Проекты Александра Хинштейна

Полная запись интервью А.Хинштейна телекомпании Санкт-Петербург (видео и расшифровка)

Видео

Веду­щая: Я вас при­вет­ствую в сту­дии теле­ка­на­ла «Санкт-Петер­бург». Форум сего­дня завер­ша­ет­ся, бук­валь­но уже счи­тан­ные часы оста­лись, вре­мя под­во­дить ито­ги и делить­ся впе­чат­ле­ни­я­ми. Ваши впечатления?

Хин­штейн: Доб­рый день. Я, что назы­ва­ет­ся, к шапоч­но­му раз­бо­ру при­е­хал пото­му, что не могу оста­вить рабо­ту. Госу­дар­ствен­ная Дума завер­ша­ет свою дея­тель­ность: две неде­ли пле­нар­ных засе­да­ний оста­лось до кон­ца созы­ва, поэто­му надо успеть все дол­ги раз­дать и под­ве­сти ито­ги. Поэто­му я сего­дня при­ле­тел рано утром при­нять уча­стие в несколь­ких меро­при­я­ти­ях Фору­ма, свя­зан­ных с IT.

Мне пока­за­лось, про­грам­ма очень полез­ная и инте­рес­ная. У нас был сего­дня IT-зав­трак. Мы его про­ве­ли вме­сте с нашим мини­стром циф­ро­во­го раз­ви­тия Мак­су­том Шада­е­вым. Очень мно­го инте­рес­ных и дей­стви­тель­но сущ­ност­ных про­блем под­ня­ли пред­ста­ви­те­ли отрас­ли сего­дня, в том чис­ле и темы, кото­рые мы до кон­ца, может быть, с мини­стром для себя не пони­ма­ли или не зна­ли об их остроте.

Напри­мер, вопро­сы валют­но­го регу­ли­ро­ва­ния для наших IT-ком­па­ний, кото­рые рабо­та­ют с зару­беж­ны­ми парт­нё­ра­ми. При воз­ник­но­ве­нии каких-то слож­но­стей, напри­мер, когда зару­беж­ные парт­нё­ры вовре­мя не рас­счи­ты­ва­ют­ся с наши­ми игро­ка­ми, с наши­ми струк­ту­ра­ми. Как пра­ви­ло, край­ни­ми ока­зы­ва­ют­ся рос­си­яне. Очень жёст­ко дей­ству­ет в этой части валют­но-экс­порт­ный кон­троль. Мы сего­дня пообе­ща­ли, что мы в этом глу­бо­ко разберёмся.

Или экс­пан­сия ино­стран­ных участ­ни­ков на сер­ви­сы так­си. Сего­дня целый ряд сер­ви­сов так­си в круп­ных горо­дах, в част­но­сти, — в Пите­ре — так же, очень бур­но раз­ви­ва­ют­ся с ино­стран­ным уча­сти­ем. Ниче­го пло­хо­го в том, что ино­стран­цы при­хо­дят на наш рынок. Мы это­му рады, вопрос лишь в том, что они это дела­ют с явным дем­пин­го­ва­ни­ем цены, выжи­вая с рын­ка оте­че­ствен­ных кон­ку­рен­тов, кото­рые про­сто физи­че­ски не могут себе поз­во­лить. И это непра­виль­но, это недо­пу­сти­мо! Это тоже одна из про­блем IT.

Обсуж­да­ли мно­го дру­гих вещей, кста­ти, свя­зан­ных , в том чис­ле, и с циф­ро­вым обра­зо­ва­ни­ем, в первую оче­редь, с выс­шим обра­зо­ва­ни­ем. Это для Пите­ра тема более, чем акту­аль­ная, учи­ты­вая, что у вас нахо­дит­ся один из клю­че­вых и круп­ней­ших вузов отрас­ли. Я имею в виду уни­вер­си­тет Бонч-Бру­е­ви­ча, в про­сто­на­ро­дье име­ну­е­мый Бончем.

