В ходе заседания было рассмотрено восемь вопросов. С докладами выступили члены Комитета Максим Кудрявцев, Сергей Боярский, депутат Госдумы Андрей Альшевских, а также заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Олег Иванов.
Первым на повестку вынесен проект федерального закона № 978343–7 «О внесении изменения в статью 45 Федерального закона «О связи». Законопроекту предстоит первое чтение.
«Законопроект предлагает предоставить право пользователю мобильной связи сохранить выделенный абонентский номер за собой, а также распоряжаться им, в том числе передавать третьему лицу на возмездной или безвозмездной основе с уведомлением об этом оператора мобильной связи. При этом данное правомочие определяется как дополнительная услуга связи», — отметил докладчик по законопроекту Максим Кудрявцев.
Кудрявцев отметил, что Комитет законопроект не поддерживает, а предложенное в законопроекте регулирование не соответствует статье 26 ФЗ закона «О связи».
«Согласно статье 26 ФЗ закона «О связи» определение ресурса нумерации — исключительное право государства. Государство выдаёт ресурс операции и определяет его оборот. Иными словами, если абонент хочет сменить номер, у него такая возможность есть, при этом есть возможность номер сохранить. Этот закон принят Госдумой, подписан президентом и прекрасно работает. Мы давно отменили мобильное рабство и если абонента не устраивает цена — качество, он может сменить оператора с сохранением номера», — сказал Кудрявцев.
Кроме того, законопроект обязывает пользователя, при передаче третьему лицу номера, уведомить об этом оператора, не предусматривая при этом содержания передаваемой информации, порядок и сроки её передачи, а также на действия оператора в случае отказа от передачи такого уведомления. Также в законопроекте не указывается правовые последствия дальнейшего распоряжения третьими лицами абонентского номера.
Кудрявцев уточнил, что Комитету непонятно, каким образом будет осуществляться эта передача, каким образом будут уведомляться операторы о том, что номер передан третьему лицу. И может ли третье лицо передавать информацию дальше. А также обратил внимание, что принятие законопроекта может привести к неконтролируемому обороту абонентских номеров, в том числе и в противоправных.
Единогласным голосованием поддержано решение о рекомендации Госдуме отклонить данный законопроект в первом чтении.
Вторым был рассмотрен проект федерального закона № 986111–7 «О внесении изменения в статью 153 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Законопроект предлагается к рассмотрению в первом чтении.
Законопроектом предлагается усовершенствовать меры по пресечению распространения экстремистских публикаций.
«Данный законопроект разработан в соответствии со стратегией противодействия экстремизму Российской федерации до 25 года, утверждённой Президентом. Действующим законом определён порядок ограничения Роскомнадзором доступа к информации, распространяемой с нарушением закона на основании обращения Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей, — в ходе выступления рассказал один из авторов законопроекта Андрей Альшевских. — В настоящее время к ней относится информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создаёт угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан».
Законопроектом предложено расширить полномочия Генпрокуратуры. Её руководство сможет оперативно добиваться блокировки информации, в которой содержатся не только призывы, но и оправдание экстремизма и терроризма.
Альшевских добавил, что сейчас, чтобы запретить подобные материалы требуется в среднем два месяца — от суда до внесения в соответствующий список.
«Предлагаемые изменения — это результат большой работы нашей Комиссии по расследованию фактов вмешательств иностранных государств во внутренние дела России. Фактов было выявлено немало, по данным Роскомнадзора за 2019 год — 445 лиц, совершивших преступления экстремистской направленности, из которых более половины — молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет, в том числе 42 несовершеннолетних», — прокомментировал член Комитета Сергей Боярский.
Комитет предложил поддержать законопроект в первом чтении. Проект решения поддержан единогласно.
Участники заседания также рассмотрели проект федерального закона № 992331–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных». Законопроект предлагается для рассмотрения в первом чтении.
В данном документе предусмотрена возможность включения в согласие на обработку персональных данных в письменной форме уникального идентификатора субъекта персональных данных, рассказал замглавы Минцифры Олег Иванов.
Также законопроект даёт возможность предоставления согласия на обработку персональных данных в письменной форме одновременно на несколько целей, а также сразу нескольким лицам, осуществляющим обработку персональных данных по поручению оператора персональных данных. Это позволит уменьшить количество согласий, предоставляемых субъектом персональных данных в письменной форме.
Председатель Комитета Александр Хинштейн сообщил, что тема важная. Но нужно отметить, что после внесения данного законопроекта адрес профильного комитета поступило много обращений от представителей бизнес-сообщества, банков и операторов связи, несогласных с предлагаемыми нормами. В законе есть определённые противоречия, которые не отменяют сути задачи.
«С позицией бизнес-сообщества мы не можем не считаться. Предлагаю компромиссное решение — рекомендовать принять законопроект в первом чтении при условии, что он существенным образом будет доработан ко второму чтению», — сказал Хинштейн.
На условиях существенной доработки законопроекта ко второму чтению участники единогласно проголосовали за рекомендацию принятия законопроекта в первом чтении.
В ходе рассмотрения проекта федерального закона № 1067902–7 «О внесении изменения в статью 31 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» выступил Сергей Михайлович Боярский.
«В законопроекте речь идёт о возможности и необходимости сопровождать все выступления Президента сурдопереводом. Предлагается законопроект направить в рассылку, наш Комитет назначить ответственным», — сообщил Боярский.
Предложение по направлению в рассылку законопроекта принято единогласно.
Также был рассмотрен проект федерального закона № 1071653–7 «О внесении изменения в статью 46 Федерального закона «О связи».
Законопроектом предлагается возложить на оператора подвижной радиотелефонной связи обязанность до момента телефонного соединения пользователя услуг связи с другим абонентом проинформировать его о региональной принадлежности выделенного абоненту абонентского номера, а также дополнительных расходах, которые может понести этот пользователь.
Проект законопроекта направлен в рассылку для предварительного рассмотрения. Решение принято единогласно.
Рассмотрен и предложен для предварительной рассылки также проект федерального закона № 1087071–7 «О внесении изменения в статью 54 Федерального закона «О связи».
Законопроектом устанавливается, что услуги связи по предоставлению доступа к сайтам в сети «Интернет», включённым в перечень отечественных социально значимых сайтов в сети «Интернет» для граждан оказываются без взимания платы.
Последним вопросом заседания рассмотрено заключение на проект федерального закона № 1056530–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания автоматизированной информационной системы страхования».
Предлагается создать автоматизированную информационную систему страхования, которая будет содержать в своих базах данные об осуществлении страхования. Оператором информационной системы определяется юридическое лицо в организационно-правовой форме акционерного общества, а 100% его акций при создании оператора информационной системы будут принадлежать Центральному банку Российской Федерации (Банку России).
Комитетом предложены замечания относительно принадлежности всего пакета акций Банку России. Замечание получили поддержку участников заседания.