Проекты Александра Хинштейна

Хинштейн пояснил новый законопроект об оружии: позволит оперативно отбирать лицензию

Государственная Дума

Повы­ше­ние до 21 года мини­маль­но­го воз­рас­та вла­де­ния ору­жи­ем может быть оформ­ле­но поправкой

После тра­ге­дии в Каза­ни вла­сти взя­лись за обо­рот ору­жия. В бли­жай­шие дни Гос­ду­мы при­мет в пер­вом чте­нии сра­зу два зако­но­про­ек­та на эту тему: о новых осно­ва­ни­ях для отка­за в лицен­зии и о новых пра­ви­лах медо­сви­де­тель­ство­ва­ния. О повы­ше­нии до 21 года мини­маль­но­го воз­рас­та вла­де­ния ору­жи­ем речи пока не идет. Но если поли­ти­че­ское реше­ние будет при­ня­то, его офор­мят поправ­кой ко вто­ро­му чтению.

Повышение до 21 года минимального возраста владения оружием может быть оформлено поправкой
ФОТО: НАТАЛЬЯ МУЩИНКИНА

В повест­ке бли­жай­ших пле­нар­ных засе­да­ний — две ини­ци­а­ти­вы о вне­се­нии изме­не­ний в дей­ству­ю­щий закон «Об ору­жии». 18 мая Гос­ду­ма при­мет в пер­вом чте­нии «ста­рый», если мож­но так выра­зить­ся, зако­но­про­ект, кото­рый был вне­сен груп­пой депу­та­тов из раз­ных фрак­ций ещё в кон­це 2020 года. В нем, в част­но­сти, пред­ла­га­ет­ся создать еди­ную инфор­ма­ци­он­ную систе­му, где будут соби­рать­ся все све­де­ния об ору­жии и патро­нах к нему, и про­пи­сать пра­ви­ла обра­ще­ния со спи­сан­ным ору­жи­ем, что­бы предот­вра­тить его пре­вра­ще­ние в бое­вое. Пере­чень граж­дан, кото­рым лицен­зию на вла­де­ние ору­жи­ем давать нель­зя, авто­ры хотят допол­нить за счет рос­си­ян с дву­мя и более суди­мо­стя­ми, а так­же за счет при­вле­чен­ных к адми­ни­стра­тив­ной ответ­ствен­но­сти за пья­ную езду. Если бы не собы­тия в Каза­ни, эта ини­ци­а­ти­ва, на кото­рую пра­ви­тель­ство за почти пол­го­да так и не удо­су­жи­лось при­слать отзыв, мог­ла бы и не дождать­ся рас­смот­ре­ния до кон­ца сро­ка пол­но­мо­чий депу­та­тов это­го созы­ва. Но теперь дождалась.

А 25 мая, как решил Совет Думы, пла­ни­ру­ет­ся при­ня­тие бук­валь­но с колёс еще одно­го зако­но­про­ек­та на «ору­жей­ную» тему: того, что был вне­сен 17 мая депу­та­та­ми-еди­но­рос­са­ми Сер­ге­ем Неве­ро­вым, Васи­ли­ем Пис­ка­ре­вым и Алек­сан­дром Хин­штей­ном, и сена­то­ром Андре­ем Тур­ча­ком. Этот, «све­жий» — про медо­сви­де­тель­ство­ва­ние, без кото­ро­го полу­чить лицен­зию на при­об­ре­те­ние ору­жия, раз­ре­ше­ние на его хра­не­ние, ноше­ние или исполь­зо­ва­ние невозможно.