Сего­дня я пред­ло­жил поду­мать о том, что­бы в отрас­ле­вых циф­ро­вых вузах создать кафед­ры или сек­ции свои для того, что­бы уже зара­нее рабо­тать со сту­ден­та­ми, под­би­рать себе кад­ры и вкла­ды­вать­ся в раз­ви­тие вузов­ской инфра­струк­ту­ры, в под­го­тов­ку спе­ци­а­ли­стов. И чем рань­ше нач­нёт­ся отрас­ле­вое ори­ен­ти­ро­ва­ние, тем оно толь­ко луч­ше. У Росте­ле­ко­ма такой опыт уже есть. Хоро­шо, если не толь­ко госу­дар­ствен­ный, но и част­ный биз­нес будет при­хо­дить имен­но в прак­ти­че­скую сфе­ру выс­ше­го образования.

Веду­щая: Биз­не­су это дей­стви­тель­но инте­рес­но, на эта­пе сту­ден­че­ско­го обу­че­ния уже выби­рать себе сотрудников?

Хин­штейн: Мне кажет­ся, что инте­рес­но. Если биз­нес дума­ет о зав­траш­нем дне, о сво­ём раз­ви­тии, он дол­жен вкла­ды­вать­ся в буду­щее, дол­жен инве­сти­ро­вать имен­но в моз­ги. Это каса­ет­ся и «биз­не­са-биз­не­са» (там, где нет госу­дар­ства), это каса­ет­ся и хозяй­ству­ю­щих субъ­ек­тов с госу­дар­ствен­ным участием.

Напри­мер, в этом году мы рас­счи­ты­ва­ем в Сама­ре, кото­рую я пред­став­ляю как депу­тат, где есть свой циф­ро­вой вуз — Поволж­ский уни­вер­си­тет ком­му­ни­ка­ций и инфор­ма­ти­ки, открыть кафед­ру «Почты Рос­сии» в этом году. Это очень важ­но пото­му, что у «Почты Рос­сии» сего­дня боль­шая потреб­ность в под­го­тов­ке спе­ци­а­ли­стов — про­фес­си­о­наль­ных кад­ров. Абсурд­ность ситу­а­ции в том, что, став чле­ном сове­та дирек­то­ров «Почты Рос­сии», в теку­щем году, я с ужа­сом обна­ру­жил, что нет ни одно­го вуза на тер­ри­то­рии нашей стра­ны, кото­рый гото­вил бы спе­ци­а­ли­стов выс­ше­го обра­зо­ва­ния для поч­то­вых служб. Конеч­но, так быть не может, опять же, посмот­рим, как это будет рабо­тать в Сама­ре. Наде­юсь, что хоро­шо, и, точ­но так же это мож­но при­ме­нить в уни­вер­си­те­те им. Бонч-Бру­е­ви­ча, пото­му, что, повто­рюсь, у нас все­го — 4 циф­ро­вых вуза. Их необ­хо­ди­мо развивать.

Я хочу ска­зать, поль­зу­ясь слу­ча­ем, что очень рад тому, что мы сооб­ща суме­ли отсто­ять наше отрас­ле­вое выс­шее обра­зо­ва­ние, защи­тить его от опти­ми­за­ции, кото­рую гото­ви­ли нам горе-рефор­ма­то­ры из упразд­нён­ной Россвя­зи. Навер­ня­ка, вы зна­е­те о том, что в кон­це про­шло­го года очень ост­ро встал вопрос сокра­ще­ния суще­ству­ю­щих сего­дня циф­ро­вых вузов путём при­со­еди­не­ния к Мос­ков­ско­му уни­вер­си­те­ту свя­зи. Имен­но актив­ность сту­ден­че­ско­го и пре­по­да­ва­тель­ско­го сооб­ще­ства, руко­во­ди­те­лей реги­о­нов, депу­тат­ско­го кор­пу­са поз­во­ли­ло это не сде­лать. Мы отби­ли эти ата­ки. Я бла­го­да­рен и сту­ден­там, и проф­ко­му, и рек­то­ра­ту, и адми­ни­стра­ции горо­да пото­му, что губер­на­тор занял свою пози­цию доста­точ­но активно.

