Проекты Александра Хинштейна

Стране вернули вытрезвители: как они будут работать, кого туда заберут, во сколько обойдется ночь в «приюте для опьяневших»

Государственная Дума
Зако­но­да­те­ли обе­ща­ют, что одной толь­ко неуве­рен­ной поход­ки будет недо­ста­точ­но, что­бы поли­ция забра­ла чело­ве­ка в вытрез­ви­тель Фото: Мари­на Фоми­на / 74.RU

Неза­мет­но про­ле­те­ли девять лет (даже немно­го боль­ше), пока мы жили без вытрез­ви­те­лей. Кто-то их отсут­ствия и не заме­тил, но депу­та­ты загля­ну­ли в неуте­ши­тель­ную ста­ти­сти­ку и поня­ли, что отрезв­ля­ю­щие учре­жде­ния пора воз­вра­щать. Пер­вые пред­ло­же­ния об этом появи­лись в 2018 году, а в кон­це про­шло­го года пре­зи­дент Рос­сии под­пи­сал соот­вет­ству­ю­щий закон.

Поче­му стране необ­хо­ди­мы вытрез­ви­те­ли, как они будут рабо­тать, кто рис­ку­ет в них попасть и во сколь­ко обой­дет­ся ночь в таком учре­жде­нии — мы разо­бра­лись с экспертами.

Крат­кая исто­рия вытрезвителей

Пер­вые «При­юты для опья­нев­ших» нача­ли появ­лять­ся еще в Рос­сий­ской импе­рии в нача­ле ХХ века. Учре­жде­ния спа­са­ли замер­за­ю­щих на ули­це рабо­чих, а содер­жа­ла их город­ская каз­на. Напив­ших­ся до бес­па­мят­ства при­во­ди­ли в чув­ство и кор­ми­ли, им вклю­ча­ли грам­мо­фон для раз­вле­че­ния, а при выпис­ке пло­хо оде­тым посто­яль­цам даже дава­ли одеж­ду и обувь. И всё бес­плат­но. Но после 1917 года все подоб­ные учре­жде­ния закрылись.

Камера для вытрезвления при Московской части Петербурга, фотография до 1914 года 

Каме­ра для вытрезв­ле­ния при Мос­ков­ской части Петер­бур­га, фото­гра­фия до 1914 года

Фото: Алек­сандр Мен­дель­сон, из кни­ги «Алко­го­лизм и борь­ба с ним». — М.: Типо­гра­фия Т‑ва И. Д. Сыти­на, 1914

В 1931 году вытрез­ви­те­ли вер­ну­лись в строй и до 1940 года рабо­та­ли под кры­лом Народ­но­го комис­са­ри­а­та здра­во­охра­не­ния, пока Лав­рен­тий Берия не пере­дал их в веде­ние НКВД. Сотруд­ни­ки внут­рен­них дел под­би­ра­ли на ули­цах пья­ниц и достав­ля­ли их в вытрез­ви­тель, где те оста­ва­лись до утра. После про­ве­ден­ной в вытрез­ви­те­ле ночи совет­ских алко­го­ли­ков осмат­ри­вал фельд­шер, а перед выпис­кой им дава­ли кви­тан­цию на опла­ту услуг (в раз­ных горо­дах СССР в раз­ные годы сум­ма варьи­ро­ва­лась от 25 до 35 руб­лей — это чет­верть сред­ней зар­пла­ты по тем вре­ме­нам). Вме­сте с тем на место рабо­ты загу­ляв­ших выпи­вох направ­ля­ли спе­ци­аль­ное уве­дом­ле­ние. Из-за этой бума­ги мож­но было не толь­ко ока­зать­ся на дос­ке позо­ра, но и лишить­ся долж­но­сти. Если всё это не оста­нав­ли­ва­ло нару­ши­те­лей и они попа­да­ли в вытрез­ви­тель боль­ше трех раз в году, их отправ­ля­ли в нар­ко­ло­ги­че­ские отде­ле­ния для обсле­до­ва­ния и (при необ­хо­ди­мо­сти) лечения.

Поче­му закры­ли вытрезвители?

В 90‑х отно­ше­ние к вытрез­ви­те­лям ста­но­ви­лось толь­ко хуже — и со сто­ро­ны кли­ен­ту­ры, и со сто­ро­ны МВД. Пер­вых не устра­и­ва­ло то, что здесь, мяг­ко гово­ря, нару­ша­ли пра­ва чело­ве­ка, для вто­рых они ста­ли про­сто пятым коле­сом. Вытрез­ви­те­ли реши­ли пере­дать из мили­цей­ско­го под­чи­не­ния Мин­здра­ву, но это­го так и не про­изо­шло. Юри­ди­че­ски как спе­ци­аль­ные учре­жде­ния внут­рен­них дел они пере­ста­ли суще­ство­вать толь­ко в 2010 году.