Пер­вый замгла­вы дум­ско­го Коми­те­та по без­опас­но­сти и про­ти­во­дей­ствию кор­руп­ции Эрнест Вале­ев («ЕР») рас­ска­зал «МК», поче­му нель­зя было все ново­вве­де­ния офор­мить одним доку­мен­том. По его сло­вам, одно­вре­мен­но с под­го­тов­кой «ста­ро­го» зако­но­про­ек­та шла рабо­та и над про­бле­мой совер­шен­ство­ва­ния пра­вил медо­сви­де­тель­сто­ва­ния: «мы под­ни­ма­ли эти вопро­сы и в 2016‑м, и в 2017‑м годах, но нас каж­дый раз раз­во­ра­чи­ва­ли. Все эти годы мы иска­ли такие фор­му­ли­ров­ки, кото­рые бы поз­во­ли­ли, не нару­шая зако­но­да­тель­ство о вра­чеб­ной тайне, обес­пе­чить свое­вре­мен­ное полу­че­ние Рос­гвар­ди­ей све­де­ний о про­ти­во­по­ка­за­ни­ях, кото­рые дела­ют вла­де­ние ору­жи­ем невоз­мож­ным». Судя по все­му, согла­со­ва­ния мог­ли бы идти ещё очень дол­го, но рас­стрел в Каза­ни и тут при­дал про­цес­су силь­ное ускорение…

О том, какие ново­вве­де­ния ждут жела­ю­щих полу­чить пра­во на ору­жие и вла­деть им как мож­но доль­ше, «МК» рас­ска­зал один из авто­ров «све­же­го» зако­но­про­ек­та, гла­ва дум­ско­го Коми­те­та по инфор­ма­ци­он­ной поли­ти­ке, инфор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям и свя­зи Алек­сандр Хин­штейн («ЕР»).

- После собы­тий в Каза­ни гла­ва Рос­гвар­дии Вик­тор Золо­тов озву­чил несколь­ко пред­ло­же­ний, каса­ю­щих­ся обо­ро­та ору­жия. В вашем зако­но­про­ек­те речь идет лишь о меди­цин­ской их части. А где осталь­ные — напри­мер, о том, что­бы под­нять с 18 до 21 года мини­маль­ный воз­раст вла­де­ния оружием?

- Тот зако­но­про­ект, кото­рый зав­тра будет при­ни­мать­ся в пер­вом чте­нии («ста­рый» — «МК».), дает воз­мож­ность вклю­чить в него во вто­ром чте­нии все дру­гие нова­ции, в том чис­ле и тему воз­рас­та. Если она полу­чит под­держ­ку, конеч­но. Но ска­зать сей­час, попа­дет она в зако­но­про­ект или нет, я не могу.

- Теперь про вне­сен­ный 17 мая зако­но­про­ект. Ведь и сей­час для полу­че­ния лицен­зии на покуп­ку ору­жия нуж­но про­хо­дить медо­сви­де­тель­ство­ва­ние. Види­мо, будет пере­смот­рен пере­чень забо­ле­ва­ний, с кото­ры­ми об ору­жии думать не следует?

- Пере­чень забо­ле­ва­ний, с кото­ры­ми вла­деть ору­жи­ем нель­зя, как и сей­час, будет утвер­ждать пра­ви­тель­ство. Но, в отли­чие от дей­ству­ю­щих пра­вил, появ­ля­ют­ся новые осно­ва­ния для анну­ли­ро­ва­ния выдан­ной лицен­зии или раз­ре­ше­ния. Сего­дня, ска­жем, не уре­гу­ли­ро­ван вопрос о тем, как быть, если чело­век закон­но полу­чил лицен­зию на ору­жие, а потом в тече­ние пяти лет, что она действует…

- У него с голо­вой что-то случилось?

