Проекты Александра Хинштейна

Александр Хинштейн «Комсомольской правде в Самаре»: «Давно не было задержаний? Исправимся»

Избирательный округ

Депу­тат Гос­ду­мы РФ рас­ска­зал «КП-Сама­ра» о том, что про­ис­хо­дит на фаб­ри­ке-кухне, какие новые памят­ни­ки будут реста­ври­ро­вать в област­ной сто­ли­це и что будет с самар­ски­ми СМИ.

Подроб­нее – в интер­вью.

 О набо­лев­шем

- Вы виде­ли, что про­ис­хо­дит на тер­ри­то­рии Ивер­ско­го мона­сты­ря? И как вам?

- Да, видел. Раз­би­ра­ем­ся в ситу­а­ции, обсуж­да­ли её с губер­на­то­ром. Строй­ка сей­час точ­но оста­нов­ле­на. Тема очень дели­кат­ная. Мы пони­ма­ем, что часть объ­ек­тов Ивер­ско­го мона­сты­ря сего­дня уже и так вос­ста­нов­ле­на. Я узнал об этой ситу­а­ции имен­но из обра­ще­ний людей в соц­се­тях, уви­дел раз­ме­щён­ную пети­цию. Как чело­век, кото­рый ста­ра­ет­ся защи­щать инте­ре­сы ста­ро­го горо­да, конеч­но, я не оста­нусь в сто­роне, но, повто­ряю, ситу­а­ция неоднозначная.

В любом слу­чае долж­на быть про­ве­де­на исто­ри­ко-куль­тур­ная экс­пер­ти­за. И без нее, а, насколь­ко мне извест­но, ее пока нет, даль­ней­шие рабо­ты вести нель­зя. Экс­пер­ти­за долж­на содер­жать, в том чис­ле, визу­а­ли­за­цию: что­бы мож­но было понять, что меня­ет­ся с точ­ки зре­ния вида. Я думаю, что мы най­дем реше­ние, кото­рое устро­ит всех. Самое глав­ное – оно будет законным.

- Дру­гая тема, вокруг кото­рой сей­час воз­об­но­ви­лись раз­го­во­ры – это рестав­ра­ция зда­ния фаб­ри­ки-кух­ни. Что там сей­час про­ис­хо­дит? Недав­но одно из самар­ских изда­ний при­ве­ло пози­цию пред­се­да­те­ля реги­о­наль­но­го Сою­за архи­тек­то­ров, что в зда­нии фаб­ри­ки-кух­ни вооб­ще нет ника­кой ценности.

- На каж­дый роток не наки­нешь пла­ток. Я пом­ню обсуж­де­ния раз­лич­ных кон­цеп­ций, в кото­рых этот самый кол­ле­га при­ни­мал уча­стие. Меня все­гда удив­ля­ло, что обсуж­де­ние идет тео­ре­ти­че­ское, а не прак­ти­че­ское. Я все вре­мя гово­рил: «На зем­лю вер­ни­тесь, посмот­ри­те, во что уже вы пре­вра­ти­ли центр горо­да». Обсуж­дать с чело­ве­ком, пре­тен­ду­ю­щим на зва­ние про­фес­си­о­наль­но­го архи­тек­то­ра, его тезис: «Не нуж­но вос­ста­нав­ли­вать зда­ние, нуж­но его сне­сти» – ну как-то несе­рьез­но. Архи­тек­тор, кото­рый пред­ла­га­ет сне­сти един­ствен­ное сохра­нив­ше­е­ся зда­ние в фор­ме сер­па и моло­та, памят­ник феде­раль­но­го зна­че­ния… Ров­но то же я слы­шал пять лет назад от преж­не­го губер­на­то­ра Нико­лая Ива­но­ви­ча Мер­куш­ки­на. Он гово­рил, что мож­но все сне­сти и вновь постро­ить из сили­кат­но­го кир­пи­ча – будет дешев­ле. Ага, и исполь­зо­вать «Мор­дов­це­мент», что­бы было ещё качественнее.

Рабо­ты на Фаб­ри­ке-кухне идут без оста­но­вок. К осе­ни 2021 года мы долж­ны завер­шить там все рестав­ра­ци­он­ные работы.

