Проекты Александра Хинштейна

Хинштейн: «Слава о человеческом подвиге самарского иконописца Григория Журавлева должна выйти далеко за пределы региона»

Избирательный округ

Сего­дня, 8 сен­тяб­ря, депу­тат Гос­ду­мы РФ Алек­сандр Хин­штейн, коор­ди­на­тор пар­тий­но­го про­ек­та  «Еди­ной Рос­сии» «Исто­ри­че­ская память» сов­мест­но с пред­ста­ви­те­ля­ми Мин­куль­та Самар­ской обла­сти, обще­ствен­ни­ка­ми и кра­е­ве­да­ми при­нял уча­стие в сове­ща­нии, посвя­щен­ном памя­ти извест­но­го самар­ско­го ико­но­пис­ца Гри­го­рия Журавле­ва. Уже в буду­щем году выстав­ки, посвя­щен­ные твор­че­ству наше­го уди­ви­тель­но­го зем­ля­ка, прой­дут не толь­ко в Самар­ской обла­сти, но и по всей стране.

При­дать новый импульс сохра­не­нию памя­ти о подви­ге и чело­ве­че­ской исто­рии уни­каль­но­го ико­но­пис­ца (без рук и ног) Гри­го­рия Журавле­ва – родом из села Утев­ка Неф­те­гор­ско­го рай­о­на Самар­ской обла­сти помог Алек­сандр Хин­штейн. Депу­тат пере­го­во­рил с мини­стром куль­ту­ры Рос­сии Оль­гой Люби­мо­вой, кото­рая согла­со­ва­ла про­ве­де­ние в буду­щем  году в горо­дах Рос­сии ряда выста­вок в честь иконописца.

Очень важ­но, что выста­воч­ный про­ект, рас­ска­зы­ва­ю­щий о жиз­ни и судь­бе самар­ско­го ико­но­пис­ца, будет реа­ли­зо­ван имен­но на феде­раль­ном уровне. Выстав­ки прой­дут в Москве и Санкт-Петер­бур­ге на пло­щад­ках Цен­траль­но­го госу­дар­ствен­но­го музея древ­не­рус­ской куль­ту­ры и искус­ства име­ни Андрея Руб­ле­ва, а так­же Госу­дар­ствен­но­го музея исто­рии религии.

Общая сто­и­мость реа­ли­за­ции про­ек­та по пред­ва­ри­тель­ным оцен­кам, соста­вит 3,8 млн руб. Поло­ви­ну из этой сум­мы опла­тит реги­о­наль­ный бюд­жет, а вто­рую поло­ви­ну – федеральный.

«Одно­вре­мен­но под­твер­жда­ем готов­ность под­дер­жать ини­ци­а­ти­ву о про­ве­де­нии муль­ти­ме­дий­ной выстав­ки на пло­щад­ках исто­ри­че­ских пар­ков «Рос­сия – моя исто­рия», — сооб­щи­ла депу­та­ту министр.

На сего­дняш­нем сове­ща­нии обсу­ди­ли дета­ли про­ве­де­ния меро­при­я­тий. В част­но­сти, самар­ский Мин­культ под­го­то­вит доку­мен­таль­ный фильм и кни­гу-ката­лог о жиз­ни и твор­че­стве Гри­го­рия Журавле­ва. Так­же рас­смот­ре­ли вопрос поис­ка ред­ких работ ико­но­пис­ца, кото­рые он дарил цар­ской семье и дру­гим извест­ным людям. Пред­по­ла­га­ет­ся, что рабо­ты худож­ни­ка хра­нят­ся в Орен­бург­ской обла­сти и в Санкт-Петер­бур­ге. Кро­ме того, участ­ни­ки встре­чи обсу­ди­ли назва­ние буду­ще­го выста­воч­но­го про­ек­та. В каче­стве одно­го из рабо­чих вари­ан­тов пред­ло­жи­ли «Неру­ко­твор­ная ико­на». Алек­сандр Хин­штейн все идеи поддержал.

