Проекты Александра Хинштейна

Хинштейн: «Создание кафедры джаза на базе СГИК автоматически повлечет за собой появление в Самаре новых точек роста: ансамблей, оркестров и площадок»

Избирательный округ

Сегодня, 7 октября, депутат Государственной Думы РФ, заместитель Секретаря Генерального Совета партии «Единая Россия» Александр Хинштейн принял участие в круглом столе, организованном Самарским Государственным институтом культуры (СГИК) на тему развития профессионального джазового искусства в Самаре. Участники совещания, среди которых были представители власти, педагоги всех уровней, музыканты и общественники сошлись во мнении, что в СГИК нужно и важно создавать кафедру джаза. Это позволит региону вернуть былые лидирующие позиции в одном из самых ярких направлений музыкального искусства.

Символично, что мероприятие прошло на базе межвузовского  театрально-культурного центра СГИК «Дирижабль», создание которого происходило при непосредственном кураторстве депутата.

В ходе встречи обсудили ключевые аспекты «джазовой жизни» Самары, начиная историческими событиями и заканчивая актуальной повесткой. Как рассказал известный самарский джазовый журналист и ведущий Игорь Вощинин, еще в 60-е годы прошлого века Куйбышев считался третьей столицей джаза в СССР (после Ленинграда и Москвы) из-за наличия у нас собственного джаз-клуба (год создания — 1962), однако, впоследствии, эти позиции были утрачены. В советское время в Самарском институте культуры существовала инструментальная кафедра, где также преподавали джазовые дисциплины.

В последние годы в городе появилась джазовая студия «Движение», но полноценного клуба, в котором возможна более серьезная творческая работа, к сожалению, нет. Крайне мало и собственно джазовых коллективов, а также специализированных на соответствующей тематике преподавателей (особенно по духовым джазовым инструментам).

Что касается профессионального джазового образования, то в Самаре не сформирована четкая вертикаль непрерывного образования — «школа искусств – училище – вуз». В школах и средних учебно-образовательных учреждениях джазовые дисциплины систематически не преподаются, не сформирован запрос на музыкантов-джазистов и в СГИК. В вузе существует эстрадный факультет с кафедрой музыкального искусства эстрады. Там преподают несколько джазовых дисциплин, в том числе вокал.

Такая ситуация не способствует развитию джаза в Самаре. Творческие люди, которые хотят развиваться в данном направлении, к сожалению, уезжают в столицы и даже за границу.

Выходом может стать создание кафедры джаза на базе СГИК. С такой инициативой выступили музыканты, общественники и преподаватели вуза.

«Для нас открытие кафедры джаза — это не просто изменение структуры в СГИК.   Речь идет скорее о воссоздании кафедры и, главное, о полноценной площадке для подготовки профессиональных музыкантов в вузе. Джазовым традициям Самары, как известно, уже не один десяток лет. В последние годы начался подъем этого направления музыкального искусства. Потенциал заметен и профессионалам — в рамках дня города у нас побывал народный артист РФ Игорь Бутман, который поддержал предложение студентов и преподавателей СГИК выступить куратором возрождающегося движения и в перспективе возглавить кафедру джаза в нашем вузе, — рассказала  и.о.ректора СГИК Ольга Наумова.

«Джазовая кафедра нужна еще и потому, что все музыкальные вузовские дисциплины построены на классической гармонии, а нам необходимо создать иную – именно джазовую гармонию», — считает руководитель Самарского джазового оркестра, преподаватель музыкального училища им. Шаталова Александр Карбасов.

При создании специализированной кафедры потребуется пересмотр образовательных стандартов по профессиональной подготовке: институт может столкнуться с проблемой кадров, поскольку у джазменов своя специфика работы, а высшие образовательные учреждения культуры сейчас делают упор на подготовку классических музыкантов. Нужны новые образовательные программы, а при необходимости преподавателей и профессионалов можно будет привлекать из других регионов.

Александр Хинштейн, который входит в состав попечительского совета вуза, инициативу поддержал. Депутат предложил следующий алгоритм решения вопроса. «Во-первых, необходимо создать полноценный джазовый клуб в Самаре, и во- вторых, провести в городе джазовое мероприятие, приуроченное к одной из «джазовых дат» — 100-летию российского джаза или 60-летию самарского – в 2022 году». Депутат пообещал оказать содействие во всех этих вопросах, начиная протекцией на федеральном уровне и заканчивая помощью в поиске здания в Самаре для нужд будущего клуба.

«Мне очень по душе то предложение, с которым сегодня выходит самарский институт культуры — создание в нем кафедры джазового искусства. Во-первых, Самара (Куйбышев), был третьим городом в Советском Союзе, где появился джаз-клуб. Я считаю, что это очень важно для региональной самоидентичности и понимания места и роли региона в культурной жизни страны. Во-вторых, у нас действительно, очень мощный институт культуры, сильные музыкальные джазовые традиции в регионе, и их необходимо сохранять. В этом смысле появление такой кафедры, где готовят именно джазовых музыкантов, очень важно, поскольку автоматически влечет за собой появления новых точек роста: ансамблей, оркестров и площадок. Я твердо уверен, что к столетию российского джаза в 2022 году в Самаре откроем кафедру», — прокомментировал Александр Хинштейн СМИ.