О рабо­те с вузами

- Вы уже очень дол­го опе­ка­е­те Самар­ский реч­ной тех­ни­кум. В кон­це про­шло­го в тех­ни­ку­ме нача­ли гото­вить по про­грам­мам выс­ше­го про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния. Тех­ни­кум стал, по сути,вузом. При этом зда­ние по-преж­не­му в ужас­ном состо­я­нии. Что будет даль­ше – теперь уже с университетом?

- Да, в про­шлом году зда­ние быв­ше­го Самар­ско­го реч­но­го тех­ни­ку­ма на ул. Моло­до­гвар­дей­ской бла­го­да­ря сво­е­му ново­му ста­ту­су было пре­да­но в феде­раль­ную соб­ствен­ность. Теперь это дает пра­во тра­тить на него сред­ства из феде­раль­но­го бюд­же­та. В соб­ствен­ность ново­го вуза пере­да­ли еще одно зда­ние — на ули­це Неве­ро­ва, кото­рое уже рабо­та­ет, там нахо­дит­ся учеб­ный кор­пус. В этом году посту­пят пер­вые день­ги на ремонт зда­ния на ул. Моло­до­гвар­дей­ской из бюд­же­та Росмор­реч­фло­та. Я встре­чал­ся с новым руко­во­ди­те­лем ведом­ства Алек­сан­дром Поши­ва­ем, и мы дого­во­ри­лись о мак­си­маль­ном вни­ма­нии к раз­ви­тию самар­ско­го объ­ек­та. Нуж­но отре­мон­ти­ро­вать и зда­ние на Моло­до­гвар­дей­ской, и зда­ние на Неве­ро­ва. Отдель­ная тема – это стро­и­тель­ство тре­на­жё­ра для реч­ни­ков, что­бы они не езди­ли на прак­ти­ку в дру­гие реги­о­ны. Пока что мы дого­во­ри­лись о финан­си­ро­ва­нии в 50 млн руб­лей в этом году. Это нача­ло, это мини­мум. Сам ВГУВТ в Ниж­нем Нов­го­ро­де, фили­а­лом кото­ро­го и явля­ет­ся самар­ское учеб­ное заве­де­ние, не горит жела­ни­ем выде­лять на него день­ги. Я попро­сил руко­во­ди­те­ля агент­ства, что­бы до рек­то­ра вуза в жест­кой фор­ме дове­ли идею о необ­хо­ди­мо­сти вло­же­ния средств. При этом хочу заме­тить, что за все годы суще­ство­ва­ния — с 1936 года — реч­ной тех­ни­кум не ремон­ти­ро­вал­ся ни разу вообще.

 - Какие ещё вузы под­дер­жат в Самар­ской области?

- Про­ще ска­зать, какие не будут под­дер­жи­вать­ся, пото­му что я ста­ра­юсь рабо­тать со все­ми. Сей­час мы полу­чим сред­ства на дострой обще­жи­тия на ули­це Блю­хе­ра для Самар­ско­го педа­го­ги­че­ско­го университета.

У нас в Сама­ре есть вуз, кото­рый пря­мо отно­сит­ся к моей сего­дняш­ней долж­но­сти в Думе — ПГУТИ (Поволж­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет теле­ком­му­ни­ка­ций и инфор­ма­ти­ки). Недав­но мы с ними отпра­ви­ли первую заяв­ку в феде­раль­ный центр на ремонт по теку­щим объ­ек­там, и сей­час гото­вим новую. Так что ПГУТИ, конеч­но, же, тоже будем раз­ви­вать. Кста­ти, что каса­ет­ся темы свя­зи и инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий, то один из про­ек­тов, кото­рые мы сей­час нач­нём вопло­щать – стро­и­тель­ство в Сама­ре так назы­ва­е­мо­го Цен­тра ком­пе­тен­ций. Этот центр будет зани­мать­ся рас­чё­том зар­пла­ты для всей стра­ны. «Глав­ный центр спе­ци­аль­ной свя­зи» решил постро­ить спе­ци­аль­ный офис для того, что­бы сокра­тить свои рас­хо­ды. Он рас­счи­тан на 400 рабо­чих мест. Мы про­сим раз­ме­стить его имен­но в Сама­ре, учи­ты­вая, что здесь суще­ству­ет про­филь­ный вуз и, бла­го­да­ря это­му, накоп­лен боль­шой опыт. Кол­ле­ги нас услы­шат и, конеч­но же, про­ект реализуем.

