­ней­шей без­на­ка­зан­но­сти и все­доз­во­лен­но­сти. Ощу­ще­ние, что мож­но от все­го отку­пить­ся и ниче­го тебе не будет. Повто­ряю, он началь­ник ГАИ края с 2012 года – почти 10 лет.

И судя по мас­шта­бам – это всё зара­ба­ты­ва­лось, если сло­во «зара­ба­ты­ва­лось», конеч­но, умест­но, не за день и не за два. То есть, это дав­ным-дав­но нала­жен­ная систе­ма и что? И это все виде­ли, по край­ней мере, те, кому поло­же­но было это видеть.

 

Вла­ди­мир Соло­вьев: Но согла­сись, хоро­шо же, хотя бы то, что не как рань­ше, когда берут по одно­му пол­ков­ни­ку, у них нахо­дят кучу денег и гово­рят: «Вы зна­е­те, вот про­сто все вокруг, ну быва­ет же такое, про­сто один пол­ков­ник». Здесь уже сра­зу пре­ступ­ные груп­пы и это тоже, наверное…

 

Алек­сандр Хин­штейн: Да, конеч­но. Без­услов­но, это мож­но и нуж­но толь­ко при­вет­ство­вать, и я рад любой подоб­ной опе­ра­ции, пото­му что, зна­е­те, мож­но дол­го рас­суж­дать на обще­фи­ло­соф­ские темы, но рабо­та долж­на идти совер­шен­но кон­крет­но и предметно.

И в этом смыс­ле я при­зна­те­лен кол­ле­гам из управ­ле­ния соб­ствен­ной без­опас­но­сти, руко­вод­ству МВД за то, что они на эту опе­ра­цию пошли, пони­мая, кста­ти гово­ря, все репу­та­ци­он­ные риски.