- Или про­сто чело­век, уже полу­чив лицен­зию на ору­жие, пошел на какую-то мед­ко­мис­сию или дис­пан­се­ри­за­цию, а там у него в кро­ви обна­ру­жи­ли нар­ко­ти­ки… Как быть? Наш зако­но­про­ект дает чет­кий ответ: все све­де­ния о нали­чии про­ти­во­по­ка­за­ний к вла­де­нию ору­жи­ем, полу­чен­ные вра­ча­ми, будут загру­жать­ся в инфор­ма­ци­он­ную систе­му Мин­здра­ва, в соот­вет­ству­ю­щий реестр, а опе­ра­тор этой систе­мы будет обя­зан уве­до­мить о вскрыв­ших­ся фак­тах Рос­гвар­дию. Рос­гвар­дия, в свою оче­редь, полу­ча­ет доступ к это­му реест­ру. Опе­ра­тив­но узнав, что у вла­дель­ца ору­жия (речь, напом­ню, в дан­ном слу­чае идет не о кан­ди­да­те, а о том, кто ору­жие уже име­ет и раз в пять лет дол­жен про­хо­дить пере­про­вер­ку) появи­лось про­ти­во­по­ка­за­ние меди­цин­ско­го харак­те­ра, ему выда­ет­ся пред­пи­са­ние о повтор­ном вне­пла­но­вом медо­сви­де­тель­ство­ва­нии в тече­ние 30 дней. И с это­го момен­та у него при­оста­нав­ли­ва­ет­ся лицен­зия, а ору­жие изы­ма­ет­ся на вре­мя про­хож­де­ния освидетельствования…

Смот­рим даль­ше. Сего­дня нет меха­низ­ма про­вер­ки све­де­ний, кото­рые при­нес граж­да­нин, жела­ю­щий полу­чить лицен­зию на ору­жие или под­твер­дить пра­во на неё. Сотруд­ни­кам Рос­гвар­дии пред­ла­га­ет­ся верить на сло­во тем доку­мен­там, кото­рые им предъ­яви­ли. У них нет воз­мож­но­сти эле­мен­тар­но запро­сить в пси­хо­нев­ро­ло­ги­че­ском дис­пан­се­ре, под­лин­ная ли справ­ка. Теперь ситу­а­ция кар­ди­наль­но изме­нит­ся. При­дя за лицен­зи­ей, пред­ста­вить под­дель­ную справ­ку не полу­чит­ся, пото­му что резуль­та­ты медо­сви­де­тель­ство­ва­ния будут содер­жать­ся в еди­ной элек­трон­ной мин­здра­вов­ской систе­ме, а Рос­гвар­дия полу­чит к ней доступ. И само­му чело­ве­ку гораз­до удоб­нее, пото­му что сокра­ща­ет­ся пере­чень доку­мен­тов, кото­рые надо пред­ста­вить в Рос­гвар­дию: мед­справ­ка в бумаж­ном виде уже не нужна.

- Пси­хо­ло­ги­че­ское тести­ро­ва­ние кто будет проводить?

- Пси­хи­атр. Осмотр вра­чом пси­хи­ат­ром и пси­хи­ат­ром-нар­ко­ло­гом (его мож­но будет про­хо­дить толь­ко в госу­дар­ствен­ных или муни­ци­паль­ных мед­учре­жде­ни­ях по месте житель­ства или пре­бы­ва­ния — «МК».) будет вклю­чать в себя не толь­ко диа­гно­сти­ку, ана­ли­зы, но и пси­хо­ло­ги­че­ское иссле­до­ва­ние. Таб­ли­цы для тако­го тести­ро­ва­ния уже сего­дня суще­ству­ют, внед­ре­ны, но посколь­ку их нет в перечне обя­за­тель­ных, их никто и не использует.

- Рос­гвар­дия полу­чит доступ к меди­цин­ской инфор­ма­ции о дан­ном чело­ве­ке толь­ко в той части, кото­рая явля­ет­ся про­ти­во­по­ка­за­ни­ем к вла­де­нию оружием?

- Да, конеч­но, Рос­гвар­дия не будет полу­чать доступ к инфор­ма­ции о том, ска­жем, вич-инфи­ци­ро­ван граж­да­нин или нет, пото­му что вич-инфек­ция не явля­ет­ся про­ти­во­по­ка­за­ни­ем для полу­че­ния ору­жия. Она полу­чит доступ толь­ко к реест­ру вла­дель­цев ору­жия, про­шед­ших медосвидетельствование.

Автор: 

Источ­ник: МК