В повестке ближайших пленарных заседаний — две инициативы о внесении изменений в действующий закон «Об оружии». 18 мая Госдума примет в первом чтении «старый», если можно так выразиться, законопроект, который был внесен группой депутатов из разных фракций ещё в конце 2020 года. В нем, в частности, предлагается создать единую информационную систему, где будут собираться все сведения об оружии и патронах к нему, и прописать правила обращения со списанным оружием, чтобы предотвратить его превращение в боевое. Перечень граждан, которым лицензию на владение оружием давать нельзя, авторы хотят дополнить за счет россиян с двумя и более судимостями, а также за счет привлеченных к административной ответственности за пьяную езду. Если бы не события в Казани, эта инициатива, на которую правительство за почти полгода так и не удосужилось прислать отзыв, могла бы и не дождаться рассмотрения до конца срока полномочий депутатов этого созыва. Но теперь дождалась.
А 25 мая, как решил Совет Думы, планируется принятие буквально с колёс еще одного законопроекта на «оружейную» тему: того, что был внесен 17 мая депутатами-единороссами Сергеем Неверовым, Василием Пискаревым и Александром Хинштейном, и сенатором Андреем Турчаком. Этот, «свежий» — про медосвидетельствование, без которого получить лицензию на приобретение оружия, разрешение на его хранение, ношение или использование невозможно.
Первый замглавы думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев («ЕР») рассказал «МК», почему нельзя было все нововведения оформить одним документом. По его словам, одновременно с подготовкой «старого» законопроекта шла работа и над проблемой совершенствования правил медосвидетельстования: «мы поднимали эти вопросы и в 2016‑м, и в 2017‑м годах, но нас каждый раз разворачивали. Все эти годы мы искали такие формулировки, которые бы позволили, не нарушая законодательство о врачебной тайне, обеспечить своевременное получение Росгвардией сведений о противопоказаниях, которые делают владение оружием невозможным». Судя по всему, согласования могли бы идти ещё очень долго, но расстрел в Казани и тут придал процессу сильное ускорение…
О том, какие нововведения ждут желающих получить право на оружие и владеть им как можно дольше, «МК» рассказал один из авторов «свежего» законопроекта, глава думского Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн («ЕР»).
- После событий в Казани глава Росгвардии Виктор Золотов озвучил несколько предложений, касающихся оборота оружия. В вашем законопроекте речь идет лишь о медицинской их части. А где остальные — например, о том, чтобы поднять с 18 до 21 года минимальный возраст владения оружием?
- Тот законопроект, который завтра будет приниматься в первом чтении («старый» — «МК».), дает возможность включить в него во втором чтении все другие новации, в том числе и тему возраста. Если она получит поддержку, конечно. Но сказать сейчас, попадет она в законопроект или нет, я не могу.
- Теперь про внесенный 17 мая законопроект. Ведь и сейчас для получения лицензии на покупку оружия нужно проходить медосвидетельствование. Видимо, будет пересмотрен перечень заболеваний, с которыми об оружии думать не следует?
- Перечень заболеваний, с которыми владеть оружием нельзя, как и сейчас, будет утверждать правительство. Но, в отличие от действующих правил, появляются новые основания для аннулирования выданной лицензии или разрешения. Сегодня, скажем, не урегулирован вопрос о тем, как быть, если человек законно получил лицензию на оружие, а потом в течение пяти лет, что она действует…
- У него с головой что-то случилось?
- Или просто человек, уже получив лицензию на оружие, пошел на какую-то медкомиссию или диспансеризацию, а там у него в крови обнаружили наркотики… Как быть? Наш законопроект дает четкий ответ: все сведения о наличии противопоказаний к владению оружием, полученные врачами, будут загружаться в информационную систему Минздрава, в соответствующий реестр, а оператор этой системы будет обязан уведомить о вскрывшихся фактах Росгвардию. Росгвардия, в свою очередь, получает доступ к этому реестру. Оперативно узнав, что у владельца оружия (речь, напомню, в данном случае идет не о кандидате, а о том, кто оружие уже имеет и раз в пять лет должен проходить перепроверку) появилось противопоказание медицинского характера, ему выдается предписание о повторном внеплановом медосвидетельствовании в течение 30 дней. И с этого момента у него приостанавливается лицензия, а оружие изымается на время прохождения освидетельствования…
Смотрим дальше. Сегодня нет механизма проверки сведений, которые принес гражданин, желающий получить лицензию на оружие или подтвердить право на неё. Сотрудникам Росгвардии предлагается верить на слово тем документам, которые им предъявили. У них нет возможности элементарно запросить в психоневрологическом диспансере, подлинная ли справка. Теперь ситуация кардинально изменится. Придя за лицензией, представить поддельную справку не получится, потому что результаты медосвидетельствования будут содержаться в единой электронной минздравовской системе, а Росгвардия получит к ней доступ. И самому человеку гораздо удобнее, потому что сокращается перечень документов, которые надо представить в Росгвардию: медсправка в бумажном виде уже не нужна.
- Психологическое тестирование кто будет проводить?
- Психиатр. Осмотр врачом психиатром и психиатром-наркологом (его можно будет проходить только в государственных или муниципальных медучреждениях по месте жительства или пребывания — «МК».) будет включать в себя не только диагностику, анализы, но и психологическое исследование. Таблицы для такого тестирования уже сегодня существуют, внедрены, но поскольку их нет в перечне обязательных, их никто и не использует.
- Росгвардия получит доступ к медицинской информации о данном человеке только в той части, которая является противопоказанием к владению оружием?
- Да, конечно, Росгвардия не будет получать доступ к информации о том, скажем, вич-инфицирован гражданин или нет, потому что вич-инфекция не является противопоказанием для получения оружия. Она получит доступ только к реестру владельцев оружия, прошедших медосвидетельствование.
Автор: МАРИНА ОЗЕРОВА
Источник: МК