28 мая состоялось заседание Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи.
Первым в повестке был рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» (в части уточнения порядка распространения информации об организациях, деятельность которых запрещена) (1098081–7)
Законопроектом устанавливается запрет на распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенной в единый федеральный список организаций, признанной в соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму» террористическими, без указания на то, что она ликвидирована или ее деятельность запрещена.
Законодательная инициатива о запрете упоминания в СМИ террористических организаций без специального указания на ликвидацию или запрет деятельности (1098081–7) была внесена в январе депутатами Александром Хинштейном и Сергеем Боярским. Депутаты предложили ее одновременно с поправками в КоАП (1098066–7), которые вводят штрафы за нарушение этой нормы для журналистов (до 2,5 тыс. рублей) и редакций (до 50 тыс. рублей). Штрафы уже были приняты Госдумой в первом чтении 12 мая, а соответствующие им поправки в закон о СМИ должны быть рассмотрены палатой в ближайшее время.
Сейчас закон о СМИ предусматривает только запрет на упоминание экстремистских организаций без указания на их запрет или ликвидацию (ст. 4 закона о СМИ).
Как отметил глава думского комитета Александр Хинштейн, данный документ устраняет образовавшуюся в законодательстве правовую коллизию, когда есть обязанность упоминания о запрете на территории РФ той или иной экстремисткой организации, но при этом нет аналогичного порядка по отношению к террористическим организациям.
«При этом очевидно, что степень угрозы террористическая гораздо выше, чем экстремистская, поскольку терроризм является высшей формой экстремизма. И на наш взгляд, необходимо эту правовую коллизию устранить, распространив и на запрещенные или признанные террористическими те же самые ограничения, которые есть сегодня в отношении организаций экстремистских», — добавил парламентарий.
Он обратил внимание, что законопроектом вводится обязанность СМИ и социальной сферы при упоминании таких организаций ставить маркировку, что их деятельность в России запрещена.
Согласно законопроекту, специальное указание редакция должна будет сделать не только для организаций, но и для общественных объединений, включенных в единый федеральный перечень организаций, признанных террористическими по закону «О противодействии терроризму». Вместе с тем, правительство в своем отзыве указывает, что общественные объединения сейчас не включаются в перечень террористических организаций, поэтому проект закона нуждается в корректировке.
Единогласно рекомендован Комитетом к принятию в первом чтении.
О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 46 Федерального закона «О связи» (в части уточнения обязанностей операторов связи) (1071653–7)
Законопроектом предлагается дополнить статью 46 Федерального закона «О связи» нормой, обязывающей оператора подвижной радиотелефонной связи до момента телефонного соединения пользователя услуг связи с другим абонентом информировать его о региональной принадлежности выделенного абоненту абонентского номера, а также дополнительных расходах пользователя связи, в связи с таким соединением.
Законопроектом не предусмотрены форма и порядок доведения оператором связи информации до пользователя. Также, используемые в законопроекте термины и понятия «региональная принадлежность», «дополнительные расходы», Федеральным законом «О связи» не предусмотрены и их значение в тексте законопроекта не раскрывается, что может привести к правовой неопределенности и трудностям в правоприменении.
Учитывая это, Комитет не поддержал законопроект и рекомендовал Госдуме отклонить его в первом чтении.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в части исследования объема аудитории) (1175409–7)
Законопроектом определяются особенности исследования объема аудитории информационных ресурсов в сети «Интернет». Аналогичный порядок уже действует при проведении исследований объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач).
В частности, законопроектом устанавливается, что реестр информационных ресурсов, объем аудитории которых подлежит исследованию, будет формироваться Роскомнадзором по предложениям формируемой при нем комиссии по исследованию объема аудитории.
Документ разработал член Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин («Единая Россия»). Он отметил, что Россия находится в числе стран с развитой цифровой экономикой, и в таких условиях необходимо создать единый измеритель аудитории. Такая организация есть в США, Великобритании, Индии, Китае, Финляндии.
Горелкин также напомнил о состоявшемся 27 мая заседания экспертного клуба Национального рекламного форума (НРФ), в ходе которого, законодательная инициатива обсуждалась с отраслью и была поддержана.
Интернет-ресурсы предлагают обязать передавать данные о размере своей российской аудитории специальной организации Роскомнадзора — единому измерителю.
«Измеритель позволит государству и рынку получать прозрачную и точную информацию о просмотре контента в сети, — сказал автор инициативы. — Речь идёт об измерении аудитории телеканалов в Интернете, сетевых изданий, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов».
Согласно законопроекту, до 1 августа Роскомнадзор должен выбрать организацию, которая будет проводить измерения. Перечень конкретных данных, которые интернет-ресурсы должны будут передавать в уполномоченную организацию, и порядок их передачи утвердит правительство.
Комитет одобрил законопроект и рекомендовал к принятию в первом чтении. «Чем прозрачнее и понятнее будет объём аудитории, тем лучше будет всем: и государству, и обществу, и отрасли», — сказал председатель Комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн, комментируя инициативу.
Самым резонансным пунктом в повестке дня был так называемый законопроект «о приземлении», который обязывает иностранные компании с российской аудиторией создать в РФ филиалы, представительства или уполномоченные юрлица. Это позволит компаниям быть «в диалоге» с государством и пользователями. Законопроект был рекомендован к принятию в первом чтении.
Законопроект имеет официальное название «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации» (1176731–7)
Инициатива затронет интернет-площадки, аудитория которых, в течении суток составляет более пятисот тысяч пользователей, а также при одном из следующих условий:
▫️ на информационном ресурсе иностранного лица предоставляется и (или) распространяется информация на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации
▫️ на информационном ресурсе иностранного лица распространяется реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации
иностранное лицо осуществляет обработку сведений о пользователях, находящихся на территории Российской Федерации
▫️ иностранное лицо получает денежные средства от российских физических и юридических лиц
Также, положения законопроекта будут распространяться на провайдеров хостинга, пользователи которых находятся на территории Российской Федерации, операторов рекламных систем и организаторов распространения информации интернете.
Александр Хинштейн, представляя эту законодательную инициативу подчеркнул:
«Наш законопроект обусловлен не наличием претензий к каким-то ресурсам, а исключительно необходимостью установления четкого и понятного механизма взаимодействия и обратной связи как с российским государством, так и с российскими гражданами, организациями и общественными структурами. Прежде чем законопроект был внесен в Госдуму мы долго его прорабатывали и обсуждали с отраслью, с уполномоченными структурами именно для того , чтобы эта норма была не декларативной и могла бы быть реализованной».
Комитет рекомендовал принять законопроект в первом чтении.
Подробнее о ходе обсуждения на Комитете по ссылке.
Фотографии: