Проекты Александра Хинштейна

СИЗО оставят без мобильной связи

Государственная Дума

Удастся ли властям избавиться от мошеннических «колл-центров» в колониях

Пра­ви­тель­ство при­ду­ма­ло, как бороть­ся с «чер­ны­ми колл-цен­тра­ми» в рос­сий­ских тюрь­мах. Как пишет РБК со ссыл­кой на источ­ник, в СИЗО и коло­ни­ях будут глу­шить сото­вую связь. Это долж­но поме­шать заклю­чен­ным выма­ни­вать мошен­ни­че­ским путем у рос­си­ян день­ги по теле­фо­ну. СМИ писа­ли, что по всей стране дей­ству­ют око­ло 300 таких груп­пи­ро­вок. Как они рабо­та­ют? И удаст­ся ли от них изба­вить­ся? Об этом — Иван Яку­нин и Глеб Силко.

«Из всех мошен­ни­че­ских звон­ков треть идет с тер­ри­то­рий испра­ви­тель­ных учре­жде­ний. Об этом три года назад гово­ри­ли в МВД, более све­жей ста­ти­сти­ки нет, хотя про­бле­ма нику­да не делась. Регу­ляр­но посту­па­ют сооб­ще­ния, что вла­сти ищут эффек­тив­ный метод борь­бы. Сей­час обсуж­да­ют уста­нов­ку глу­ши­лок: яко­бы МВД пору­чи­ло про­ра­бо­тать этот вопрос ФСИН, ФСБ и Рос­ком­над­зо­ру. Офи­ци­аль­но­го под­твер­жде­ния этих дан­ных нет. Но есть вопрос: офи­ци­аль­но заклю­чен­ным и так запре­ще­но иметь теле­фо­ны, так поче­му не полу­ча­ет­ся про­сто соблю­дать пра­ви­ла? И как мобиль­ные теле­фо­ны попа­да­ют к осуж­ден­ным? На эти вопро­сы “Ъ FM” отве­тил осно­ва­тель про­ек­та Gulagu.net Вла­ди­мир Осеч­кин: «Мобиль­ные теле­фо­ны попа­да­ют в след­ствен­ные изо­ля­то­ры и испра­ви­тель­ные коло­нии через опе­ра­тив­ни­ков. Нам извест­ны слу­чаи, когда кор­рум­пи­ро­ван­ные сотруд­ни­ки ФСИН, оформ­ляя по доку­мен­там леген­ду о яко­бы про­но­се мобиль­ных теле­фо­нов для раз­ра­бот­ки дела того или ино­го осуж­ден­но­го, на самом деле созда­ва­ли спе­ци­аль­ные бри­га­ды. Самый яркий при­мер — про­изо­шед­шее в коло­нии №3 по Рязан­ской обла­сти: к нам обра­ти­лась жен­щи­на, у кото­рой заклю­чен­ные мошен­ни­че­ским спо­со­бом похи­ти­ли более 10 млн руб.».

Ежегодно у заключенных изымают 60 тыс. устройств, рассказывал депутат Госдумы Александр Хинштейн, но, судя по всему, этих мер не достаточно. Поэтому сейчас разрабатывается законопроект, который позволит руководителям исправительных учреждений блокировать определенные номера. Но Хиштейн — не первый. В прошлом году за проблему мошеннических «колл-центров» на территории колоний взялась Госкомиссия по радиочастотам. Она создала рабочую группу, вопрос изучили, но ни одна из технических мер борьбы не приглянулась экспертам. Видимо, поэтому и вернулись к глушилкам — их устанавливали еще в 90‑х годах, рассказал правозащитник Андрей Бабушкин. И эксперимент ему показался неудачным: «Когда мне звонят с нелегальных телефонов, то обычно сообщают о том, что где-то что-то нарушено, или человек потерял родственника. Кроме того, давайте не забывать что, глушилки пытаются установить давно — с конца 90‑х годов.

К чему это при­во­дит? К тому, что сотруд­ни­ки, адво­ка­ты, жите­ли сосед­них домов, работ­ни­ки, рядом нахо­дя­щих­ся пред­при­я­тий не могут поль­зо­вать­ся телефонами».

Конеч­но, на это мож­но воз­ра­зить, что для сотруд­ни­ков ФСИН и адво­ка­тов, кото­рые посе­ща­ют СИЗО или коло­нии, мож­но поста­вить ста­ци­о­нар­ные теле­фо­ны, и они все-таки будут доступ­ны для свя­зи. Но этих неудобств мож­но избе­жать, если исполь­зо­вать более совре­мен­ные тех­но­ло­гии, гово­рит пре­зи­дент Фон­да инфор­ма­ци­он­ной демо­кра­тии Илья Мас­сух. Они помо­гут про­ти­во­сто­ять всем теле­фон­ным мошен­ни­кам, а не толь­ко заклю­чен­ным. «Пра­виль­нее при­ме­нять совре­мен­ные циф­ро­вые тех­но­ло­гии для борь­бы с таки­ми “колл-цен­тра­ми”. Вот вы мне позво­ни­ли по теле­фо­ну, сер­вис “Яндек­са” пока­зал мне, что это “Ъ FM”. Такие же вещи могут быть испол­не­ны для поис­ка неза­кон­ных “колл-цен­тров”. Таким обра­зом людей будут опо­ве­щать, что это неже­ла­тель­ный зво­нок или спам»,— гово­рит Массух.

Но и с этим могут быть труд­но­сти. Напри­мер, Цен­тро­банк летом это­го года пере­дал опе­ра­то­рам свя­зи 2,5 тыс. номе­ров, кото­рые потен­ци­аль­но могут быть мошен­ни­че­ски­ми, с прось­бой о бло­ки­ров­ке. Те ста­ли пере­про­ве­рять дан­ные, и в ито­ге в чер­ный спи­сок попа­ли толь­ко 200 абонентов.

6 нояб­ря Вла­ди­мир Путин потре­бо­вал от служ­бы испол­не­ния нака­за­ний обес­пе­чить соблю­де­ние закон­но­сти в местах лише­ния сво­бо­ды. Он отме­тил, что сде­лать это мож­но в том чис­ле с помо­щью более жест­ко­го отбо­ра и повы­ше­ния каче­ства под­го­тов­ки сотрудников.

Источ­ник: «Ком­мер­сант FM»