- А как же топо­вые вузы – Самар­ский уни­вер­си­тет, Политех?

- Насчет Поли­те­ха, напо­ми­наю: несколь­ко лет назад мы постро­и­ли новое обще­жи­тие на ул. Рево­лю­ци­он­ной. В них есть боль­шая необ­хо­ди­мость, посколь­ку все обще­жи­тия, кото­ры­ми рас­по­ла­га­ет вуз, стро­и­ли дав­но — после раз­ва­ла СССР. Такая же исто­рия сло­жи­лась с обще­жи­ти­я­ми Самар­ско­го уни­вер­си­те­та на Мос­ков­ском шос­се. Мы с губер­на­то­ром Дмит­ри­ем Аза­ро­вым езди­ли, поздрав­ля­ли ново­сё­лов на ул. Рево­лю­ци­он­ной еще в декаб­ре 2019 года. Сей­час обго­ва­ри­ва­ем с Самар­ским уни­вер­си­те­том и Поли­техом стро­и­тель­ство новых объ­ек­тов и обще­жи­тий. Будем стараться.

О рестав­ра­ции новых памятников

- Дав­но не было слыш­но о рестав­ра­ции новых памят­ни­ков архи­тек­ту­ры в Сама­ре. Гото­вит­ся ли что-то интересное?

- Да, и это, в первую оче­редь, дом со сло­на­ми (Дача куп­ца Голов­ки­на). Недав­но я ини­ци­и­ро­вал про­цесс пере­да­чи это­го уни­каль­но­го объ­ек­та в феде­раль­ную соб­ствен­ность. Про­цесс запу­щен: в Роси­му­ще­ство направ­ле­ны все доку­мен­ты. Понят­но, что сей­час пан­де­мия оста­но­ви­ла все бюро­кра­ти­че­ские про­цес­сы. После того как эпи­де­мио­ло­ги­че­ская обста­нов­ка ста­нет ста­биль­ной, оформ­ле­ние доку­мен­та­ции воз­об­но­вит­ся. По наше­му замыс­лу зда­ние перей­дёт в феде­раль­ную соб­ствен­ность и будет закреп­ле­но за самар­ским Поли­техом. Это поз­во­лит при­влечь сред­ства феде­раль­но­го бюд­же­та. Поли­тех раз­ра­бо­тал очень разум­ную кон­цеп­цию, на мой взгляд. На даче со сло­на­ми созда­дут шко­лу для моло­дых архи­тек­то­ров. Такая кон­цеп­ция очень кра­си­во «ложит­ся под здание».

Про­дол­жа­ет­ся под­го­тов­ка доку­мен­та­ции по рестав­ра­ции дома куп­ца Ива­но­ва – это быв­шее зда­ние поч­то­во­го отде­ле­ния на ули­це Моло­до­гвар­дей­ской. Про­ект мы реа­ли­зу­ем сов­мест­но с «Поч­той Рос­сии». Сред­ства уже зало­же­ны, и к 2021 году появит­ся еще один зна­ко­вый объ­ект, кото­рый ста­нет пер­вой в Рос­сии дей­ству­ю­щей ретро-поч­той. Ну и смот­рим по дру­гим объ­ек­там, кото­рые можем отре­ста­ври­ро­вать. Хотя не буду лука­вить: в про­ект «Исто­ри­че­ская память», кото­рый я кури­рую, памят­ни­ков архи­тек­ту­ры из Самар­ской обла­сти вклю­че­но гораз­до боль­ше, чем из дру­гих субъектов.

Одна­ко я не сто­рон­ник того, что­бы вос­ста­нав­ли­вать зда­ние без пони­ма­ния того, как его будут исполь­зо­вать в даль­ней­шем. Все­го с 2012 по 2020 год на рестав­ра­цию объ­ек­тов куль­тур­но­го насле­дия в Самар­ской обла­сти в рам­ках пар­тий­но­го про­ек­та «Исто­ри­че­ская Память» выде­ле­но 1 млрд 855 млн руб­лей. Уже отре­ста­ври­ро­ва­но шесть памят­ни­ков архи­тек­ту­ры. В про­цес­се рестав­ра­ции и под­го­тов­ки к это­му про­цес­су у нас нахо­дит­ся восемь объ­ек­тов. Думаю, что эти циф­ры будут толь­ко увеличиваться.

