Проекты Александра Хинштейна

Директор самарского филиала Государственной Третьяковской Галереи: «Огромную роль в создании музея сыграл депутат Госдумы РФ Александр Хинштейн»

Избирательный округ

Дирек­тор самар­ско­го фили­а­ла Госу­дар­ствен­ной Тре­тья­ков­ской Гале­реи (ГТГ) Миха­ил Савчен­ко отве­тил на акту­аль­ные вопро­сы самар­цев о новом куль­тур­ном про­стран­стве в одном из паб­ли­ков музея. Он выра­зил осо­бую бла­го­дар­ность в адрес глав­но­го лоб­би­ста про­ек­та депу­та­та Гос­ду­мы РФ Алек­сандра Хин­штей­на.

Подроб­нее с тек­стом ста­тьи мож­но озна­ко­мить­ся в паб­ли­ке самар­ской Тре­тья­ков­ки и здесь:

Тре­тья­ков­ка в Сама­ре. Самое важное

 — Как появи­лась идея откры­тия фили­а­ла Тре­тья­ков­ки в нашем городе?

— Огром­ную роль сыг­ра­ла сама Фаб­ри­ка-кух­ня. Если бы не было зда­ния, то не было бы и филиала.

Исто­рия спа­се­ния Фаб­ри­ки-кух­ни и созда­ния музея про­дол­жа­ет­ся боль­ше 12 лет. За это вре­мя десят­ки и даже сот­ни людей помо­га­ли спа­сти памят­ник, меч­та­ли пода­рить ему новую жизнь.

Обя­за­тель­но надо ска­зать про Вита­лия Стад­ни­ко­ва, кото­рый начал эту исто­рию и дока­зал цен­ность насле­дия кон­струк­ти­виз­ма. Так­же необ­хо­ди­мо упо­мя­нуть Алек­сандра Иса­ко­ва, Миха­и­ла Аль­ко­ва, Софью Исле­е­ву, всех самар­ских архи­тек­то­ров и про­сто горо­жан, участ­во­вав­ших в спа­се­нии фабрики.

Огром­ную роль сыг­рал депу­тат Гос­ду­мы Алек­сандр Хин­штейн, кото­рый не толь­ко помог спа­сти зда­ние, но и пер­вым выска­зал идею о том, что здесь необ­хо­ди­мо раз­ме­стить музей.

Спа­си­бо за дове­рие и сме­лость дирек­то­ру Тре­тья­ков­ки Зель­фи­ре Тре­гу­ло­вой, кото­рая при­е­ха­ла в Сама­ру и согла­си­лась на откры­тие в зда­нии Фаб­ри­ки-кух­ни фили­а­ла Тре­тья­ков­ской галереи.

Спа­си­бо Пра­ви­тель­ству Самар­ской обла­сти и губер­на­то­ру Дмит­рию Аза­ро­ву — бла­го­да­ря их под­держ­ке про­ект стал реаль­но­стью. Так­же хочу побла­го­да­рить за помощь Адми­ни­стра­цию Сама­ры, мэра горо­да Еле­ну Лапушкину
и заме­сти­те­ля мэра Вла­ди­ми­ра Васи­лен­ко, всех пред­ста­ви­те­лей город­ских служб, кото­рые сей­час помо­га­ют нам в работе.

Когда Вита­лий Стад­ни­ков высту­пил с иде­ей спа­сти Фаб­ри­ку-кух­ню от сно­са, мало кто верил в его успех. И никто, даже сам Вита­лий не пове­ри­ли бы,
что через десять лет в этом зда­нии будет раз­ме­щен фили­ал глав­но­го музея наци­о­наль­но­го искус­ства. Фан­та­сти­че­ская исто­рия ста­ла реаль­но­стью бла­го­да­ря уси­ли­ям этих людей.

— Сей­час в зда­нии ведут­ся рестав­ра­ци­он­ные работы?

— Да, без пере­ры­ва, в хоро­шем тем­пе. Рабо­та идет круг­ло­су­точ­но. Из Моск­вы при­ез­жа­ют архи­тек­то­ры и осу­ществ­ля­ют тех­ни­че­ский и автор­ский над­зор, кор­рек­ти­ру­ют реше­ния по ходу рестав­ра­ции. Зда­ние боль­шое, очень слож­ное. И стро­и­лось оно в слож­ный пери­од истории.

— С каки­ми про­бле­ма­ми при­хо­дит­ся стал­ки­вать­ся при реставрации?
 На тот момент (в нача­ле 30‑х годов — ред.) орга­ни­за­ция строй­ки выгля­де­ла совсем по-дру­го­му. Нель­зя ска­зать, что зда­ние было постро­е­но точ­но по про­ек­ту, от него мно­го­крат­но отступали.

