Проекты Александра Хинштейна

Максимальный размер штрафа для граждан за оскорбление может вырасти вдвое

Государственная Дума

Соглас­но соот­вет­ству­ю­ще­му зако­но­про­ек­ту, он соста­вит 10 тыс. рублей.

МОСКВА, 28 апре­ля. /ТАСС/. Мак­си­маль­ная сум­ма адми­ни­стра­тив­но­го штра­фа за оскорб­ле­ние может вырас­ти для граж­дан с 5 тыс. до 10 тыс. руб­лей, для юри­ди­че­ских лиц — с 500 тыс. до 700 тыс. руб­лей. Об этом гово­рит­ся в зако­но­про­ек­те, раз­ра­бо­тан­ном депу­та­том Алек­сан­дром Хин­штей­ном (текст име­ет­ся в рас­по­ря­же­нии ТАСС).

Соглас­но ини­ци­а­ти­ве, теперь оскорб­ле­ния в интер­не­те будут при­рав­ни­вать­ся к пуб­лич­ным. «Оскорб­ле­ние, содер­жа­ще­е­ся в пуб­лич­ном выступ­ле­нии, пуб­лич­но демон­стри­ру­ю­щем­ся про­из­ве­де­нии, сред­ствах мас­со­вой инфор­ма­ции или инфор­ма­ци­он­но-теле­ком­му­ни­ка­ци­он­ных сетях (вклю­чая сеть «Интер­нет») вле­чет нало­же­ние адми­ни­стра­тив­но­го штра­фа на граж­дан в раз­ме­ре от 5 тыс. до 10 тыс. руб­лей; на долж­ност­ных лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб­лей; на юри­ди­че­ских лиц — от 200 тыс. до 700 тыс. руб­лей», — гла­сит пред­ла­га­е­мая редак­ция части 2 ста­тьи 5.61 КоАП («Оскорб­ле­ние»). При этом мини­маль­ная сум­ма взыс­ка­ния с орга­ни­за­ций так­же повы­ша­ет­ся вдвое — с 50 тыс. до 100 тыс. рублей.

Сей­час обыч­ное оскорб­ле­ние вле­чет штраф для граж­дан в раз­ме­ре 1–3 тыс. руб­лей, для юри­ди­че­ских лиц — 50–100 тыс. руб­лей. Одна­ко тем же зако­но­про­ек­том пред­ла­га­ет­ся уже­сто­чить нака­за­ние за обыч­ное оскорб­ле­ние до 3–5 тыс. руб­лей для граж­дан и до 100–200 тыс. руб­лей для юрлиц.

Поми­мо это­го, зако­но­про­ек­том вво­дят­ся новые части 4 и 5, уста­нав­ли­ва­ю­щие ответ­ствен­ность за оскорб­ле­ние (в том чис­ле совер­шен­ное повтор­но) лицом, заме­ща­ю­щим госу­дар­ствен­ную или муни­ци­паль­ную долж­ность, в свя­зи с осу­ществ­ле­ни­ем сво­их пол­но­мо­чий. При пер­вом нару­ше­нии раз­мер штра­фа для чинов­ни­ка соста­вит от 50 тыс. до 100 тыс. руб­лей, при повтор­ном — от 100 тыс. до 150 тыс. руб­лей. Для ука­зан­ной кате­го­рии лиц пред­ла­га­ет­ся в чис­ле мер нака­за­ния так­же уста­но­вить дис­ква­ли­фи­ка­цию. Ее срок соста­вит до года при пер­вом нару­ше­нии, до двух лет — при повторном.

Алек­сандр Хинштейн

Как пояс­нил ТАСС автор зако­но­про­ек­та, сей­час оскорб­ле­ние в интер­не­те под­па­да­ет под общее опре­де­ле­ние оскорб­ле­ния. «Ква­ли­фи­ци­ру­ю­щих при­зна­ков здесь нет. Если интер­нет не явля­ет­ся элек­трон­ным СМИ, то на него часть два не дей­ству­ет, — отме­тил он. — Оскорб­ле­ние, выска­зан­ное пуб­лич­но, уже име­ет сего­дня ква­ли­фи­ци­ру­ю­щий при­знак, а интер­нет — это и есть пуб­лич­ность в усло­ви­ях наше­го циф­ро­во­го бытия, мне кажет­ся, интер­нет — это мак­си­маль­ная публичность».

