В Госдуме обсудили способы борьбы с дронами-нелегалами

Государственная Дума

Силовики опасаются использования беспилотников террористами

Беспилотники будут регистрировать по принципу «в три клика» через специализированный сайт в Интернете. Такая процедура придет на смену ныне действующей, когда надо отправлять все данные о дроне и его хозяине в Ространснадзор бумажным письмом. Как заявил во вторник, 5 ноября, на круглом столе в Госдуме замминистра транспорта России Александр Юрчик, обновленная регистрация станет доступна уже в марте-апреле 2020-го. Те, кто проигнорирует постановку на учет, рискует попасть под противодействие силовиков. О том, какие меры могут принять силовые ведомства против незарегистрированных дронов, узнал корреспондент «МК».

В Госдуме обсудили способы борьбы с дронами-нелегалами

фото: pixabay.com

Беспилотные летательные аппараты стали очень популярны в России. Мы имеем армию дронов. Как заявил зампредседателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн, их число приближается уже к 80 тысячам. И лишь 5% из них попали под регистрацию, которая введена в России с конца сентября. Это не больше трех с половиной тысяч штук.\

Александр Хинштейн

Большое число беспилотников, по мнению замдиректора Росгвардии Олега Борукаева, может превратить их в оружие массового поражения. Шпионаж, слежка, теракты и даже контрабанда – вот основной фронт работ для несанкционированных дронов. Более того, в Росгвардии на полном серьезе опасаются использования дронов при краже предметов, представляющих особую опасность.

«Никто не исключает, что злоумышленники с помощью беспилотников могут попытаться завладеть даже ядерными боеприпасами», — заявил Олег Борукаев.

Еще одна сфера, где могут быть опасны дроны – это кибербезопасность. По мнению замруководителя Ространснадзора Андрея Шнырева, «перепрошитые» особым способом беспилотники способны внедриться в работу различных крупных объектов.

«Трудно представить к каким последствиям может привести дрон злоумышленника, который вскроет и внедриться в программный код, например, атомной электростанции или аэропорта», — отметил Шнырев.

Андрей Шнырев

Трудно поверить, но при этом силовики – та же Росгвардия – пока мало что могут противопоставить потенциально опасным беспилотникам. Ни сбить, ни задержать оператора дрона, а тем более возбудить против него дело, они не могут – нет полномочий.

Остановить это и призван новый законопроект о регулировании и пресечении несанкционированных полетов беспилотных аппаратов, который обсуждали на «круглом столе» в российском парламенте. Его суть – пресечь даже малейшую угрозу безопасности людей со стороны дронов и их операторов-злоумышленников.

При этом, как заявил председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев, в приоритете — не уничтожение, а безопасная посадка дрона-нарушителя и обесточивание.

Но как быть, если нападение беспилотника фиксируется, например, на аэродроме? Замруководителя департамента транспорта Москвы Андрей Корнеев предложил с виду простой и логичный способ – дать право сбивать такие дроны-нарушители силами подразделений транспортной безопасности.

Однако это предложение спровоцировало контр-аргумент: для стрельбы по дронам нужны особые специалисты и спецсредства, а не силы транспортной безопасности или охрана аэропорта.

–Пока применение силы должно оставаться монополией и прерогативой государства, и его федеральных силовых структур, – пояснил «МК» свою позицию Александр Хинштейн. – Но я не исключаю, что в дальнейшем мы рассмотрим возможность участия ведомственной охраны, надо все хорошенько взвесить.

В итоге решено пока остановиться на следующем списке уполномоченных: Минобороны, МВД, Росгвардия, ФСО.

А что делать с теми, кто не нарывается на силовой метод, но при этом все равно нуждается в контроле? Инженеры предлагают пару действенных вариантов: идентификация беспилотников в воздухе и введение обязательной связи с оператором.

Глеб Бабинцев

–Нужен канал контроля управления, который могут прослушивать силовики, например офицеры Минобороны, — поясняет гендиректор Ассоциации «Аэронет», которая объединяет пользователей и разработчиков беспилотных авиационных систем, Глеб Бабинцев. – Если дрон по этому каналу не проходит, значит, он чужой. И конечно, нужно прямое общение с оператором беспилотника. Хотя бы с помощью светового индикатора или сигнала СМС. Так будет приходить оператору предупреждение, что он залетел не туда.

Александр Юрчик

В свою очередь, в Минтрансе для спасения людей от дронов-злоумышленников во время массовых праздников или большого скопления людей, предлагают быструю постановку закрытых и запретных зон. Все потенциальные операторы должны получить соответствующие предупреждения. В противном случае и принимается решение сбивать, сажать или обесточивать беспилотник-нарушитель.