Вид­но, что к окон­ча­нию стро­и­тель­ства закан­чи­ва­лись и финансирование,
и силы, и ресур­сы. К при­ме­ру, в одной части есть под­вал и высо­кие лест­нич­ные про­ле­ты, а потом посте­пен­но все это исче­за­ет, и в послед­ней по вре­ме­ни стро­и­тель­ства части фаб­ри­ки под­ва­ла уже нет. Шаг колонн, напри­мер, в залах не все­гда оди­на­ко­вый, есть сдви­ги по осям.

Мы посто­ян­но нахо­дим кир­пи­чи — совер­шен­но раз­ные, раз­но­го вре­ме­ни про­из­вод­ства, кото­рые бра­лись из дру­гих построек.

Вид­но, что все стро­и­лось «на живую». Какая была тогда воз­мож­ность — тех­ни­че­ская, орга­ни­за­ци­он­ная, так это и происходило.

Недав­но в под­ва­ле обна­ру­жи­ли, что часть пере­кры­тий была утеп­ле­на при помо­щи шелу­хи от семе­чек и жмы­ха! Види­мо, отхо­ды от про­из­вод­ства мас­ла. Стро­и­те­ли, кото­рые сей­час зани­ма­ют­ся кон­струк­ци­я­ми, ска­за­ли, что это очень инте­рес­ный под­ход. Из-за мас­ла мате­ри­ал не сгнил — за 80 лет с ним ниче­го не произошло.

В зда­нии очень мно­го сюр­при­зов, сво­их сек­ре­тов, поэто­му тре­бу­ет­ся посто­ян­ное уча­стие архи­тек­то­ров, дела­ют­ся кор­рек­ти­ров­ки по ходу работ, при­хо­дит­ся при­ни­мать какие-то нестан­дарт­ные решения —
все это слож­ный, но очень увле­ка­тель­ный процесс.

— Глав­ный вопрос — когда будет завер­ше­на рестав­ра­ция и откро­ет­ся филиал?

— Это раз­ные момен­ты. По гра­фи­ку откры­тие зда­ния про­изой­дет в кон­це 2021 года. Мы пла­ни­ру­ем сде­лать спе­ци­аль­ное собы­тие, посвя­щен­ное окон­ча­нию рестав­ра­ции. Здесь еще не будет музея, но мы хотим при­гла­сить пуб­ли­ку — пока­зать памят­ник архи­тек­ту­ры в «чистом» виде. Мне кажет­ся, что это очень важно.

Сам музей будет фор­ми­ро­вать­ся еще в тече­ние полу­го­да. Музей — это не толь­ко зда­ние — это коман­да, кото­рая долж­на быть пол­но­стью гото­ва, пер­вая выстав­ка, обра­зо­ва­тель­ная про­грам­ма, кото­рую нуж­но запу­стить и отладить…

— Раз­ра­бо­та­на ли кон­цеп­ция фили­а­ла Третьяковки?

— Пер­вое, с чего мы нача­ли — это кон­цеп­ция, кото­рая вклю­ча­ет в себя план дей­ствий на бли­жай­шее вре­мя и стра­те­ги­че­ский план раз­ви­тия. Мы при­влек­ли экс­пер­тов к этой рабо­те, сей­час она бли­зит­ся к завершению.

Кон­цеп­ция отве­ча­ет ново­му опре­де­ле­нию музея, кото­рое дал ICOM. Оно содер­жа­тель­ное, емкое и луч­ше все­го опи­сы­ва­ет сме­ну ори­ен­ти­ров совре­мен­но­го музея — с пред­ме­та на чело­ве­ка. И вся кон­цеп­ция иден­тич­но­сти Тре­тья­ков­ки в Сама­ре, цен­но­сти, на кото­рые мы опи­ра­ем­ся, они как раз про это. Про ори­ен­та­цию на чело­ве­ка. Жите­ля Сама­ры, жите­ля Рос­сии. Музей будет актив­но исполь­зо­вать совре­мен­ные музей­ные тех­но­ло­гии, постро­ен­ные на соуча­стии, на вовле­че­нии. Про­дви­га­ют­ся цен­но­сти куль­тур­но­го раз­но­об­ра­зия. Музей слу­жит смяг­че­нию обще­ствен­ных нравов.