Кро­ме того, доку­мен­том вно­сят­ся изме­не­ния в само опре­де­ле­ние оскорб­ле­ния. Сей­час под ним пони­ма­ет­ся «уни­же­ние чести и досто­ин­ства дру­го­го лица, выра­жен­ное в непри­лич­ной фор­ме». Пред­ла­га­ет­ся допол­нить эту фор­му­ли­ров­ку сло­ва­ми «или иной уни­зи­тель­ной, оскорб­ля­ю­щей обще­ствен­ную нравственность».

Отве­чая на вопрос, не повле­чет ли при­ня­тие зако­но­про­ек­та излишне широ­ко­го тол­ко­ва­ния оскорб­ле­ния в сети, Хин­штейн под­черк­нул, что в каж­дом слу­чае будет про­во­дит­ся линг­ви­сти­че­ская экс­пер­ти­за. «У нас чет­кая фор­му­ли­ров­ка «оскорб­ля­ю­щей обще­ствен­ную нрав­ствен­ность», — счи­та­ет он. — Это не новая фор­му­ли­ров­ка, кото­рую мы вво­дим впер­вые. В пра­во­вом обо­ро­те она уже присутствует».

Внесение в Госдуму

Текст зако­но­про­ек­та пока не вне­сен на рас­смот­ре­ние Гос­ду­мы. Ранее комис­сия каб­ми­на по зако­но­про­ект­ной дея­тель­но­сти под­дер­жа­ла ини­ци­а­ти­ву, выска­зав при этом ряд заме­ча­ний. Во-пер­вых, в пра­ви­тель­стве не под­дер­жа­ли изме­не­ние обще­го опре­де­ле­ния «оскорб­ле­ния», посчи­тав допол­не­ние опре­де­ле­ния оскорб­ле­ния сло­ва­ми «иная уни­зи­тель­ная, оскорб­ля­ю­щая обще­ствен­ную нрав­ствен­ность» неопре­де­лен­ным и избы­точ­ным. Во-вто­рых, в каб­мине счи­та­ют, что уста­нов­ле­ние повы­шен­ных мер ответ­ствен­но­сти госу­дар­ствен­ных и муни­ци­паль­ных слу­жа­щих по срав­не­нию с ины­ми долж­ност­ны­ми лица­ми не соот­вет­ству­ет пра­во­вым пози­ци­ям Кон­сти­ту­ци­он­но­го суда РФ, соглас­но кото­рым «уста­нав­ли­ва­е­мые зако­но­да­те­лем меры ответ­ствен­но­сти долж­ны быть объ­ек­тив­но оправ­да­ны, обос­но­ва­ны и пре­сле­до­вать кон­сти­ту­ци­он­но зна­чи­мые цели с соблю­де­ни­ем тре­бо­ва­ний Кон­сти­ту­ции РФ, в том чис­ле выте­ка­ю­щих из прин­ци­па равенства».

Несмот­ря на заме­ча­ния пра­ви­тель­ствен­ной комис­сии, Хин­штейн пла­ни­ру­ет вне­сти зако­но­про­ект в Гос­ду­му в пер­во­на­чаль­ной редак­ции после полу­че­ния офи­ци­аль­но­го отзы­ва каб­ми­на. «Ниче­го не меша­ет дора­бо­тать его ко вто­ро­му чте­нию. В про­тив­ном слу­чае нам при­дет­ся полу­чать повтор­ный отзыв, посколь­ку это будет уже дру­гой текст. Ско­рее все­го, мы вне­сем его в таком виде, в кото­ром он есть сего­дня, учи­ты­вая, что отзыв поло­жи­тель­ный, а даль­ше будем ко вто­ро­му чте­нию рабо­тать с пра­ви­тель­ством, с ГПУ [Госу­дар­ствен­но-пра­во­вым управ­ле­ни­ем] пре­зи­ден­та», — уточ­нил он. Пар­ла­мен­та­рий ожи­да­ет полу­че­ния пра­ви­тель­ствен­но­го отзы­ва к кон­цу теку­щей недели.

В фев­ра­ле депу­тат сооб­щил, что «Еди­ная Рос­сия» под­го­то­ви­ла зако­но­да­тель­ные ини­ци­а­ти­вы об ответ­ствен­но­сти чинов­ни­ков за неува­же­ние граж­дан, но вне­сет их на рас­смот­ре­ние Гос­ду­мы толь­ко после тща­тель­но­го ана­ли­за. По ито­гам засе­да­ния Сове­та по пра­вам чело­ве­ка в янва­ре пре­зи­ден­том было дано пору­че­ние в срок до 1 июля рас­смот­реть вопрос об уси­ле­нии ответ­ствен­но­сти чинов­ни­ков за оскорб­ле­ние граждан.