12 сентября состоялось заседание Комитета по Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции на котором было рассмотрено 3 законодательные инициативы Александра Хинштейна.
Полицейские смогут выносить предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений или административных нарушений. Комитет Госдумы по безопасности рекомендовал этот законопроект, внесенный А.Хинштейном в соавторстве с другими депутатами, к принятию во втором чтении.
Документ принят в первом чтении 17 июля. Сейчас правом объявлять предупреждение обладают сотрудники ФСБ и органов прокуратуры. При этом в законе о полиции такие полномочия не прописаны. По словам зампреда Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александра Хинштейна, именно сотрудники полиции осуществляя профилактическую деятельность нуждаются в этом законопроекте, так как многие правонарушители не пошли бы на преступление, если бы их предупредили о том, что они нарушают порядок.
Начальник Договорно-правового департамента МВД России, полковник внутренней службы А.И.Комзолов отметил, что это инициатива имеет первостепенное значение, он подчеркнул, что в настоящее время на профилактическом учете в органах МВД состоят 888 тысяч человек, и в первую очередь, на них можно будет распространить действие законопроекта о предупреждении правонарушений.
Комитет Госдумы также рекомендовал к принятию в первом чтении законопроект, автором которого является А.Хинштейн и ряд депутатов, позволяющий задержанным звонить любому из родственников, а также гражданским супругам.
Законопроектом предлагается внести в закон «О полиции» поправки, дающие право задержанному позвонить любому из своих родственников или близких. По словам зампреда Комитета по безопасности Александра Хинштейна, сейчас этот список ограничен только близкими родственниками. В случае принятия инициативы граждане смогут позвонить гражданским супругам, тётям и дядям и другим близким людям.
В этом же законопроекте предусмотрено, что полицейские должны будут в течение 24 часов сообщить родным и близким пострадавшего о принятых мерах помощи и о направлении его в медицинскую организацию.
Как сообщил Александр Хинштейн на заседании Комитета в этом законопроекте есть одна важная новация, — на полицию возлагается обязанность осуществлять розыск внезапно исчезнувших граждан, местонахождение и судьба которых неизвестны.
Депутат подчеркнул, что речь идет о конкретизации перечня лиц нуждающихся в розыске, для того, чтобы родственникам перестали отказывать в поисках, т.к. сегодня эта категория обозначена как «лица пропавшие без вести», и это определение можно трактовать очень широко.
Хинштейн указал, что в законопроекте четко обозначено, что органы внутренних дел будут обязаны объявлять поиск лиц «исчезнувших внезапно без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которых остаются неизвестными или утративших связь с родственниками отсутствие которых подтверждается длительным не сообщением о себе». Для того, чтобы дать возможность органам внутренних дел незамедлительно начать поиск лиц необходимо наличие хотя бы одного из признаков
Иными словами, привел пример депутат, если на протяжении 2–3 дней с человеком не могут связаться, это, исходя из редакции законопроекта, будет означать необходимость для МВД незамедлительного начала розыска.
Теперь у сотрудников МВД будет четкая регламентация действий и очерченный круг оснований для начала поиска, — заключил Хинштейн.
Также на комитете положительное заключение получил законопроект № 751070–7 «О внесении изменений в статью 307 Уголовного кодекса Российской Федерации», соавтором которого также является А.Хинштейн. Инициатива расширяет ответственность за заведомо ложные результаты экспертной деятельности на досудебном этапе производства по уголовным делам.
Возбуждение уголовного дела в целом ряде случаев напрямую обусловлено результатами экспертных исследований. Так, выводы экспертизы имеют определяющее значение для правильного разрешения сообщений о незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ, взрывчатых веществ, огнестрельного оружия и боеприпасов.
Как указано в пояснительной записке законопроекта, согласно статистическим данным за 2017 год и первое полугодие 2018 года зарегистрировано около 700 тысяч таких сообщений. Экспертиза позволяет установить наличие признаков насильственной смерти при обнаружении трупа, признаков ряда экономических преступлений.
При этом ответственность за заведомо ложные экспертные заключения, которые становятся основой для возбуждения уголовных дел, в действующем законодательстве наступает только при производстве предварительного расследования, и не распространяется на экспертизы, проведенные до возбуждения уголовного дела.
Заведомо ложное заключение или показания эксперта, заведомо ложные показания специалиста при проведении проверки по сообщению о преступлении, имеют не меньшую общественную опасность, чем при расследовании или судебном рассмотрении уголовного дела, поскольку создают условия как для необоснованного уголовного преследования невиновных, так и незаконного отказа в возбуждении уголовного дела, нарушая право потерпевшего на доступ к правосудию.
Принятие федерального закона «О внесении изменений в статью 307 Уголовного кодекса Российской Федерации» устраняет этот пробел правового регулирования, усиливает защиту охраняемых личных и публичных интересов от возможных злоупотреблений со стороны экспертов и специалистов, познания которых используются при установлении данных, указывающих на наличие или отсутствие признаков преступления.