На этом фун­да­мен­те стро­ят­ся раз­ные направ­ле­ния раз­ви­тия фили­а­ла: рези­ден­ции худож­ни­ков и вся их дея­тель­ность; про­ек­ты, направленные
на ана­лиз мест­но­го насле­дия, рабо­ту с самар­ской, поволж­ской иден­тич­но­стью. Модель музея, в кото­ром нет посто­ян­ной экс­по­зи­ции, но есть очень боль­шие выста­воч­ные проекты.

Каж­дый из этих про­ек­тов — мас­штаб­ный, слож­но­со­чи­нен­ный. Под­ход к каж­до­му из них как к посто­ян­ной экс­по­зи­ции. Такие выстав­ки идут вме­сте с обра­зо­ва­тель­ной про­грам­мой, спе­ци­аль­ным про­ек­том резиденций
и про­грам­мой паб­лик-арта. Я гово­рю о про­ек­тах вокруг музея и во внут­рен­нем дво­ре, спе­ци­аль­ных тема­ти­че­ских интер­нет-ресур­сах и сов­мест­ных пере­да­чах с мест­ны­ми СМИ.

Любая боль­шая выстав­ка — это, преж­де все­го, иссле­до­ва­ние. И сама выстав­ка явля­ет­ся резуль­та­том иссле­до­ва­ния и пре­зен­та­ци­ей про­де­лан­ной рабо­ты. Была такая идея, что фили­ал полу­ча­ет на вре­мен­ное хра­не­ние некий архив — кол­лек­цию про­из­ве­де­ний или доку­мен­ты, рабо­та­ет с ним, а ито­гом ста­но­вит­ся выстав­ка или серия пуб­ли­ка­ций, обра­зо­ва­тель­ная про­грам­ма и т.д.

Но это не зна­чит, что к нам нико­гда не при­ве­зут рус­скую живо­пись XIX века,
и мы не уви­дим Репи­на, Шиш­ки­на и Вас­не­цо­ва. Речь идет о кура­тор­ском под­хо­де. Напри­мер, в Новой Тре­тья­ков­ке в Москве недав­но откры­лась выстав­ка «Рус­ские сказ­ки», где мы видим люби­мых с дет­ства клас­си­че­ских худож­ни­ков в ком­па­нии с акту­аль­ным авто­ра­ми. Весь про­ект собран теат­раль­ным архи­тек­то­ром — это очень совре­мен­но, но с чет­ким нар­ра­ти­вом. Очень важен вопрос пода­чи, осмыс­ле­ния. Думаю, что жест­ких ограничений
не будет.

— Какую пло­щадь будет зани­мать филиал?

— Пло­щадь само­го зда­ния свы­ше 8 тысяч кв. мет­ров, а выста­воч­ные залы, кото­рые раз­ме­стят­ся на вто­ром эта­же, зани­ма­ют око­ло двух тысяч «квад­ра­тов». Они нахо­дят­ся в этом пре­крас­ном «сер­пе», раз­де­лен­ном на три части, и у это­го про­стран­ства есть как плю­сы, так и минусы.

Плю­сы в том, что оно очень ори­ги­наль­ное. Мож­но будет отсе­кать части «сер­па», пере­хо­дить по про­зрач­ным тун­не­лям-пере­хо­дам в «молот», где будет нахо­дить­ся какой-то боль­шой зна­ко­вый объект.

Сохра­ня­ет­ся изна­чаль­ная кон­цеп­ция зда­ния, зало­жен­ная еще архи­тек­то­ром Мак­си­мо­вой. В «сер­пе» нахо­ди­лась сто­ло­вая, в кото­рой люди ели, а теперь здесь будут выста­воч­ные про­стран­ства, где люди будут «потреб­лять» искус­ство, а в «моло­те», где рань­ше была кух­ня, теперь будет нахо­дить­ся рези­ден­ция худож­ни­ков, там искус­ство будет созда­вать­ся. И это очень хоро­шая преемственность.

При этом поме­ще­ние очень слож­ное для экс­по­ни­ро­ва­ния. Огром­ное коли­че­ство пано­рам­ных окон, как в любом кон­струк­ти­вист­ском объекте.
Это созда­ет опре­де­лен­ные про­бле­мы для экс­по­ни­ро­ва­ния живо­пи­си и гра­фи­ки, но, напри­мер, скульп­ту­ра XX века, аван­гард­ная скульп­ту­ра, здесь будут смот­реть­ся потрясающе!

— Как изме­нит­ся тер­ри­то­рия вокруг здания?