— Когда в 2010 году нача­лась рефор­ма МВД и созда­ние поли­ции на базе мили­ции, пра­ви­тель­ство вышло с ини­ци­а­ти­вой, что из струк­ту­ры МВД необ­хо­ди­мо изъ­ять вытрез­ви­те­ли, пере­дав их в систе­му здра­во­охра­не­ния, — гово­рит депу­тат Гос­ду­мы и один из авто­ров зако­на о вытрез­ви­те­лях Алек­сандр Хин­штейн. — Ров­но под такой эги­дой это реше­ние под­дер­жа­ло тогдаш­нее руко­вод­ство стра­ны. Поэто­му в рам­ках зако­на «О поли­ции», кото­рый был при­нят и начал дей­ство­вать с 1 янва­ря 2012 года, мед­вы­трез­ви­те­ли как струк­тур­ная еди­ни­ца пере­ста­ли существовать.

После закры­тия вытрез­ви­те­лей пья­ниц в тяже­лом алко­голь­ном опья­не­нии или алко­голь­ной коме ста­ли достав­лять в ток­си­ко­ло­ги­че­ские, реани­ма­ци­он­ные или тера­пев­ти­че­ские отде­ле­ния больниц.

Поче­му вытрез­ви­те­ли реши­ли вернуть?

— Даль­ше реги­о­ны столк­ну­лись с про­бле­ма­ми, кото­рые были зара­нее понят­ны, — гово­рит Алек­сандр Хин­штейн. — Посколь­ку пер­вая зада­ча (вычле­не­ние мед­вы­трез­ви­те­лей из систе­мы МВД) была выпол­не­на, а вто­рая зада­ча (пере­да­ча их в систе­му здра­во­охра­не­ния) выпол­не­на не была. Как след­ствие, рез­ко воз­рос­ло коли­че­ство смер­тей, свя­зан­ных с пере­охла­жде­ни­ем и обмо­ро­же­ни­ем людей, нахо­дя­щих­ся на ули­це в нетрез­вом состо­я­нии. Ста­ти­сти­ка нам гово­рит о 10–12 тыся­чах слу­ча­ев еже­год­но. Воз­рос­ло коли­че­ство пре­ступ­ле­ний, совер­ша­е­мых лица­ми в нетрез­вом состо­я­нии. Офи­ци­аль­ная ста­ти­сти­ка гово­рит о росте пья­ной пре­ступ­но­сти на 35%. И воз­рос­ло коли­че­ство пре­ступ­ных пося­га­тельств в отно­ше­нии самих лиц в нетрез­вом состоянии.

В Пояснительной записке к законопроекту о вытрезвителях говорится, что каждый год из-за алкогольного опьянения в России гибнет больше 50 тысяч человек

В Пояс­ни­тель­ной запис­ке к зако­но­про­ек­ту о вытрез­ви­те­лях гово­рит­ся, что каж­дый год из-за алко­голь­но­го опья­не­ния в Рос­сии гиб­нет боль­ше 50 тысяч человек

Инфо­гра­фи­ка: Вита­лий Кали­стра­тов / Сеть город­ских порталов

Столк­нув­шись с таки­ми обсто­я­тель­ства­ми и циф­ра­ми, неко­то­рые реги­о­ны ини­ци­а­тив­но нача­ли созда­вать соб­ствен­ные вытрез­ви­те­ли. Таких субъ­ек­тов набра­лось 20. Загвозд­ка была в том, что пра­во­вых норм для созда­ния вытрез­ви­те­лей не было, их финан­си­ро­ва­ние счи­та­лось неце­ле­вым исполь­зо­ва­ни­ем средств и доро­гим удовольствием.

Одним из реги­о­нов, где вытрез­ви­те­ли вооб­ще не пере­ста­ва­ли рабо­тать, стал Татар­стан. На их сохра­не­нии насто­ял депу­тат Гос­ду­мы Айрат Фар­ра­хов, кото­рый с 5 октяб­ря 2007 по 4 сен­тяб­ря 2013 года зани­мал пост мини­стра здра­во­охра­не­ния республики.

