Ведущая: Я вас приветствую в студии телеканала «Санкт-Петербург». Форум сегодня завершается, буквально уже считанные часы остались, время подводить итоги и делиться впечатлениями. Ваши впечатления?
Хинштейн: Добрый день. Я, что называется, к шапочному разбору приехал потому, что не могу оставить работу. Государственная Дума завершает свою деятельность: две недели пленарных заседаний осталось до конца созыва, поэтому надо успеть все долги раздать и подвести итоги. Поэтому я сегодня прилетел рано утром принять участие в нескольких мероприятиях Форума, связанных с IT.
Мне показалось, программа очень полезная и интересная. У нас был сегодня IT-завтрак. Мы его провели вместе с нашим министром цифрового развития Максутом Шадаевым. Очень много интересных и действительно сущностных проблем подняли представители отрасли сегодня, в том числе и темы, которые мы до конца, может быть, с министром для себя не понимали или не знали об их остроте.
Например, вопросы валютного регулирования для наших IT-компаний, которые работают с зарубежными партнёрами. При возникновении каких-то сложностей, например, когда зарубежные партнёры вовремя не рассчитываются с нашими игроками, с нашими структурами. Как правило, крайними оказываются россияне. Очень жёстко действует в этой части валютно-экспортный контроль. Мы сегодня пообещали, что мы в этом глубоко разберёмся.
Или экспансия иностранных участников на сервисы такси. Сегодня целый ряд сервисов такси в крупных городах, в частности, — в Питере — так же, очень бурно развиваются с иностранным участием. Ничего плохого в том, что иностранцы приходят на наш рынок. Мы этому рады, вопрос лишь в том, что они это делают с явным демпингованием цены, выживая с рынка отечественных конкурентов, которые просто физически не могут себе позволить. И это неправильно, это недопустимо! Это тоже одна из проблем IT.
Обсуждали много других вещей, кстати, связанных , в том числе, и с цифровым образованием, в первую очередь, с высшим образованием. Это для Питера тема более, чем актуальная, учитывая, что у вас находится один из ключевых и крупнейших вузов отрасли. Я имею в виду университет Бонч-Бруевича, в простонародье именуемый Бончем.
Сегодня я предложил подумать о том, чтобы в отраслевых цифровых вузах создать кафедры или секции свои для того, чтобы уже заранее работать со студентами, подбирать себе кадры и вкладываться в развитие вузовской инфраструктуры, в подготовку специалистов. И чем раньше начнётся отраслевое ориентирование, тем оно только лучше. У Ростелекома такой опыт уже есть. Хорошо, если не только государственный, но и частный бизнес будет приходить именно в практическую сферу высшего образования.
Ведущая: Бизнесу это действительно интересно, на этапе студенческого обучения уже выбирать себе сотрудников?
Хинштейн: Мне кажется, что интересно. Если бизнес думает о завтрашнем дне, о своём развитии, он должен вкладываться в будущее, должен инвестировать именно в мозги. Это касается и «бизнеса-бизнеса» (там, где нет государства), это касается и хозяйствующих субъектов с государственным участием.
Например, в этом году мы рассчитываем в Самаре, которую я представляю как депутат, где есть свой цифровой вуз — Поволжский университет коммуникаций и информатики, открыть кафедру «Почты России» в этом году. Это очень важно потому, что у «Почты России» сегодня большая потребность в подготовке специалистов — профессиональных кадров. Абсурдность ситуации в том, что, став членом совета директоров «Почты России», в текущем году, я с ужасом обнаружил, что нет ни одного вуза на территории нашей страны, который готовил бы специалистов высшего образования для почтовых служб. Конечно, так быть не может, опять же, посмотрим, как это будет работать в Самаре. Надеюсь, что хорошо, и, точно так же это можно применить в университете им. Бонч-Бруевича, потому, что, повторюсь, у нас всего — 4 цифровых вуза. Их необходимо развивать.