— Сей­час мы вме­сте с архи­тек­то­ра­ми раз­ра­ба­ты­ва­ем про­ект бла­го­устрой­ства тер­ри­то­рии, кото­рая нахо­дит­ся внут­ри «сер­па» — наш двор и при­ле­га­ю­щие участ­ки. Но зани­мать­ся толь­ко эти­ми участ­ка­ми было бы непра­виль­но. Мы бы полу­чи­ли сво­е­го рода при­зем­лив­шу­ю­ся «лета­ю­щую тарел­ку». Внут­ри нее — одно, а вокруг — совер­шен­но иное.

Мне кажет­ся очень важ­ным, что и город, и область в этом плане пошли нам навстре­чу, ока­зы­ва­ют содей­ствие и вся­че­ски помо­га­ют. Сей­час мы вме­сте раз­ра­ба­ты­ва­ем про­ект бла­го­устрой­ства тер­ри­то­рии вокруг Фаб­ри­ки-кух­ни. Про­ект вклю­ча­ет сквер «Памя­ти бор­цам рево­лю­ции», сквер, кото­рый бли­же к Авто­бус­но­му про­ез­ду, тер­ри­то­рию по ули­це Ново-Садовая.

Мы фор­ми­ру­ем ком­плекс­ный под­ход, где с одной сто­ро­ны, мы реша­ем про­бле­мы ком­форт­ной город­ской сре­ды — нам важ­но, что­бы было понят­но, как добрать­ся до музея, что­бы было удоб­но прой­ти от оста­нов­ки до входа
с коляс­кой или мало­мо­биль­ным граж­да­нам. С дру­гой сто­ро­ны, мы хотим создать место, где роди­те­лям мож­но отдох­нуть, пока ребе­нок зани­ма­ет­ся в сту­дии Тре­тья­ков­ской галереи.

Поми­мо это­го у нас про­шло обсуж­де­ние, и был при­нят про­ект — пост­ин­ду­стри­аль­ный парк. Мы вос­ста­нав­ли­ва­ем струк­ту­ру, кото­рая была зало­же­на изна­чаль­но в скве­ре «Памя­ти бор­цам рево­лю­ции» — это стел­ла, веду­щие к ней дорож­ки и дере­вья, поса­жен­ные еще в совет­ское вре­мя. Стел­ла так­же была постав­ле­на заво­дом име­ни Мас­лен­ни­ко­ва, к кото­ро­му относилась
и Фаб­ри­ка-кух­ня. По сути, место близ­кое нам и по эпо­хе, и по смыслу.

Если мы будем идти по скве­ру, то уви­дим, как из отре­гу­ли­ро­ван­ной сре­ды мы пере­хо­дим к более аван­гард­ной — с мост­ка­ми, с объ­ек­та­ми искус­ства, уста­нов­лен­ны­ми сре­ди дере­вьев и т.д. В этой рабо­те нам помо­га­ют городские
и област­ные вла­сти, в веде­нии кото­рых нахо­дит­ся тер­ри­то­рия, вклю­чая мини­стер­ство транспорта.

— Давай­те вер­нем­ся к зда­нию. Что будет кро­ме выста­воч­ных залов?

— Как в любом совре­мен­ном музее, в фили­а­ле будет обра­зо­ва­тель­ный центр — несколь­ко клас­сов для детей и взрос­лых, арт-рези­ден­ции, где будут мастер­ские для рабо­ты худож­ни­ков, обо­ру­до­ван­ные всем необ­хо­ди­мым, отдель­ный выста­воч­ный зал для демон­стра­ции проектов.

При этом рези­ден­ции нахо­дят­ся в «моло­те», там отдель­ный вход, они могут рабо­тать по сво­е­му отдель­но­му гра­фи­ку. Так­же на пер­вом эта­же раз­ме­стит­ся кино­зал, лек­ци­он­ный зал (он же кон­церт­ный), про­стран­ство с кафе, суве­нир­ный магазин.

Для нас важ­но сохра­нить кон­цеп­цию пита­ния, но сде­лать ее инте­рес­ной. Это вопрос дис­кус­сии, но мы пони­ма­ем, что это дол­жен быть хоро­ший инте­рес­ный ресто­ран, кото­рый бы соот­но­сил­ся с нашей тема­ти­кой — искус­ством XX века и кон­струк­ти­виз­мом. Либо он будет историческим,
либо наобо­рот — аван­гард­ным. В общем, это боль­шая рабо­та, кото­рая нам еще предстоит.

Мы обща­ем­ся и с мест­ны­ми ресто­ра­то­ра­ми и с феде­раль­ны­ми ком­па­ни­я­ми, и я уве­рен, что мы смо­жем най­ти инте­рес­но­го парт­не­ра. Мы пони­ма­ем, что это пред­ло­же­ние долж­но быть недорогим.