— Когда МВД пере­ста­ло отве­чать за содер­жа­ние вытрез­ви­те­лей и вся эта систе­ма нача­ла раз­ва­ли­вать­ся, весь поток нетрез­вых людей хлы­нул в меди­цин­ские учре­жде­ния. Мне про­сто было обид­но за сво­их кол­лег, за вра­чей, — гово­рит Айрат Фар­ра­хов. — Я обра­тил­ся тогда в адрес пре­зи­ден­та Рес­пуб­ли­ки Татар­стан, нашел под­держ­ку у сотруд­ни­ков МВД, в муни­ци­па­ли­те­тах, и нам уда­лось сохра­нить прак­ти­че­ски все вытрез­ви­те­ли, кото­рые были тогда в Татар­стане. Источ­ни­ки финан­со­во­го обес­пе­че­ния вытрез­ви­те­лей были опре­де­ле­ны в бюд­же­те рес­пуб­ли­ки, мы счи­та­ли, что это при­о­ри­тет­ные расходы.

В Челя­бин­ске без вытрез­ви­те­ля жили при­мер­но четы­ре года. Бес­плат­ный «Центр вре­мен­но­го пре­бы­ва­ния для лиц, нахо­дя­щих­ся в состо­я­нии алко­голь­но­го опья­не­ния» здесь откры­ли в кон­це 2016-го. Ини­ци­а­то­ром его откры­тия стал началь­ник реги­о­наль­но­го ГУ МВД Андрей Сер­ге­ев, а рабо­ту орга­ни­зо­ва­ла мэрия. С тех пор не про­шло и дня, что­бы ком­на­та на 30 кой­ко-мест пустовала.

Алкотестер сломался от количества выпитого первым посетителем вытрезвителя в Челябинске<br>

Алко­те­стер сло­мал­ся от коли­че­ства выпи­то­го пер­вым посе­ти­те­лем вытрез­ви­те­ля в Челябинске

Фото: Алек­сей Нагибин

— В 2016–2018 годах напол­ня­е­мость была 25–28 чело­век в сут­ки, сей­час — око­ло 20 чело­век в день, — гово­рит руко­во­ди­тель челя­бин­ско­го «Цен­тра вре­мен­но­го пре­бы­ва­ния для лиц, нахо­дя­щих­ся в состо­я­нии алко­голь­но­го опья­не­ния» Алек­сандр Руб­цов. — За год око­ло 7 тысяч с копей­ка­ми, то есть за 4 года рабо­ты в наш центр было достав­ле­но почти 29 тысяч и око­ло 28 тысяч было помещено.

По данным 2018 года, в общественных местах страны выявили больше миллиона человек в состоянии алкогольного опьянения

По дан­ным 2018 года, в обще­ствен­ных местах стра­ны выяви­ли боль­ше мил­ли­о­на чело­век в состо­я­нии алко­голь­но­го опьянения

Инфо­гра­фи­ка: Вита­лий Кали­стра­тов / Сеть город­ских порталов

Кто рис­ку­ет попасть в вытрез­ви­тель теперь?

При­ну­ди­тель­но помо­гать будут тем, кто нахо­дит­ся в обще­ствен­ном месте в алко­голь­ном или нар­ко­ти­че­ском опья­не­нии и не может само­сто­я­тель­но пере­дви­гать­ся или ори­ен­ти­ро­вать­ся в окру­жа­ю­щей обста­нов­ке. Выяв­лять нетрез­вых будут поли­цей­ские пат­ру­ли, а вот куда опре­де­лить кли­ен­ту­ру даль­ше — решат вра­чи. Полу­чи­ли трав­мы — поез­жай­те в боль­ни­цу; буя­ни­те — отправ­ляй­тесь в поли­цию; не чув­ству­е­те зем­лю под нога­ми и испы­ты­ва­е­те на себе зако­ны гра­ви­та­ции — в вытрез­ви­тель. Если чело­век идет по ули­це спо­кой­ной (пусть и не очень уве­рен­ной) поход­кой, осно­ва­ний задер­жи­вать его и достав­лять в вытрез­ви­тель нет ника­ких, уве­ря­ют зако­но­да­те­ли. Сооб­щать о ночев­ке в вытрез­ви­те­ле рабо­то­да­те­лю, как это было при­ня­то в СССР, никто не будет.

Уговоры, что вы сейчас отлежитесь и спокойно пойдете домой, точно не сработают

Уго­во­ры, что вы сей­час отле­жи­тесь и спо­кой­но пой­де­те домой, точ­но не сработают

Фото: Сер­гей Яко­влев / 29.RU

Сколь­ко будут сто­ить услу­ги вытрезвителя?

