Проекты Александра Хинштейна

Хинштейн: «Создание кафедры джаза на базе СГИК автоматически повлечет за собой появление в Самаре новых точек роста: ансамблей, оркестров и площадок»

Избирательный округ

Сего­дня, 7 октяб­ря, депу­тат Госу­дар­ствен­ной Думы РФ, заме­сти­тель Сек­ре­та­ря Гене­раль­но­го Сове­та пар­тии «Еди­ная Рос­сия» Алек­сандр Хин­штейн при­нял уча­стие в круг­лом сто­ле, орга­ни­зо­ван­ном Самар­ским Госу­дар­ствен­ным инсти­ту­том куль­ту­ры (СГИК) на тему раз­ви­тия про­фес­си­о­наль­но­го джа­зо­во­го искус­ства в Сама­ре. Участ­ни­ки сове­ща­ния, сре­ди кото­рых были пред­ста­ви­те­ли вла­сти, педа­го­ги всех уров­ней, музы­кан­ты и обще­ствен­ни­ки сошлись во мне­нии, что в СГИК нуж­но и важ­но созда­вать кафед­ру джа­за. Это поз­во­лит реги­о­ну вер­нуть былые лиди­ру­ю­щие пози­ции в одном из самых ярких направ­ле­ний музы­каль­но­го искусства.

Сим­во­лич­но, что меро­при­я­тие про­шло на базе меж­ву­зов­ско­го  теат­раль­но-куль­тур­но­го цен­тра СГИК «Дири­жабль», созда­ние кото­ро­го про­ис­хо­ди­ло при непо­сред­ствен­ном кура­тор­стве депутата.

В ходе встре­чи обсу­ди­ли клю­че­вые аспек­ты «джа­зо­вой жиз­ни» Сама­ры, начи­ная исто­ри­че­ски­ми собы­ти­я­ми и закан­чи­вая акту­аль­ной повест­кой. Как рас­ска­зал извест­ный самар­ский джа­зо­вый жур­на­лист и веду­щий Игорь Вощи­нин, еще в 60‑е годы про­шло­го века Куй­бы­шев счи­тал­ся тре­тьей сто­ли­цей джа­за в СССР (после Ленин­гра­да и Моск­вы) из-за нали­чия у нас соб­ствен­но­го джаз-клу­ба (год созда­ния — 1962), одна­ко, впо­след­ствии, эти пози­ции были утра­че­ны. В совет­ское вре­мя в Самар­ском инсти­ту­те куль­ту­ры суще­ство­ва­ла инстру­мен­таль­ная кафед­ра, где так­же пре­по­да­ва­ли джа­зо­вые дисциплины.

В послед­ние годы в горо­де появи­лась джа­зо­вая сту­дия «Дви­же­ние», но пол­но­цен­но­го клу­ба, в кото­ром воз­мож­на более серьез­ная твор­че­ская рабо­та, к сожа­ле­нию, нет. Крайне мало и соб­ствен­но джа­зо­вых кол­лек­ти­вов, а так­же спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных на соот­вет­ству­ю­щей тема­ти­ке пре­по­да­ва­те­лей (осо­бен­но по духо­вым джа­зо­вым инструментам).

Что каса­ет­ся про­фес­си­о­наль­но­го джа­зо­во­го обра­зо­ва­ния, то в Сама­ре не сфор­ми­ро­ва­на чет­кая вер­ти­каль непре­рыв­но­го обра­зо­ва­ния — «шко­ла искусств – учи­ли­ще – вуз». В шко­лах и сред­них учеб­но-обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ни­ях джа­зо­вые дис­ци­пли­ны систе­ма­ти­че­ски не пре­по­да­ют­ся, не сфор­ми­ро­ван запрос на музы­кан­тов-джа­зи­стов и в СГИК. В вузе суще­ству­ет эст­рад­ный факуль­тет с кафед­рой музы­каль­но­го искус­ства эст­ра­ды. Там пре­по­да­ют несколь­ко джа­зо­вых дис­ци­плин, в том чис­ле вокал.

Такая ситу­а­ция не спо­соб­ству­ет раз­ви­тию джа­за в Сама­ре. Твор­че­ские люди, кото­рые хотят раз­ви­вать­ся в дан­ном направ­ле­нии, к сожа­ле­нию, уез­жа­ют в сто­ли­цы и даже за границу.

Выхо­дом может стать созда­ние кафед­ры джа­за на базе СГИК. С такой ини­ци­а­ти­вой высту­пи­ли музы­кан­ты, обще­ствен­ни­ки и пре­по­да­ва­те­ли вуза.

