Проекты Александра Хинштейна

Поспевать за техническим прогрессом

Государственная Дума

Пле­нар­ное засе­да­ние 17 июня ста­ло заклю­чи­тель­ным не толь­ко для весен­ней сес­сии, но и в седь­мом созы­ве Гос­ду­мы. В тече­ние этой неде­ли гла­вы коми­те­тов рас­ска­жут о клю­че­вых зако­нах, кото­рые были при­ня­ты с 2016 по 2021 годы.

Сего­дня в мате­ри­а­ле «Думы ТВ» — основ­ные ито­ги рабо­ты Коми­те­та по инфор­ма­ци­он­ной поли­ти­ке, инфор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям и свя­зи, по мне­нию депу­та­та фрак­ции «Еди­ная Рос­сия» Алек­сандра Хин­штей­на, кото­рый воз­глав­ля­ет коми­тет с 2020 года.

Он отме­тил, что вовле­чен­ность про­филь­но­го коми­те­та в зако­но­да­тель­ное регу­ли­ро­ва­ние IT-сфе­ры ведет­ся актив­нее, чем в преды­ду­щие созы­вы. Он свя­зы­ва­ет это с ростом вни­ма­ния госу­дар­ства к циф­ро­вым технологиям.

«Рабо­та коми­те­та была направ­ле­на на нашу глав­ную зада­чу — посте­пен­ное сти­ра­ние гра­ней меж­ду онлайн- и офлайн-жиз­нью, что­бы тре­бо­ва­ния зако­на транс­фор­ми­ро­ва­лись в онлайн-сфе­ру, учи­ты­вая, что мы про­во­дим все боль­ше вре­ме­ни в ней», — рас­ска­зал парламентарий.

Клю­че­вые зако­ны IT-сферы

Закон об устой­чи­вом Руне­те при­зван обез­опа­сить рос­сий­ский сег­мент интер­не­та от воз­мож­ных внеш­них угроз.

«Мы пере­ста­ли быть «интер­не­то­за­ви­си­мы­ми». Во всех сфе­рах есть тер­мин импор­то­за­ме­ще­ние. Как будет, если зав­тра нам пере­ста­нут постав­лять лекар­ства — а у нас свой рынок фар­ма­цев­ти­ки не раз­вит? А как будет, если пере­ста­нут постав­лять про­до­воль­ствие — а у нас не вся линей­ка заня­та сво­им про­из­во­ди­те­лем? Для того что­бы не воз­ни­ка­ло тако­го вопро­са, и появи­лась зако­но­да­тель­но решен­ная про­бле­ма, когда мы пол­но­стью авто­ном­ны, и в слу­чае каких-то пере­дряг и ката­клиз­мов при­ем интер­не­та на тер­ри­то­рии Рос­сии будет обес­пе­чен в пол­ном объ­е­ме», — объ­яс­нил депутат.

Закон о соц­се­тях обя­зал их вла­дель­цев выяв­лять и бло­ки­ро­вать про­ти­во­прав­ную инфор­ма­цию. По сути, это меха­низм само­ре­гу­ли­ро­ва­ния соцсетей.

Закон о кле­ве­те и оскорб­ле­ни­ях в интер­не­те. Теперь за кле­ве­ту в интер­не­те, как и в СМИ или пуб­лич­ном выступ­ле­нии, гро­зит штра­фом до 1 млн руб­лей либо обя­за­тель­ны­ми рабо­та­ми до 240 часов, при­ну­ди­тель­ны­ми рабо­та­ми до 2 лет, аре­стом на 2 меся­ца, или лише­ни­ем сво­бо­ды на 2 года. Нака­за­ние за рас­про­стра­не­ние в интер­не­те недо­сто­вер­ной обще­ствен­но зна­чи­мой инфор­ма­ции теперь состав­ля­ет до 400 тысяч руб­лей для граж­дан и до 1,5 млн руб­лей для юрлиц.

Закон о санк­ци­ях за интер­нет-цен­зу­ру преду­смат­ри­ва­ет штра­фы, бло­ки­ров­ку и замед­ле­ние тра­фи­ка за несо­блю­де­ние зако­на об устой­чи­вом интер­не­те и нару­ше­ние прав рос­си­ян в Сети, вклю­чая цен­зу­ру СМИ.