Одна из теку­щих задач – вос­ста­но­вить казар­мы, при­над­ле­жа­щие Мини­стер­ству обо­ро­ны РФ (ул. Ком­со­моль­ская, 27, лит. 5 и лит. 8). Они нахо­дят­ся в ава­рий­ном состо­я­нии, там обру­ша­ют­ся кров­ля, фаса­ды, бал­ко­ны. На вос­ста­нов­ле­ние объ­ек­тов может потре­бо­вать­ся 132 млн руб. Пока мы нахо­дим­ся на ста­дии обсуж­де­ния вопро­са с руко­вод­ством министерства.

В горо­де, к сча­стью, сосре­до­то­че­но боль­шое чис­ло зна­ко­вых объ­ек­тов куль­тур­но­го насле­дия. Но они нахо­дят­ся в ужа­са­ю­щем состо­я­нии. Так, напро­тив того же особ­ня­ка Сурош­ни­ко­ва нахо­дят­ся еще несколь­ко объ­ек­тов – напри­мер, особ­няк Неро­но­ва. Без­услов­но, он и инте­рес­ный, и яркий, но Мини­стер­ству обо­ро­ны не нужен. Ведом­ство не будет за свои день­ги реста­ври­ро­вать объ­ект, и я это хоро­шо пони­маю. Отдать зда­ние горо­ду или обла­сти без денег – про­сто нехо­зяй­ствен­но. Такая же исто­рия, к сожа­ле­нию, про­изо­шла со зда­ни­ем Реаль­но­го учи­ли­ща на ул. Тол­сто­го, где мы пока не можем най­ти тот «феде­раль­ный якорь», за кото­рый мож­но было бы закре­пить этот объ­ект. Счи­таю ошиб­кой и глу­по­стью реше­ние преды­ду­щих город­ских вла­стей, кото­рые забра­ли это зда­ние на баланс муни­ци­па­ли­те­та, не пони­мая, что с ним делать дальше.

О высот­ках в цен­тре Самары

- В кон­це про­шло­го года исто­ри­че­ско­му цен­тру област­ной сто­ли­цы при­сво­и­ли ста­тус исто­ри­че­ско­го посе­ле­ния. Что всё-таки будут в рам­ках это­го посе­ле­ния охранять?

- Всё, что нахо­дит­ся на тер­ри­то­рии исто­ри­че­ско­го посе­ле­ния: плот­ность, высот­ность застрой­ки, её пара­мет­ры, объ­ек­ты куль­тур­но­го насле­дия и охран­ные зоны, так назы­ва­е­мые ЦГФО (цен­ные гра­до­фор­ми­ру­ю­щие объ­ек­ты). Это зда­ния, не явля­ю­щи­е­ся памят­ни­ка­ми, но при этом зна­ко­вые, созда­ю­щие сре­до­вую застрой­ку. Очень важ­но, что­бы внут­ри исто­ри­че­ско­го посе­ле­ния мы сохра­ня­ли огра­ни­че­ние по высот­но­сти стро­я­ще­го­ся жилья. Сей­час раз­во­ра­чи­ва­ет­ся кон­фликт­ная ситу­а­ция в 112 квар­та­ле Сама­ры (меж­ду гости­ни­цей «Евро­па», тор­го­вым цен­тром «Вави­лон» и Самар­ской пло­ща­дью), где ком­па­ния «Транс­груз» по-преж­не­му меч­та­ет постро­ить высот­ку. Спе­ци­а­ли­сты из Сара­то­ва под­го­то­ви­ли исто­ри­ко-куль­тур­ную экс­пер­ти­зу, в кото­рой напи­са­ли: зда­ние высо­той в 41 метр вполне впи­сы­ва­ет­ся в кон­тек­сты ланд­шаф­та. Сей­час мяч на сто­роне реги­о­наль­но­го управ­ле­ния госу­дар­ствен­ной охра­ны объ­ек­тов куль­тур­но­го насле­дия: они долж­ны при­нять реше­ние по этой экспертизе.