Пол­но­мо­чия созда­вать вытрез­ви­те­ли появят­ся у орга­нов мест­но­го само­управ­ле­ния. Кро­ме того, такие учре­жде­ния могут быть созда­ны на прин­ци­пах госу­дар­ствен­но-част­но­го парт­нер­ства. Пред­по­ла­га­ет­ся, что инве­сто­ры будут вкла­ды­вать­ся в стро­и­тель­ство поме­ще­ний под вытрез­ви­те­ли, а посколь­ку пре­бы­ва­ние в них будет не бес­плат­ным, то впо­след­ствии они не толь­ко оку­пят­ся, но и при­не­сут при­быль. По пред­ва­ри­тель­ным рас­че­там, сто­и­мость ночев­ки в вытрез­ви­те­ле соста­вит пол­то­ры-две тыся­чи рублей.

— Если брать день­ги, то для всех пара­метр дол­жен быть один, что­бы не полу­чи­лось так, что в одном реги­оне это сто­ит тыся­чу руб­лей, а в дру­гом — десять, — гово­рит Алек­сандр Хин­штейн. — Если уста­но­ви­ли рас­цен­ку в услов­ные две тыся­чи, зна­чит, это рас­цен­ка для всей стра­ны. Но если тот же Татар­стан, доста­точ­но бога­тый реги­он, посчи­та­ет воз­мож­ным сохра­нить сего­дняш­нюю систе­му, где всё это за счет бюд­же­та, это его право.

— Учи­ты­вая, что 70% субъ­ек­тов РФ сего­дня дота­ци­он­ные, для них это допол­ни­тель­ные пол­но­мо­чия, и источ­ник финан­со­во­го обес­пе­че­ния для них — сами нетрез­вые люди, — гово­рит Айрат Фар­ра­хов. — Но биз­нес на этом деле постро­ить невоз­мож­но. Субъ­ек­ты, кото­рые будут реа­ли­зо­вы­вать эти пол­но­мо­чия и эту рабо­ту, все-таки долж­ны отыс­кать воз­мож­ность доти­ро­вать эту рабо­ту. Мно­го людей, кото­рые совер­шен­но слу­чай­но ока­зы­ва­ют­ся в этом состо­я­нии. Если их финан­со­вое поло­же­ние поз­во­ля­ет, навер­ное, они смо­гут, про­ве­дя ночь в этом учре­жде­нии, рас­счи­тать­ся, но у боль­шин­ства граж­дан на это денег нет.

Одевать в современных вытрезвителях не будут, но и начальству о ваших похождениях не доложат

Оде­вать в совре­мен­ных вытрез­ви­те­лях не будут, но и началь­ству о ваших похож­де­ни­ях не доложат

Фото: Алек­сей Ногин­ский / 63.RU

В реги­о­нах, где всё это вре­мя вытрез­ви­те­ли рабо­та­ли бес­плат­но, не соби­ра­ют­ся вво­дить пла­ту за услу­ги, даже если боль­шин­ство сосе­дей решит ее вве­сти. Преж­де все­го пото­му, что доход кон­тин­ген­та таких учре­жде­ний, мяг­ко гово­ря, ниже среднего.

— 75–80% кли­ен­тов наше­го цен­тра — граж­дане с низ­ким достат­ком, кото­рые упо­треб­ля­ют спир­то­со­дер­жа­щие про­дук­ты низ­ше­го каче­ства, — гово­рит Алек­сандр Руб­цов. — Что с них мож­но взять? У нас бюд­жет­ное учре­жде­ние, учре­ди­те­лем явля­ет­ся коми­тет соци­аль­ной поли­ти­ки Челя­бин­ска. Мы день­ги с граж­дан не взи­ма­ем и не заду­мы­ва­ем­ся об этом. Если откры­вать вытрез­ви­те­ли на базе ГЧП — как бы не насту­пить на те же самые граб­ли, кото­рые были у нас в кон­це 90‑х годов, когда сотруд­ни­ки мили­ции дежу­ри­ли у кафе и ресто­ра­нов и бра­ли граж­дан сред­не­го и выше сред­не­го достат­ка, а люди полу­бом­жо­во­го вида с низ­ким достат­ком оста­ва­лись за пери­мет­ром заве­де­ний. Чело­век и так попал в беду, напит­ки низ­ше­го каче­ства пьют не от боль­шо­го сча­стья. Может, чело­век попал в тяже­лую жиз­нен­ную ситу­а­цию. Может быть, без­ра­бо­ти­ца и про­чее, опу­стил­ся на дан­ном фоне. Зачем еще заго­нять его в долги?