Я хочу сказать, пользуясь случаем, что очень рад тому, что мы сообща сумели отстоять наше отраслевое высшее образование, защитить его от оптимизации, которую готовили нам горе-реформаторы из упразднённой Россвязи. Наверняка, вы знаете о том, что в конце прошлого года очень остро встал вопрос сокращения существующих сегодня цифровых вузов путём присоединения к Московскому университету связи. Именно активность студенческого и преподавательского сообщества, руководителей регионов, депутатского корпуса позволило это не сделать. Мы отбили эти атаки. Я благодарен и студентам, и профкому, и ректорату, и администрации города потому, что губернатор занял свою позицию достаточно активно.
На пути к вам встретил своего земляка — вице-губернатора Санкт-Петербурга Станислава Казарина. Он занял тогда жёсткую позицию, как и ваш депутат Госдумы от Санкт-Петербурга, мой первый заместитель по IT-комитету, Сергей Михайлович Боярский. Я очень рад тому, что Бонч мы сохранили. И он будет развиваться и крепнуть год от года.
Ведущая: IT-технологии, образование в сфере IT, мы о них говорим уже не первый год и не первый год эта тема заявляется в том числе и на Петербургском форуме. Как бы можно было оценить уровень развития IT, например, даже на уровне университетов и подготовки кадров в нашей стране, если сравнить с другими странами?
Хинштейн: С другими странами сравнивать сложно.
Ведущая: С кем мы конкурируем в этом?
Хинштейн: Как оценивать качество подготовки специалистов в вузах? Я твёрдо убеждён, что единственный критерий — это их востребованность. Голосуют точно так же, как читатель или зритель голосует рублём за книгу или фильм. Точно так же работодатель голосует рублём, принимая на работу молодого специалиста. Я не беру сейчас бюджетные профессии, я беру сейчас те профессии, которые востребованы в целом на рынке. Поэтому я и говорил о необходимости максимального вовлечения студентов ещё на ранней стадии в профессиональную ориентацию, созданию различных совместных проектов с крупнейшим представителем отрасли.
Например, как мне сказали, у Ростелекома в ряде вузов, и в том же Бонче, были свои отраслевые кафедры. Что это даёт? Для компании возможность, выражаясь модным словом, хантинга, подбора квалифицированных кадров себе заранее, подготовка их по тем дополнительным специальностям, которые нужны именно этой структуре, этой сфере. Для вуза это дополнительные инвестиции.
Мы сейчас готовим курсы для «Почты России» в моем округе – в Самаре. Мы понимаем, чем помогать будет «Почта России», мы понимаем, как студенты, которые будут учиться на этом направлении, будут вовлекаться в работу компании. У нас, кстати, заведующим кафедры станет руководитель макро-филиала «Почты России», объединяющего всё Поволжье. Так, на мой взгляд, должно быть и везде. Поэтому что это выгодно всем.
Нам сегодня необходимо развивать цифровое образование. Я полагаю, что четыре вуза на многомиллионную страну, занимающую 1/5 часть суши на планете, явно недостаточно. Если Бонч-Бруевич покрывает Северо-Западный куст, Московский Университет связи в состоянии покрыть куст Центрального федерального округа, то на весь Дальний Восток и Сибирь у нас есть один только Новосибирск. И этого явно недостаточно.
Есть отдельная тема, очень непростая, очень неоднозначная, которую точно нельзя решать «с кондачка». Это тема цифрового образования в школах. Это отдельный вопрос, но надо чётко отделить мух от котлет. Никогда цифровизация образования не должна заменить реальные уроки и реальных учителей. Когда я слышу, предложение максимально переходить к дистанционному обучению, я категорически против этого.
Да, дистанционное обучение, использование онлайн-сервисов должно быть, оно возможно, но как дополнительная опции. Заболел ребёнок, не пошёл в школу, чтобы он не выпадал из процесса учебного, пожалуйста, пусть он через компьютер смотрит за тем, что происходит в классе. Если сами родители не хотят, чтобы ребёнок ходил в школу, — у нас есть система домашнего обучения, пожалуйста. Дальше могут быть какие-то дополнительные опции, связанные с лекциями, уроками высококлассных специалистов, которые просто физически не поедут по всей стране: победители конкурса «Учитель года» , профессора вузов и так далее, но это всё не более, чем дополнительные опции.