Напом­ним, что идея орга­ни­зо­вать ряд выста­вок в честь леген­дар­но­го самар­ско­го ико­но­пис­ца на все­рос­сий­ском уровне воз­ник­ла, когда на при­ем к Алек­сан­дру Хин­штей­ну при­шли вдо­ва и дочь про­фес­со­ра СамГ­ТУ, ака­де­ми­ка Рос­сий­ской инже­нер­ной ака­де­мии, авто­ра более 15 книг Алек­сандра Мали­нов­ско­го. Имен­но он, как уро­же­нец села Утев­ка, открыл для жите­лей наше­го края имя ико­но­пис­ца Гри­го­рия Журавле­ва, кото­рый без рук и ног, бук­валь­но дер­жа кисть в зубах, создал 10 неру­ко­твор­ных икон для сель­ско­го хра­ма Свя­той Тро­и­цы. Жен­щи­ны убеж­де­ны, что фено­мен Журавле­ва заслу­жи­ва­ет осо­бой памя­ти. Тогда Алек­сандр Хин­штейн, кото­рый неод­но­крат­но бывал на родине Гри­го­рия Журавле­ва — в хра­ме Свя­той Тро­и­цы, пред­ло­жил ока­зать содей­ствие в орга­ни­за­ции ряда выста­вок, кото­рые будут зна­ко­мить жите­лей Рос­сии с твор­че­ством леген­дар­но­го иконописца.

Отме­тим, что в самар­ских музе­ях рабо­та­ют посто­ян­но дей­ству­ю­щие экс­по­зи­ции, посвя­щен­ные твор­че­ству и жиз­ни Гри­го­рия Журавлева.

Теперь дело за малым – про­сла­вить наше­го зем­ля­ка на всю страну.

«Я вижу свою зада­чу в том, что­бы как мож­но боль­ше людей за пре­де­ла­ми Самар­ско­го реги­о­на узна­ли о подви­ге и талан­те Гри­го­рия Журавле­ва, пото­му что он явля­ет собой при­мер исклю­чи­тель­но­го муже­ства и само­по­жерт­во­ва­ния. Труд­но вооб­ра­зить, как чело­век, родив­шей­ся с таки­ми изъ­я­на­ми – без­ру­ки и без­но­гий от рож­де­ния — в усло­ви­ях сель­ской глу­бин­ки XIX-го века, когда не было ни без­ба­рьер­ной сре­ды, ни коля­сок с элек­тро­при­во­дом (как и само­го элек­три­че­ства), сумел най­ти себя, най­ти силы не сло­мать­ся, не озло­бить­ся, и реа­ли­зо­вал, зало­жен­ным ему Богом дар», — про­ком­мен­ти­ро­вал Алек­сандр Хинштейн.

По сло­вам депу­та­та очень важ­но сде­лать так, что­бы сла­ва о чело­ве­че­ском подви­ге ико­но­пис­ца Гри­го­рия Журавле­ва вышла дале­ко за пре­де­лы наше­го реги­о­на, что­бы о его уди­ви­тель­ной судь­бе узна­ло как мож­но боль­ше людей по всей стране.

Так­же Алек­сандр Хин­штейн выра­зил надеж­ду на то, что бла­го­да­ря пла­ни­ру­е­мым выстав­кам и выхо­ду темы на все­рос­сий­ский уро­вень, полу­чит­ся най­ти сле­ды дру­гих работ ико­но­пис­ца, в том чис­ле, раз­га­дать тай­ну зна­ме­ни­той Утев­ской Мадон­ны. «Место­на­хож­де­ние этой ико­ны самар­ские кра­е­ве­ды пыта­ют­ся уста­но­вить уже несколь­ко деся­ти­ле­тий, но пока без­успеш­но», — задал интри­гу депутат.

Спра­воч­но

Гри­го­рий Нико­ла­е­вич Журавлев родил­ся в 1858 году  в селе Утев­ка Бузу­лук­ско­го уез­да Самар­ской губер­нии в семье мест­но­го кре­стья­ни­на, вла­дель­ца сто­ляр­ной мастер­ской, и был инва­ли­дом с дет­ства — имел атро­фи­ро­ван­ные ноги и руки. В воз­расте 9 лет Гри­го­рий стал ходить в шко­лу, где  научил­ся писать, дер­жа каран­даш в зубах, таким же обра­зом в даль­ней­шем писал и свои кар­ти­ны. Во вре­мя стро­и­тель­ства в Утёв­ке в 90‑е годы XIX века ново­го хра­ма Свя­той Тро­и­цы он лич­но рас­пи­сал свод хра­ма, а так­же создал для него иконы.