Побо­ров от поли­цей­ских не избежать?

Если рань­ше мож­но было на сла­ву погу­лять, напри­мер, на ново­год­нем кор­по­ра­ти­ве, а потом с зар­пла­той и пре­ми­ей в кар­мане ока­зать­ся в вытрез­ви­те­ле, наут­ро лег­ко было недо­счи­тать­ся денег. Сего­дня, к сча­стью, боль­шин­ство полу­ча­ет день­ги на кар­ту, а зако­но­да­те­ли уве­ре­ны, что совре­мен­ная кон­струк­ция вытрез­ви­те­лей не будет иметь ниче­го обще­го с преды­ду­щей версией.

Количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, с 2011&nbsp;по 2018 год возросло на <nobr class="_">34,9%</nobr>

Коли­че­ство пре­ступ­ле­ний, совер­шен­ных в состо­я­нии алко­голь­но­го опья­не­ния, с 2011 по 2018 год воз­рос­ло на 34,9%

Инфо­гра­фи­ка: Вита­лий Кали­стра­тов / Сеть город­ских порталов

— Рань­ше вытрез­ви­те­ли были внут­ри систе­мы МВД, и, соот­вет­ствен­но, эки­па­жи, кото­рые достав­ля­ли пья­ных в вытрез­ви­те­ли, так­же нахо­ди­лись внут­ри этой систе­мы. Про­ис­хо­дил вполне понят­ный внут­ри­ве­дом­ствен­ный сбор. Пото­му что у каж­до­го свои пока­за­те­ли, — гово­рит Алек­сандр Хин­штейн. — Сего­дня дру­гая исто­рия. Если бюд­жет, как в Сама­ре, Том­ске, Ниж­нем Нов­го­ро­де или Татар­стане, берет на себя и закры­ва­ет затра­ты рабо­ты тако­го цен­тра, то у сотруд­ни­ка поли­ции какой мотив вез­ти про­сто нетрез­во­го, но адек­ват­но­го чело­ве­ка? Для чего? Он при­е­хал, его туда при­вез, сдал. Полу­чить, изви­ни­те, откат за то, что он его туда при­ве­зет? Из бюд­же­та невоз­мож­но. Да даже если сде­лать плат­ную услу­гу в пол­то­ры тыся­чи руб­лей, то сколь­ко надо будет поли­цей­ско­му отдать, что­бы отку­пить­ся? 100 руб­лей? Будет за 100 руб­лей эки­паж ППС охо­тить­ся по горо­ду на хоро­шо оде­тых под­вы­пив­ших людей? Силь­но сомневаюсь.

Оста­лось, над чем работать?

В любой идее все­гда есть место совер­шен­ству. И закон о вытрез­ви­те­лях не исклю­че­ние. Напри­мер, Айрат Фар­ра­хов счи­та­ет, что очень важ­но уде­лить вни­ма­ние вза­и­мо­дей­ствию меди­цин­ских, нар­ко­ло­ги­че­ских служб и орга­нов правопорядка.

— Чело­ве­ка, посту­пив­ше­го в такое учре­жде­ние два­жды, необ­хо­ди­мо обя­за­тель­но отправ­лять на лече­ние. По край­ней мере пред­ла­гать доб­ро­воль­но прой­ти лече­ние, — гово­рит Айрат Фар­ра­хов. — Если у чело­ве­ка есть зави­си­мость, но он ее отри­ца­ет, на этом здра­во­охра­не­ние закан­чи­ва­ет­ся. К сожа­ле­нию, сего­дня этот чело­век выхо­дит, отка­зав­шись от лече­ния (это пра­во предо­став­ле­но ему зако­ном), садит­ся за руль, едет и ста­но­вит­ся опас­ным. Рост погиб­ших по вине пья­ных води­те­лей толь­ко за пер­вый квар­тал 2020 года состав­ля­ет 8,5%.

Сей­час депу­та­ты рабо­та­ют еще над одним зако­но­про­ек­том. Он каса­ет­ся при­ну­ди­тель­но­го лече­ния от алко­го­лиз­ма тех людей, кото­рые, по заклю­че­нию вра­чей, в нем дей­стви­тель­но нуж­да­ют­ся. При этом окон­ча­тель­ное реше­ние оста­нет­ся за судом, кото­рый пла­ни­ру­ет­ся наде­лить пра­вом отправ­лять зави­си­мых на обя­за­тель­ное лечение.