«Эти нор­мы, поз­во­ля­ю­щие сего­дня госу­дар­ству, обще­ству про­ти­во­сто­ять так назы­ва­е­мой интер­нет-цен­зу­ре, [дают] воз­мож­ность при­ме­не­ния жест­ких, но эффек­тив­ных рыча­гов для того, что­бы заста­вить счи­тать­ся с нами, нашей стра­ной, нашим зако­но­да­тель­ством. Исто­рия с «Твит­те­ром» — это как раз реа­ли­за­ция ранее при­ня­той нами ини­ци­а­ти­вы», —  счи­та­ет Алек­сандр Хинштейн.

Закон об уни­вер­саль­ных услу­гах свя­зи сни­зил с 250 до 100 чело­век план­ку мини­маль­но­го чис­ла жите­лей насе­лен­ных пунк­тов, кото­рые долж­ны быть обес­пе­че­ны устой­чи­вой связью.

«Мин­циф­ры сего­дня в ряде реги­о­нов нача­та реа­ли­за­ция пилот­но­го про­ек­та по устра­не­нию циф­ро­во­го нера­вен­ства. Нам нуж­но сде­лать так, что­бы каче­ство услуг свя­зи, циф­ро­вых воз­мож­но­стей в малень­ком селе или боль­шом мега­по­ли­се никак не отли­ча­лось друг от дру­га», — ска­зал гла­ва дум­ско­го комитета.

Зако­ны заклю­чи­тель­ной весен­ней сессии

Депу­тат отме­тил, что боль­шой пакет зако­но­про­ек­тов Гос­ду­ма при­ня­ла в весен­нюю сес­сии. Сре­ди них он отметил:

Зако­но­про­ект «о при­зем­ле­нии», уста­нав­ли­ва­ю­щий тре­бо­ва­ния для ино­стран­ных IT-гиган­тов, рабо­та­ю­щих в Рос­сии, и направ­лен­ный на созда­ние еди­ных и рав­ных усло­вий для оте­че­ствен­ных и ино­стран­ных IT-ресурсов.

Зако­но­про­ект о соци­аль­но зна­чи­мых сай­тах, кото­рый поз­во­лит рос­сий­ским граж­да­нам иметь бес­плат­ный доступ к боль­шо­му чис­лу интер­нет-ресур­сов. В этот спи­сок, по сло­вам Алек­сандра Хин­штей­на, долж­ны вой­ти сай­ты госу­дар­ствен­ных и муни­ци­паль­ных учре­жде­ний, инфор­ма­ци­он­но-спра­воч­ные ресур­сы, сай­ты соци­аль­ных орга­ни­за­ций и НКО, а так­же учре­жде­ний культуры.

«Закон пра­ви­тель­ствен­ный, но мы его доста­точ­но попра­ви­ли, и теперь, на наш взгляд, он отве­ча­ет изна­чаль­но постав­лен­ным зада­чам», — уве­рен Алек­сандр Хинштейн.

Зако­но­про­ект о бло­ки­ров­ке фишин­го­вых сай­тов, уста­нав­ли­ва­ю­щий меха­низм опе­ра­тив­ной бло­ки­ров­ки мошен­ни­че­ских сай­тов неза­кон­ных кре­дит­ных орга­ни­за­ций и финан­со­вых пира­мид. Такое пол­но­мо­чие полу­чит Цен­тро­банк. Закон поз­во­лит огром­но­му коли­че­ству людей не стать жерт­вой мошен­ни­ков и сохра­нить свои день­ги в цело­сти, объ­яс­нил депутат.

Закон о бло­ки­ров­ке сай­тов неле­галь­ных кази­но. Феде­раль­ная нало­го­вая служ­ба полу­чи­ла пра­во ини­ци­и­ро­вать вне­су­деб­ную бло­ки­ров­ку сай­тов пла­теж­ных орга­ни­за­ций, через кото­рые игро­ки пере­во­дят день­ги неле­галь­ным онлайн-кази­но и лотереям.

«До это­го была зако­но­да­тель­но вве­де­на воз­мож­ность бло­ки­ро­вать ФНС эти игро­вые сай­ты: за несколь­ко лет дей­ствия этой нор­мы забло­ки­ро­ва­ны более 120 тысяч. Но, к сожа­ле­нию, появ­ля­ют­ся новые сай­ты по прин­ци­пу зер­кал. Поэто­му мы дали воз­мож­ность бло­ки­ро­вать и сай­ты, через кото­рые ока­зы­ва­ют­ся пла­теж­ные услу­ги. Наде­ем­ся, что это ста­нет серьез­ным сдер­жи­ва­ю­щим фак­то­ром», — пола­га­ет он.