«Для нас откры­тие кафед­ры джа­за — это не про­сто изме­не­ние струк­ту­ры в СГИК.   Речь идет ско­рее о вос­со­зда­нии кафед­ры и, глав­ное, о пол­но­цен­ной пло­щад­ке для под­го­тов­ки про­фес­си­о­наль­ных музы­кан­тов в вузе. Джа­зо­вым тра­ди­ци­ям Сама­ры, как извест­но, уже не один деся­ток лет. В послед­ние годы начал­ся подъ­ем это­го направ­ле­ния музы­каль­но­го искус­ства. Потен­ци­ал заме­тен и про­фес­си­о­на­лам — в рам­ках дня горо­да у нас побы­вал народ­ный артист РФ Игорь Бут­ман, кото­рый под­дер­жал пред­ло­же­ние сту­ден­тов и пре­по­да­ва­те­лей СГИК высту­пить кура­то­ром воз­рож­да­ю­ще­го­ся дви­же­ния и в пер­спек­ти­ве воз­гла­вить кафед­ру джа­за в нашем вузе, — рас­ска­за­ла  и.о.ректора СГИК Оль­га Нау­мо­ва.

«Джа­зо­вая кафед­ра нуж­на еще и пото­му, что все музы­каль­ные вузов­ские дис­ци­пли­ны постро­е­ны на клас­си­че­ской гар­мо­нии, а нам необ­хо­ди­мо создать иную – имен­но джа­зо­вую гар­мо­нию», — счи­та­ет руко­во­ди­тель Самар­ско­го джа­зо­во­го оркест­ра, пре­по­да­ва­тель музы­каль­но­го учи­ли­ща им. Шата­ло­ва Алек­сандр Кар­ба­сов.

При созда­нии спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной кафед­ры потре­бу­ет­ся пере­смотр обра­зо­ва­тель­ных стан­дар­тов по про­фес­си­о­наль­ной под­го­тов­ке: инсти­тут может столк­нуть­ся с про­бле­мой кад­ров, посколь­ку у джаз­ме­нов своя спе­ци­фи­ка рабо­ты, а выс­шие обра­зо­ва­тель­ные учре­жде­ния куль­ту­ры сей­час дела­ют упор на под­го­тов­ку клас­си­че­ских музы­кан­тов. Нуж­ны новые обра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы, а при необ­хо­ди­мо­сти пре­по­да­ва­те­лей и про­фес­си­о­на­лов мож­но будет при­вле­кать из дру­гих регионов.

Алек­сандр Хин­штейн, кото­рый вхо­дит в состав попе­чи­тель­ско­го сове­та вуза, ини­ци­а­ти­ву под­дер­жал. Депу­тат пред­ло­жил сле­ду­ю­щий алго­ритм реше­ния вопро­са. «Во-пер­вых, необ­хо­ди­мо создать пол­но­цен­ный джа­зо­вый клуб в Сама­ре, и во- вто­рых, про­ве­сти в горо­де джа­зо­вое меро­при­я­тие, при­уро­чен­ное к одной из «джа­зо­вых дат» — 100-летию рос­сий­ско­го джа­за или 60-летию самар­ско­го – в 2022 году». Депу­тат пообе­щал ока­зать содей­ствие во всех этих вопро­сах, начи­ная про­тек­ци­ей на феде­раль­ном уровне и закан­чи­вая помо­щью в поис­ке зда­ния в Сама­ре для нужд буду­ще­го клуба.

«Мне очень по душе то пред­ло­же­ние, с кото­рым сего­дня выхо­дит самар­ский инсти­тут куль­ту­ры — созда­ние в нем кафед­ры джа­зо­во­го искус­ства. Во-пер­вых, Сама­ра (Куй­бы­шев), был тре­тьим горо­дом в Совет­ском Сою­зе, где появил­ся джаз-клуб. Я счи­таю, что это очень важ­но для реги­о­наль­ной само­иден­тич­но­сти и пони­ма­ния места и роли реги­о­на в куль­тур­ной жиз­ни стра­ны. Во-вто­рых, у нас дей­стви­тель­но, очень мощ­ный инсти­тут куль­ту­ры, силь­ные музы­каль­ные джа­зо­вые тра­ди­ции в реги­оне, и их необ­хо­ди­мо сохра­нять. В этом смыс­ле появ­ле­ние такой кафед­ры, где гото­вят имен­но джа­зо­вых музы­кан­тов, очень важ­но, посколь­ку авто­ма­ти­че­ски вле­чет за собой появ­ле­ния новых точек роста: ансам­блей, оркест­ров и пло­ща­док. Я твер­до уве­рен, что к сто­ле­тию рос­сий­ско­го джа­за в 2022 году в Сама­ре откро­ем кафед­ру», — про­ком­мен­ти­ро­вал Алек­сандр Хин­штейн СМИ.