В под­ва­ле раз­ме­стит­ся фон­до­хра­ни­ли­ще для вре­мен­но­го хра­не­ния музей­ных пред­ме­тов, кото­рые при­ез­жа­ют в Сама­ру либо для экс­по­ни­ро­ва­ния, либо для изучения.

Так­же у нас есть идея сде­лать пави­льон во дво­ре музея, в кото­ром раз­ме­стит­ся музей Фаб­ри­ки-кух­ни, где мы пока­жем все ори­ги­наль­ные про­ек­ты и чер­те­жи зда­ния, рас­ска­жем всю исто­рию его спа­се­ния, а так­же пого­во­рим о соци­аль­ных уто­пи­ях того периода.

Самар­ский архи­тек­тор Алек­сандр Фили­мо­нов пред­ло­жил идею вер­ти­каль­но­го подъ­ем­ни­ка во дво­ре, что­бы по окон­ча­нии про­смот­ра экс­по­зи­ции мож­но было под­нять­ся на высо­ту в 15–20 мет­ров и посмот­реть на это зда­ние свер­ху — уви­деть, что оно в фор­ме сер­па и молота.

— Будут ли про­хо­дить какие-то собы­тия до откры­тия филиала?

— Да, мы уже сей­час арен­до­ва­ли поме­ще­ние на ули­це Фрун­зе, у нас свое отдель­ное зда­ние, в кото­ром в бли­жай­шее вре­мя прой­дет ремонт.

Мы пла­ни­ру­ем запу­стить здесь обра­зо­ва­тель­ную про­грам­му для детей, плюс курс попу­ляр­ных лек­ций по искус­ству с при­гла­шен­ны­ми и мест­ны­ми спи­ке­ра­ми. Воз­мож­но, сде­ла­ем неболь­шой суве­нир­ный мага­зин с пред­ме­та­ми, прин­та­ми про­из­ве­де­ний Тре­тья­ков­ской гале­реи. Здесь будет и офис, и пред­ста­ви­тель­ство ГТГ, куда мож­но прийти.

— На дру­гих пло­щад­ках реги­о­на что-то планируется?

— Конеч­но. Выстав­ки, кото­рые мы будем делать с наши­ми парт­не­ра­ми, самар­ски­ми музе­я­ми и гале­ре­я­ми. В про­шлом году уже была выстав­ка Тре­тья­ков­ской гале­реи в поме­ще­нии гале­реи «Вик­то­рия» — совет­ская живо­пись в сти­ле гиперреализма.

— А из-за эпи­де­мии коро­на­ви­ру­са не вста­нет стройка?

— Огра­ни­че­ния из-за пан­де­мии не каса­ют­ся неот­лож­ных стро­и­тель­ных и ремонт­ных работ: сей­час они вышли на такую ста­дию, когда идет вза­и­мо­дей­ствие с откры­тым фун­да­мен­том, с кир­пич­ной клад­кой, про­ис­хо­дит вычин­ка — это когда доста­ют из клад­ки повре­жден­ный кир­пич и заме­ня­ют его на новый.

Мы очень жда­ли, когда нако­нец-то насту­пит теп­ло, пото­му что зимой рабо­ты вести слож­но: при­хо­дит­ся отсе­кать часть зда­ния, воз­во­дить вре­мен­ные сте­ны, утеп­лять их , закры­вать окон­ные про­емы, ста­вить внут­ри теп­ло­вые пуш­ки. Поэто­му зимой про­цесс идет мед­лен­ней, сей­час, когда толь­ко нача­ло теп­леть — это дол­го­ждан­ный момент, что­бы при­сту­пить к рабо­там по все­му зда­нию, одно­вре­мен­но. Поэто­му нам оста­нав­ли­вать­ся совсем не хоте­лось бы.

Парал­лель­но коман­да фили­а­ла про­ра­ба­ты­ва­ет нюан­сы про­ек­та внут­ри зда­ния. Недав­но про­шло боль­шое сове­ща­ние по досту­пу мало­мо­биль­ных граж­дан, уточ­ня­ли все, что каса­ет­ся подъ­ем­ни­ков, пан­ду­сов и т.д. Сей­час как раз есть вре­мя поси­деть над чер­те­жа­ми и посмот­реть, все ли учте­но. Так­же сей­час раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся пас­порт без­опас­но­сти, сов­мест­но с Рос­гвар­ди­ей. Уточ­ня­ет­ся все, что каса­ет­ся охра­ны зда­ния, постов, тре­бо­ва­ний без­опас­но­сти, сигнализации.

Рабо­ты очень мно­го, но все будет сде­ла­но в срок.