На пути к вам встре­тил сво­е­го зем­ля­ка — вице-губер­на­то­ра Санкт-Петер­бур­га Ста­ни­сла­ва Каза­ри­на. Он занял тогда жёст­кую пози­цию, как и ваш депу­тат Гос­ду­мы от Санкт-Петер­бур­га, мой пер­вый заме­сти­тель по IT-коми­те­ту, Сер­гей Михай­ло­вич Бояр­ский. Я очень рад тому, что Бонч мы сохра­ни­ли. И он будет раз­ви­вать­ся и креп­нуть год от года.

Веду­щая: IT-тех­но­ло­гии, обра­зо­ва­ние в сфе­ре IT, мы о них гово­рим уже не пер­вый год и не пер­вый год эта тема заяв­ля­ет­ся в том чис­ле и на Петер­бург­ском фору­ме. Как бы мож­но было оце­нить уро­вень раз­ви­тия IT, напри­мер, даже на уровне уни­вер­си­те­тов и под­го­тов­ки кад­ров в нашей стране, если срав­нить с дру­ги­ми странами?

Хин­штейн: С дру­ги­ми стра­на­ми срав­ни­вать сложно.

Веду­щая: С кем мы кон­ку­ри­ру­ем в этом?

Хин­штейн: Как оце­ни­вать каче­ство под­го­тов­ки спе­ци­а­ли­стов в вузах? Я твёр­до убеж­дён, что един­ствен­ный кри­те­рий — это их вос­тре­бо­ван­ность. Голо­су­ют точ­но так же, как чита­тель или зри­тель голо­су­ет руб­лём за кни­гу или фильм. Точ­но так же рабо­то­да­тель голо­су­ет руб­лём, при­ни­мая на рабо­ту моло­до­го спе­ци­а­ли­ста. Я не беру сей­час бюд­жет­ные про­фес­сии, я беру сей­час те про­фес­сии, кото­рые вос­тре­бо­ва­ны в целом на рын­ке. Поэто­му я и гово­рил о необ­хо­ди­мо­сти мак­си­маль­но­го вовле­че­ния сту­ден­тов ещё на ран­ней ста­дии в про­фес­си­о­наль­ную ори­ен­та­цию, созда­нию раз­лич­ных сов­мест­ных про­ек­тов с круп­ней­шим пред­ста­ви­те­лем отрасли.

Напри­мер, как мне ска­за­ли, у Росте­ле­ко­ма в ряде вузов, и в том же Бон­че,  были свои отрас­ле­вые кафед­ры. Что это даёт? Для ком­па­нии воз­мож­ность, выра­жа­ясь мод­ным сло­вом, хан­тин­га, под­бо­ра ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных кад­ров себе зара­нее, под­го­тов­ка их по тем допол­ни­тель­ным спе­ци­аль­но­стям, кото­рые нуж­ны имен­но этой струк­ту­ре, этой сфе­ре. Для вуза это допол­ни­тель­ные инвестиции.

Мы сей­час гото­вим кур­сы для «Почты Рос­сии» в моем окру­ге – в Сама­ре. Мы пони­ма­ем, чем помо­гать будет «Поч­та Рос­сии», мы пони­ма­ем, как сту­ден­ты, кото­рые будут учить­ся на этом направ­ле­нии, будут вовле­кать­ся в рабо­ту ком­па­нии. У нас, кста­ти, заве­ду­ю­щим кафед­ры ста­нет руко­во­ди­тель мак­ро-фили­а­ла «Почты Рос­сии», объ­еди­ня­ю­ще­го всё Повол­жье. Так, на мой взгляд, долж­но быть и вез­де. Поэто­му что это выгод­но всем.

Нам сего­дня необ­хо­ди­мо раз­ви­вать циф­ро­вое обра­зо­ва­ние. Я пола­гаю, что четы­ре вуза на мно­го­мил­ли­он­ную стра­ну, зани­ма­ю­щую 1/5 часть суши на пла­не­те, явно недо­ста­точ­но. Если Бонч-Бру­е­вич покры­ва­ет Севе­ро-Запад­ный куст, Мос­ков­ский Уни­вер­си­тет свя­зи в состо­я­нии покрыть куст Цен­траль­но­го феде­раль­но­го окру­га, то на весь Даль­ний Восток и Сибирь у нас есть один толь­ко Ново­си­бирск. И это­го явно недостаточно.