Моя пози­ция заклю­ча­ет­ся в том, что ника­ких 41-мет­ро­вых высо­ток там быть не долж­но и не может. Всё, что стро­ит­ся на тер­ри­то­рии исто­ри­че­ско­го посе­ле­ния, долж­но воз­во­дить­ся в пре­де­лах уста­нов­лен­ной высот­но­сти. В ста­рой части горо­да она состав­ля­ет не более 18 м. Но здесь есть опре­де­лен­ные юри­ди­че­ские слож­но­сти. По зако­ну режим охран­ной зоны объ­ек­та важ­нее, чем режим застрой­ки. Поэто­му «Транс­груз» и под­дер­жи­ва­ю­щие его архи­тек­то­ры, вклю­чая тех, кто зани­ма­ет долж­но­сти в высо­ких каби­не­тах, пер­вым делом упразд­ни­ли охран­ную зону Самар­ской пло­ща­ди. Теперь там дей­ству­ют огра­ни­че­ния по высот­но­сти в 34 мет­ра. Потом они сде­ла­ли новую охран­ную зону и таким обра­зом ста­ла воз­мож­ной экс­пер­ти­за, пред­по­ла­га­ю­щая огра­ни­че­ния высот­но­сти зда­ний до 41 метра…

Эту ситу­а­цию мы уже обсуж­да­ли с гла­вой горо­да Еле­ной Лапуш­ки­ной, в кур­се и заме­сти­тель пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ства Самар­ской обла­сти Алек­сандр Кар­пуш­кин. Сде­лаю всё, что­бы ника­ких новых «вер­ху­шек» в цен­тре горо­да не появи­лось, пото­му что ина­че теря­ет­ся сам смысл исто­ри­че­ско­го поселения.

О про­фес­си­о­наль­ном

- Недав­но вы воз­гла­ви­ли коми­тет по инфор­ма­ци­он­ной поли­ти­ке в Гос­ду­ме РФ. Как вам новая долж­ность? Рань­ше вы боро­лись с кор­руп­ци­ей, теперь пере­ста­не­те и пере­клю­чи­тесь на рабо­ту со СМИ?

- Во-пер­вых, я все­гда под­дер­жи­вал СМИ, будучи про­фес­си­о­наль­ным жур­на­ли­стом. Во-вто­рых, одно дру­го­му не меша­ет. Поэто­му анти­кор­руп­ци­он­ную рабо­ту, кото­рую я вел, все рав­но продолжаю.

- Дав­но уже не было гром­ких задержаний.

- Хоро­шо, исправимся.

- Сей­час печат­ные СМИ в кри­зис­ном состо­я­нии. Этот пери­од срав­ни­ва­ют с кри­зи­сом 90‑х. Если теперь вы глав­ный чело­век в зако­но­твор­че­стве в сфе­ре СМИ, буде­те ли как-то под­дер­жи­вать печат­ные издания?

- Конеч­но, и не толь­ко печат­ные изда­ния, но и СМИ в целом: элек­трон­ные ресур­сы, радио, теле­ви­де­ние. Мы про­ве­ли засе­да­ние коми­те­та, на кото­ром рас­смот­ре­ли меры под­держ­ки для СМИ в усло­ви­ях кри­зи­са: собра­ли пред­ло­же­ния от всех отрас­ле­вых, про­филь­ных сою­зов, от газет (кста­ти гово­ря, «Ком­со­мол­ка» при­сла­ла своё пред­ло­же­ние отдель­но) и все это напра­ви­ли в пра­ви­тель­ство РФ с прось­бой под­дер­жать отрасль. Оче­вид­но, что в сло­жив­ших­ся усло­ви­ях СМИ долж­ны быть отне­се­ны к отрас­лям наи­бо­лее постра­дав­шим. Печат­ная про­дук­ция долж­на при­рав­ни­вать­ся к соци­аль­но-зна­чи­мой. Про­бле­мы печат­ни­ков свя­за­ны с рас­про­стра­не­ни­ем: газет­ные киос­ки закры­ты. Но я бы не дра­ма­ти­зи­ро­вал эту про­бле­му. Мы же пони­ма­ем, что основ­ной тираж все­гда рас­про­стра­ня­ет­ся не через газет­ные киос­ки, а через под­пис­ку. Мне как газет­чи­ку это понятно.