Закон о бло­ки­ров­ке свя­зи в местах лише­ния сво­бо­ды направ­лен на борь­бу с теле­фон­ным мошен­ни­че­ством и дру­ги­ми пре­ступ­ле­ни­я­ми, кото­рые совер­ша­ют заклю­чен­ные с помо­щью средств мобиль­ной связи.

«Наря­ду с этим под­го­тов­ле­на и, наде­юсь, в Гос­ду­ме будет под­дер­жа­на поправ­ка, кото­рая будет бло­ки­ро­вать под­мен­ные номе­ра. Если из-за гра­ни­цы будет посту­пать зво­нок под рос­сий­ским кодом, он опе­ра­то­ра­ми свя­зи будет бло­ки­ро­вать­ся. Сего­дня опе­ра­то­ры и так обя­за­ны пока­зать, с како­го номе­ра идет соеди­не­ние, но это­го не про­ис­хо­дит. Поэто­му основ­ная часть мошен­ни­че­ства про­ис­хо­дит имен­но с исполь­зо­ва­ни­ем под­мен­ных номе­ров, это дей­ствия, как пра­ви­ло, из сопре­дель­ных стран», — уточ­нил он.

Закон о соци­аль­но зна­чи­мой рекла­ме рас­про­стра­нил на интер­нет те же тре­бо­ва­ния и нор­мы, кото­рые есть сего­дня для наруж­ной рекла­мы и теле­ви­зи­он­ной рекла­мы: она долж­на состав­лять 5%.

Поправ­ки в Конституцию

Сре­ди при­ня­тых попра­вок в Основ­ной закон пар­ла­мен­та­рий выде­лил поло­же­ние об обо­ро­те и защи­те пер­со­наль­ных данных.

«Осо­бен­но зна­чи­мой мне кажет­ся поправ­ка, кото­рая воз­ла­га­ет на госу­дар­ство обя­зан­ность сохра­нять дан­ные поль­зо­ва­те­лей в Сети», — счи­та­ет он.

Уча­стие в борь­бе с пандемией

В пре­одо­ле­нии послед­ствий от пан­де­мии коми­тет сыг­рал не послед­нюю роль, рас­ска­зал депу­тат. Он напом­нил, что имен­но коми­тет, в част­но­сти, высту­пил ини­ци­а­то­ром орга­ни­за­ции онлайн-обу­че­ния школь­ни­ков на пери­од вынуж­ден­ных каникул.

«Мы не толь­ко помог­ли быст­ро запу­стить соот­вет­ству­ю­щий пор­тал, но и орга­ни­зо­ва­ли транс­ля­цию уро­ков по теле­ка­на­лам. Вме­сте с мини­стер­ством циф­ро­во­го раз­ви­тия [внес­ли] пред­ло­же­ния в пра­ви­тель­ство, кото­рые были в ито­ге под­дер­жа­ны: пред­при­я­тия в сфе­ре IT были вклю­че­ны в пере­чень отрас­лей эко­но­ми­ки, наи­бо­лее постра­дав­ших от пан­де­мии, как и СМИ, и пред­при­я­тия поли­гра­фи­че­ской про­мыш­лен­но­сти. Это была актив­ная пози­ция коми­те­та, кото­рую мы выска­зы­ва­ли сооб­ща с СЖР», —  под­черк­нул депутат.

Рас­ши­рен­ные обсуждения

Пар­ла­мен­та­рий обра­тил вни­ма­ние, что коми­тет ста­рал­ся откры­то и широ­ко обсуж­дать все зна­ко­вые ини­ци­а­ти­вы. Перед рас­смот­ре­ни­ем Гос­ду­мой они обсуж­да­лись со все­ми заин­те­ре­со­ван­ны­ми сторонами.

Напри­мер — закон «о вит­рине», кото­рый уста­нав­ли­ва­ет поря­док в транс­ля­ции в интер­не­те кана­лов пер­вой два­дцат­ки мультиплекс.