Есть отдель­ная тема, очень непро­стая, очень неод­но­знач­ная, кото­рую точ­но нель­зя решать «с кон­дач­ка». Это тема циф­ро­во­го обра­зо­ва­ния в шко­лах. Это отдель­ный вопрос, но надо чёт­ко отде­лить мух от кот­лет. Нико­гда циф­ро­ви­за­ция обра­зо­ва­ния не долж­на заме­нить реаль­ные уро­ки и реаль­ных учи­те­лей. Когда я слы­шу, пред­ло­же­ние мак­си­маль­но пере­хо­дить к дистан­ци­он­но­му обу­че­нию, я кате­го­ри­че­ски про­тив этого.

Да, дистан­ци­он­ное обу­че­ние, исполь­зо­ва­ние онлайн-сер­ви­сов долж­но быть, оно воз­мож­но, но как допол­ни­тель­ная опции. Забо­лел ребё­нок, не пошёл в шко­лу, что­бы он не выпа­дал из про­цес­са учеб­но­го, пожа­луй­ста, пусть он через ком­пью­тер смот­рит за тем, что про­ис­хо­дит в клас­се. Если сами роди­те­ли не хотят, что­бы ребё­нок ходил в шко­лу, — у нас есть систе­ма домаш­не­го обу­че­ния, пожа­луй­ста. Даль­ше могут быть какие-то допол­ни­тель­ные опции, свя­зан­ные с лек­ци­я­ми, уро­ка­ми высо­ко­класс­ных спе­ци­а­ли­стов, кото­рые про­сто физи­че­ски не поедут по всей стране: побе­ди­те­ли кон­кур­са «Учи­тель года» , про­фес­со­ра вузов и так далее, но это всё не более, чем допол­ни­тель­ные опции.

Тра­ди­ци­он­но­го, очно­го обра­зо­ва­ния заме­нить онлайн-сер­ви­сом невозможно.

Конеч­но, мак­си­маль­но гото­вить детей к угро­зам циф­ро­вой сре­ды, в ран­нем воз­расте объ­яс­нять им всем, что такое циф­ро­вая без­опас­ность, как отли­чить оче­вид­ную ложь от прав­ды, факт­че­кинг, что такое фэй­ки, как избе­жать вре­до­нос­ных сайтов.

В конеч­ном счё­те, как не нажать на кноп­ку, что­бы у тебя у мамы или у папы не спи­са­лось со счё­та. Я думаю, что это для любо­го роди­те­ля, у кото­ро­го есть дети в воз­расте 3+, очень акту­аль­но. Из тех, кто нас смот­рит, нет, навер­ное, ни одно­го чело­ве­ка, у кото­ро­го уже сего­дня дети, к сожа­ле­нию, не берут в руки гад­жет, не нажи­ма­ют на кноп­ки, у кого за что-то не спи­сы­ва­ют­ся сред­ства. Судя по вашей реак­ции, вы меня пони­ма­е­те. Это­му тоже надо учить, но повто­ряю вновь, здесь важ­но ни в коей мере не пере­гнуть пал­ку, здесь одно не долж­но заме­нять другое.

Веду­щая: Это мне­ние я слы­ша­ла не раз, в том чис­ле и на этом фору­ме пото­му, что мно­го тоже мы гово­ри­ли, в том чис­ле, и про обра­зо­ва­ние. Я тоже с этим соглас­на, это очень пра­виль­но и при­ят­но слы­шать пото­му, что в какой-то момент после пан­де­мии пока­за­лось, что сей­час все ска­жут – ох, давай­те перей­дем в циф­ру. Про­дол­жая раз­го­вор о кад­рах, под­го­тов­ке кад­ров в сфе­ре IT, не сек­рет, что утеч­ка моз­гов про­ис­хо­дит и она продолжается.

Может быть, самые глав­ные 3 пунк­та давай­те выде­лим, что нуж­но сде­лать, что­бы спе­ци­а­ли­сты, полу­чая обра­зо­ва­ние здесь, в Рос­сии, оста­ва­лись и пони­ма­ли, что им пре­стиж­но, эко­но­ми­че­ски выгод­но рабо­тать в круп­ных ком­па­ни­ях. Выде­лим три самые глав­ные фактора.

