Проекты Александра Хинштейна

Комитет Госдумы по информационной политике рекомендовал к принятию во II чтении законопроект о создании в России единого регистра сведений о населении

Государственная Дума

 

А.Хинштейн

Гла­ва коми­те­та Алек­сандр Хин­штейн напом­нил, что зако­но­про­ект был при­нят в пер­вом чте­нии 17 сен­тяб­ря 2019 года.

«Пред­при­ни­ма­ет­ся пер­вая попыт­ка создать еди­ный инфор­ма­ци­он­ный ресурс, в кото­ром будут акку­му­ли­ро­ва­ны основ­ные све­де­ния обо всех граж­да­нах Рос­сии и обо всех лицах, вре­мен­но при­ез­жа­ю­щих на тер­ри­то­рию нашей стра­ны», — ска­зал пред­се­да­тель Комитета.

«В насто­я­щий момент этот закон крайне актуа­лен в усло­ви­ях коро­но­ви­рус­ной инфек­ции. Мы все виде­ли, как реги­о­ны столк­ну­лись про­бле­мой фик­са­ции граж­дан, кото­рые при­е­ха­ли из дру­гих стран, в том чис­ле, с нега­тив­ной эпи­де­мио­ло­ги­че­ской обста­нов­кой. На при­ме­ре сво­ей тер­ри­то­рии — Самар­ской обла­сти, могу ска­зать, что дан­ные по граж­да­нам, местам их про­жи­ва­ния и реги­стра­ции зна­чи­тель­но отли­ча­лись от реаль­ной кар­ти­ны, и, к сожа­ле­нию, из-за это­го не все­гда уда­ва­лось при­ни­мать меры, ока­за­ния меди­цин­ской помо­щи, быст­рые меры по кон­тро­лю изо­ля­ции и это во мно­гом — резуль­тат отсут­ствия еди­но­го реест­ра», — отме­тил Хинштейн .
По сло­вам А.Хинштейна, ко вто­ро­му чте­нию зако­но­про­ект пре­тер­пел зна­чи­тель­ные изме­не­ния, депу­та­ты сов­мест­но с экс­пер­та­ми каче­ствен­но и скру­пу­лёз­но дора­бо­та­ли закон, пото­му что все пони­ма­ют его важ­ность, зна­чи­мость чет­ко­го регла­мен­та дей­ствий с пер­со­наль­ны­ми дан­ны­ми, а глав­ное, — обес­пе­че­ние без­опас­но­сти и сохра­не­ния баз данных.

Про­ект направ­лен на упро­ще­ние поис­ка инфор­ма­ции о людях, уско­ре­ние про­цес­са полу­че­ния доку­мен­тов и рас­смот­ре­ния обра­ще­ний граждан.
В базу вой­дут как основ­ные дан­ные (фами­лия, имя, отче­ство граж­да­ни­на, пол, воз­раст, рек­ви­зи­ты доку­мен­тов, удо­сто­ве­ря­ю­щих лич­ность, ИНН, СНИЛС), так и допол­ни­тель­ные: семей­ное поло­же­ние, инфор­ма­ция о род­ствен­ных свя­зях и детях. В регистр так­же вклю­чат све­де­ния об ино­стран­ных граж­да­нах и лицах без граж­дан­ства, посто­ян­но или вре­мен­но про­жи­ва­ю­щих или рабо­та­ю­щих в России.
По сло­вам Хин­штей­на, к про­ек­ту уже посту­пи­ло 46 попра­вок, из них 16 реко­мен­до­ва­ны к при­ня­тию. Меня­ет­ся поня­тий­ный аппа­рат доку­мен­та, уточ­ня­ет­ся, что инфор­ма­ци­он­ный ресурс будет назы­вать­ся «реги­стром».

«Зако­но­про­ект допол­ня­ет­ся воз­мож­но­стью совер­ше­ния нота­ри­аль­ных дей­ствий с исполь­зо­ва­ни­ем реги­стра», — уточ­нил Хин­штейн. Так­же преду­смат­ри­ва­ет­ся, что физ­ли­ца и их закон­ные пред­ста­ви­те­ли смо­гут запра­ши­вать в систе­ме дан­ные о себе. Если они обна­ру­жи­ли неточ­но­сти, то долж­ны будут отпра­вить запрос в упол­но­мо­чен­ные орга­ны, кото­рые обя­за­ны испра­вить неточ­но­сти в тече­ние пяти рабо­чих дней.

В.Г.Колесников

На засе­да­нии высту­пил замгла­вы ФНС В.Г.Колесников. Он сооб­щил, что регистр насе­ле­ния, явля­ет­ся вер­ши­ной огром­ной рабо­ты, про­ве­ден­ной по систе­ма­ти­за­ции реест­ра ЗАГС, — а это более 8 000 000 запи­сей и ещё 540 000 000 архив­ных дан­ных с 1926 года и све­де­ний МВД Рос­сии. Дан­ные этих двух ведомств, вклю­ча­ю­щие в себя основ­ные иден­ти­фи­ка­то­ры лич­но­сти — пас­порт, место рож­де­ния и т.д. ста­нут осно­вой, так назы­ва­е­мо­го, «золо­то­го про­фи­ля», кото­рый будет допол­нять­ся све­де­ни­я­ми 12-ти осталь­ных постав­щи­ков, пере­чис­лен­ных в 10 ста­тье зако­на. Это, при­мер­но, 30 видов све­де­ний о каж­дом граж­да­нине России.
«Жизнь, и осо­бен­но послед­ние собы­тия, пока­за­ли, что у нас нет объ­ек­тив­но­го уче­та поня­тий семьи, домо­хо­зяй­ства, соот­вет­ствен­но, госор­га­ны не име­ют инфор­ма­ции, какой сред­не­ду­ше­вой доход семьи, что необ­хо­ди­мо для ока­за­ния адрес­ных мер соци­аль­ной под­держ­ки. Вот какую зада­чу мы пыта­ем­ся сей­час решить, в том чис­ле, и с помо­щью это­го зако­на», — ска­зал В. Колесников.
Реестр насе­ле­ния поз­во­лит на осно­ва­нии про­фи­ля чело­ве­ка, его семей­ных свя­зей, исполь­зуя инфор­ма­ци­он­ные ресур­сы дру­гих ведомств, рас­счи­тать дохо­ды семьи, сред­не­ду­ше­вые дохо­ды, что даст воз­мож­ность Пра­ви­тель­ству и Пре­зи­ден­ту ока­зы­вать адрес­но те виды помо­щи, кото­рые будут нуж­ны в каж­дом кон­крет­ном слу­чае. При этом, каж­дый граж­да­нин будет иметь воз­мож­ность полу­чать дан­ные о себе на еди­ном пор­та­ле госу­дар­ствен­ных услуг, кон­тро­ли­ро­вать их и, в слу­чае необ­хо­ди­мо­сти, кор­рек­ти­ро­вать их.

Поправ­ки к зако­но­про­ек­ту были под­дер­жа­ны Коми­те­том и реко­мен­до­ва­ны к при­ня­тию во вто­ром чте­нии, кото­рое, по пред­ва­ри­тель­ным дан­ным, долж­но состо­ят­ся в пят­ни­цу 17 апре­ля. Зако­но­про­ект, в слу­чае его при­ня­тия, всту­пит в силу с 1 янва­ря 2022 года за исклю­че­ни­ем поло­же­ний, для кото­рых уста­нов­ле­ны иные сро­ки и поря­док вступ­ле­ния их в силу.