По сло­вам Алек­сандра Хин­штей­на, зако­но­про­ект был вне­сен несколь­ко лет назад и отрасль неод­но­знач­но вос­при­ня­ла его, но ко II чте­нию он был дора­бо­тан с уче­том прак­ти­че­ски всех замечаний.

Такая же исто­рия про­изо­шла с ини­ци­а­ти­вой о поис­ке про­пав­ших людей по геолокации.

«Меха­низм, кото­рый был пред­ло­жен, вызы­вал серьез­ные наре­ка­ния. По сути, пред­ла­га­лось создать вне­кон­сти­ту­ци­он­ный поря­док досту­па к этим све­де­ни­ям. Мы нашли кон­струк­цию, кото­рая, на наш взгляд, реша­ет про­бле­му опе­ра­тив­но­го досту­па к дан­ным», — рас­ска­зал Хинштейн.

Теперь запрос дан­ных про­ис­хо­дит сра­зу, как толь­ко появ­ля­ет­ся заяв­ле­ние об исчез­но­ве­нии чело­ве­ка. Но для того что­бы защи­тить кон­сти­ту­ци­он­ные пра­ва и не порож­дать зло­упо­треб­ле­ний, одно­вре­мен­но с этим пра­во­охра­ни­те­ли долж­ны в тече­ние суток уве­до­мить суд о том, что такой запрос сде­лан и такие дан­ные получены.

Пере­шед­шие в VIII  созыв инициативы

Алек­сандр Хин­штейн наде­ет­ся, что в сле­ду­ю­щем созы­ве коми­тет про­дол­жит рабо­ту над зако­ном о поис­ке про­пав­ших людей по гео­ло­ка­ции, ведь он снял не все проблемы.

«Мы слы­шим в этой части волон­тер­ское сооб­ще­ство, и наде­юсь, Гос­ду­ма сле­ду­ю­ще­го созы­ва вплот­ную зай­мет­ся вопро­сом уточ­не­ния гео­по­зи­ции. Сего­дня в даль­них боль­ших реги­о­нах точ­ность гео­ло­ка­ции по сото­вой свя­зи очень невы­со­ка. Раз­брос может состав­лять десят­ки кило­мет­ров. Необ­хо­ди­ма точ­ная при­вяз­ка к место­на­хож­де­нию чело­ве­ка», — заве­рил он.

Необ­хо­ди­мо про­дол­жить обес­пе­че­ние досту­пом к интер­не­ту и циф­ро­вым услу­гам все тер­ри­то­рии стра­ны. И одна из новых ини­ци­а­тив каса­ет­ся обя­зан­но­сти при стро­и­тель­стве авто­до­рог про­кла­ды­вать связ­ные коммуникации.

«Не долж­но так быть, что на феде­раль­ных трас­сах Даль­не­го Восто­ка десят­ки кило­мет­ров не име­ют устой­чи­во­го покры­тия сото­вой свя­зью. Не дай Бог, чело­ве­ку ста­нет пло­хо по доро­ге — он даже не вызо­вет себе помощь», — пояс­нил депутат.

Так­же вне­сен зако­но­про­ект, кото­рый пред­ла­га­ет закре­пить сотруд­ни­че­ство меж­ду поис­ко­вы­ми систе­ма­ми и пра­во­об­ла­да­те­лем. Это боль­шая про­бле­ма пират­ско­го кон­тен­та, нару­ше­ния интел­лек­ту­аль­ных прав, уточ­нил депу­тат, и зако­но­про­ект пред­ла­га­ет про­стой меха­низм, как поис­ко­вые систе­мы долж­ны реа­ги­ро­вать на запро­сы пра­во­об­ла­да­те­лей, в том чис­ле досу­деб­ный порядок.

Более того, пред­сто­ит рас­смот­реть вопро­сы про­ти­во­дей­ствия кибер­пре­ступ­но­сти. Тут, по сло­вам депу­та­та, есть целый ряд ини­ци­а­тив, в част­но­сти, о закреп­ле­нии пра­во­во­го ста­ту­са IP-теле­фо­нии, о защи­те био­мет­ри­че­ских дан­ных, о вве­де­нии уго­лов­ной ответ­ствен­но­сти за неза­кон­ное исполь­зо­ва­ние средств свя­зи в местах лише­ния сво­бо­ды, а так­же за ответ­ствен­ность за под­дел­ку циф­ро­вой под­пи­си и т. д.

Источ­ник: Дума ТВ