Традиционного, очного образования заменить онлайн-сервисом невозможно.
Конечно, максимально готовить детей к угрозам цифровой среды, в раннем возрасте объяснять им всем, что такое цифровая безопасность, как отличить очевидную ложь от правды, фактчекинг, что такое фэйки, как избежать вредоносных сайтов.
В конечном счёте, как не нажать на кнопку, чтобы у тебя у мамы или у папы не списалось со счёта. Я думаю, что это для любого родителя, у которого есть дети в возрасте 3+, очень актуально. Из тех, кто нас смотрит, нет, наверное, ни одного человека, у которого уже сегодня дети, к сожалению, не берут в руки гаджет, не нажимают на кнопки, у кого за что-то не списываются средства. Судя по вашей реакции, вы меня понимаете. Этому тоже надо учить, но повторяю вновь, здесь важно ни в коей мере не перегнуть палку, здесь одно не должно заменять другое.
Ведущая: Это мнение я слышала не раз, в том числе и на этом форуме потому, что много тоже мы говорили, в том числе, и про образование. Я тоже с этим согласна, это очень правильно и приятно слышать потому, что в какой-то момент после пандемии показалось, что сейчас все скажут – ох, давайте перейдем в цифру. Продолжая разговор о кадрах, подготовке кадров в сфере IT, не секрет, что утечка мозгов происходит и она продолжается.
Может быть, самые главные 3 пункта давайте выделим, что нужно сделать, чтобы специалисты, получая образование здесь, в России, оставались и понимали, что им престижно, экономически выгодно работать в крупных компаниях. Выделим три самые главные фактора.
Хинштейн: Должна быть мотивация идеологическая, когда молодой человек, правда, хочет изменить мир, хочет принести пользу своей стране.
Второе – должна быть мотивация экономическая потому, что, если он будет доедать последний кусок хлеба без соли, а рядом ему предложат большую зарплату, трудно его будет за это судить. Если мы ставим с вами охранять голодного часового около склада с тушёнкой и рассчитываем, что он упадёт в обморок, как нарком продовольствия Цюрупа, это очень наивно.
Третье – необходимо изначально формировать учебные программы таким образом, чтобы они имели максимально прикладное значение. У нас каждый вуз готовит экономистов и юристов, а специалистов в сфере IT у нас готовит очень небольшое число вузов. Я не предлагаю делать такую же профанацию цифрового образования, какая есть нередко сегодня в сфере юридического образования, но то, что количество вузов, кафедр, факультетов в этой направленности должно расти, для меня совершенно очевидно потому, что это наше будущее.
Сегодня на IT-завтраке кто-то сказал, давайте, как когда-то был космос нашей национальной идеей, нашей национальной идеей должна стать цифра, IT. Мне кажется, в этом есть свой здравый смысл потому, что Россия, так исторически сложилось, всегда обладала проблемой. И мы всегда выигрывали своими мозгами с точки зрения изобретений. И всегда проигрывали, с точки зрения, закрепления, с точки зрения дальнейшего использования нашей интеллектуальной собственности. Мы гордимся, сколько выходцев из нашей страны работают в Силиконовой долине. Нам приятно, что создатели основных цифровых прорывных технологий – наши бывшие соотечественники. WhatsApp, Paypal, много всего остального.
Ведущая: Пришло время, оно пришло не сегодня, не вчера.
Хинштейн: Мы не выиграем по крайней мере сегодня прямую гонку за деньги потому, что, если завтра какие-то крупнейшие корпорации западные, Microsoft, IBM, Google, будут наших специалистов перекупать, они всегда смогут дать им на 3 рубля больше, чем даём мы. Но здесь важно, чтобы у специалиста молодого, у человека были созданы достойные условия для жизни и для работы. А дальше, я думаю, что деньги важны, но они не являются ключевым всё-таки фактором. Поэтому первое и третье, о чём я говорил, идеологическая составляющая и возможность именно прикладного применения своих знаний.
Ведущая: Я вас благодарю, желаю вам удачи.