Хин­штейн: Долж­на быть моти­ва­ция идео­ло­ги­че­ская, когда моло­дой чело­век, прав­да, хочет изме­нить мир, хочет при­не­сти поль­зу сво­ей стране.

Вто­рое – долж­на быть моти­ва­ция эко­но­ми­че­ская пото­му, что, если он будет доедать послед­ний кусок хле­ба без соли, а рядом ему пред­ло­жат боль­шую зар­пла­ту, труд­но его будет за это судить. Если мы ста­вим с вами охра­нять голод­но­го часо­во­го око­ло скла­да с тушён­кой и рас­счи­ты­ва­ем, что он упа­дёт в обмо­рок, как нар­ком про­до­воль­ствия Цюру­па, это очень наивно.

Тре­тье – необ­хо­ди­мо изна­чаль­но фор­ми­ро­вать учеб­ные про­грам­мы таким обра­зом, что­бы они име­ли мак­си­маль­но при­клад­ное зна­че­ние. У нас каж­дый вуз гото­вит эко­но­ми­стов и юри­стов, а спе­ци­а­ли­стов в сфе­ре IT у нас гото­вит очень неболь­шое чис­ло вузов. Я не пред­ла­гаю делать такую же про­фа­на­цию циф­ро­во­го обра­зо­ва­ния, какая есть неред­ко сего­дня в сфе­ре юри­ди­че­ско­го обра­зо­ва­ния, но то, что коли­че­ство вузов, кафедр, факуль­те­тов в этой направ­лен­но­сти долж­но рас­ти, для меня совер­шен­но оче­вид­но пото­му, что это наше будущее.

Сего­дня на IT-зав­тра­ке кто-то ска­зал, давай­те, как когда-то был кос­мос нашей наци­о­наль­ной иде­ей, нашей наци­о­наль­ной иде­ей долж­на стать циф­ра, IT. Мне кажет­ся, в этом есть свой здра­вый смысл пото­му, что Рос­сия, так исто­ри­че­ски сло­жи­лось, все­гда обла­да­ла про­бле­мой. И мы все­гда выиг­ры­ва­ли сво­и­ми моз­га­ми с точ­ки зре­ния изоб­ре­те­ний. И все­гда про­иг­ры­ва­ли, с точ­ки зре­ния, закреп­ле­ния, с точ­ки зре­ния даль­ней­ше­го исполь­зо­ва­ния нашей интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти. Мы гор­дим­ся, сколь­ко выход­цев из нашей стра­ны рабо­та­ют в Сили­ко­но­вой долине. Нам при­ят­но, что созда­те­ли основ­ных циф­ро­вых про­рыв­ных тех­но­ло­гий – наши быв­шие сооте­че­ствен­ни­ки. WhatsApp, Paypal, мно­го все­го остального.

Веду­щая: При­шло вре­мя, оно при­шло не сего­дня, не вчера.

Хин­штейн: Мы не выиг­ра­ем по край­ней мере сего­дня пря­мую гон­ку за день­ги пото­му, что, если зав­тра какие-то круп­ней­шие кор­по­ра­ции запад­ные, Microsoft, IBM, Google, будут наших спе­ци­а­ли­стов пере­ку­пать, они все­гда смо­гут дать им на 3 руб­ля боль­ше, чем даём мы. Но здесь важ­но, что­бы у спе­ци­а­ли­ста моло­до­го, у чело­ве­ка были созда­ны достой­ные усло­вия для жиз­ни и для рабо­ты. А даль­ше, я думаю, что день­ги важ­ны, но они не явля­ют­ся клю­че­вым всё-таки фак­то­ром. Поэто­му пер­вое и тре­тье, о чём я гово­рил, идео­ло­ги­че­ская состав­ля­ю­щая и воз­мож­ность имен­но при­клад­но­го при­ме­не­ния сво­их знаний.

Веду­щая: Я вас бла­го­да­рю, желаю вам удачи.