Проекты Александра Хинштейна

В Госдуме обсудили способы борьбы с дронами-нелегалами

Государственная Дума

Сило­ви­ки опа­са­ют­ся исполь­зо­ва­ния бес­пи­лот­ни­ков террористами

Бес­пи­лот­ни­ки будут реги­стри­ро­вать по прин­ци­пу «в три кли­ка» через спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ный сайт в Интер­не­те. Такая про­це­ду­ра при­дет на сме­ну ныне дей­ству­ю­щей, когда надо отправ­лять все дан­ные о дроне и его хозя­ине в Ространс­над­зор бумаж­ным пись­мом. Как заявил во втор­ник, 5 нояб­ря, на круг­лом сто­ле в Гос­ду­ме зам­ми­ни­стра транс­пор­та Рос­сии Алек­сандр Юрчик, обнов­лен­ная реги­стра­ция ста­нет доступ­на уже в мар­те-апре­ле 2020-го. Те, кто про­игно­ри­ру­ет поста­нов­ку на учет, рис­ку­ет попасть под про­ти­во­дей­ствие сило­ви­ков. О том, какие меры могут при­нять сило­вые ведом­ства про­тив неза­ре­ги­стри­ро­ван­ных дро­нов, узнал кор­ре­спон­дент «МК».

В Госдуме обсудили способы борьбы с дронами-нелегалами
фото: pixabay.com

Бес­пи­лот­ные лета­тель­ные аппа­ра­ты ста­ли очень попу­ляр­ны в Рос­сии. Мы име­ем армию дро­нов. Как заявил зам­пред­се­да­те­ля коми­те­та Гос­ду­мы по без­опас­но­сти и про­ти­во­дей­ствию кор­руп­ции Алек­сандр Хин­штейн, их чис­ло при­бли­жа­ет­ся уже к 80 тыся­чам. И лишь 5% из них попа­ли под реги­стра­цию, кото­рая вве­де­на в Рос­сии с кон­ца сен­тяб­ря. Это не боль­ше трех с поло­ви­ной тысяч штук.\

Алек­сандр Хинштейн

Боль­шое чис­ло бес­пи­лот­ни­ков, по мне­нию зам­ди­рек­то­ра Рос­гвар­дии Оле­га Бору­ка­е­ва, может пре­вра­тить их в ору­жие мас­со­во­го пора­же­ния. Шпи­о­наж, слеж­ка, тер­ак­ты и даже кон­тра­бан­да – вот основ­ной фронт работ для несанк­ци­о­ни­ро­ван­ных дро­нов. Более того, в Рос­гвар­дии на пол­ном серье­зе опа­са­ют­ся исполь­зо­ва­ния дро­нов при кра­же пред­ме­тов, пред­став­ля­ю­щих осо­бую опасность.

«Никто не исклю­ча­ет, что зло­умыш­лен­ни­ки с помо­щью бес­пи­лот­ни­ков могут попы­тать­ся завла­деть даже ядер­ны­ми бое­при­па­са­ми», — заявил Олег Борукаев.

Еще одна сфе­ра, где могут быть опас­ны дро­ны – это кибер­без­опас­ность. По мне­нию замру­ко­во­ди­те­ля Ространс­над­зо­ра Андрея Шны­ре­ва, «пере­про­ши­тые» осо­бым спо­со­бом бес­пи­лот­ни­ки спо­соб­ны внед­рить­ся в рабо­ту раз­лич­ных круп­ных объектов.

«Труд­но пред­ста­вить к каким послед­стви­ям может при­ве­сти дрон зло­умыш­лен­ни­ка, кото­рый вскро­ет и внед­рить­ся в про­грамм­ный код, напри­мер, атом­ной элек­тро­стан­ции или аэро­пор­та», — отме­тил Шнырев.

Андрей Шнырев

Труд­но пове­рить, но при этом сило­ви­ки – та же Рос­гвар­дия – пока мало что могут про­ти­во­по­ста­вить потен­ци­аль­но опас­ным бес­пи­лот­ни­кам. Ни сбить, ни задер­жать опе­ра­то­ра дро­на, а тем более воз­бу­дить про­тив него дело, они не могут – нет полномочий.

Оста­но­вить это и при­зван новый зако­но­про­ект о регу­ли­ро­ва­нии и пре­се­че­нии несанк­ци­о­ни­ро­ван­ных поле­тов бес­пи­лот­ных аппа­ра­тов, кото­рый обсуж­да­ли на «круг­лом сто­ле» в рос­сий­ском пар­ла­мен­те. Его суть – пре­сечь даже малей­шую угро­зу без­опас­но­сти людей со сто­ро­ны дро­нов и их операторов-злоумышленников.

При этом, как заявил пред­се­да­тель коми­те­та Гос­ду­мы по без­опас­но­сти и про­ти­во­дей­ствию кор­руп­ции Васи­лий Пис­ка­рев, в при­о­ри­те­те — не уни­что­же­ние, а без­опас­ная посад­ка дро­на-нару­ши­те­ля и обесточивание.

Но как быть, если напа­де­ние бес­пи­лот­ни­ка фик­си­ру­ет­ся, напри­мер, на аэро­дро­ме? Замру­ко­во­ди­те­ля депар­та­мен­та транс­пор­та Моск­вы Андрей Кор­не­ев пред­ло­жил с виду про­стой и логич­ный спо­соб – дать пра­во сби­вать такие дро­ны-нару­ши­те­ли сила­ми под­раз­де­ле­ний транс­порт­ной безопасности.

Одна­ко это пред­ло­же­ние спро­во­ци­ро­ва­ло контр-аргу­мент: для стрель­бы по дро­нам нуж­ны осо­бые спе­ци­а­ли­сты и спец­сред­ства, а не силы транс­порт­ной без­опас­но­сти или охра­на аэропорта.

–Пока при­ме­не­ние силы долж­но оста­вать­ся моно­по­ли­ей и пре­ро­га­ти­вой госу­дар­ства, и его феде­раль­ных сило­вых струк­тур, – пояс­нил «МК» свою пози­цию Алек­сандр Хин­штейн. – Но я не исклю­чаю, что в даль­ней­шем мы рас­смот­рим воз­мож­ность уча­стия ведом­ствен­ной охра­ны, надо все хоро­шень­ко взвесить.

В ито­ге реше­но пока оста­но­вить­ся на сле­ду­ю­щем спис­ке упол­но­мо­чен­ных: Мино­бо­ро­ны, МВД, Рос­гвар­дия, ФСО.

А что делать с теми, кто не нары­ва­ет­ся на сило­вой метод, но при этом все рав­но нуж­да­ет­ся в кон­тро­ле? Инже­не­ры пред­ла­га­ют пару дей­ствен­ных вари­ан­тов: иден­ти­фи­ка­ция бес­пи­лот­ни­ков в воз­ду­хе и вве­де­ние обя­за­тель­ной свя­зи с оператором.

Глеб Бабинцев

–Нужен канал кон­тро­ля управ­ле­ния, кото­рый могут про­слу­ши­вать сило­ви­ки, напри­мер офи­це­ры Мино­бо­ро­ны, — пояс­ня­ет ген­ди­рек­тор Ассо­ци­а­ции «Аэро­нет», кото­рая объ­еди­ня­ет поль­зо­ва­те­лей и раз­ра­бот­чи­ков бес­пи­лот­ных авиа­ци­он­ных систем, Глеб Бабин­цев. – Если дрон по это­му кана­лу не про­хо­дит, зна­чит, он чужой. И конеч­но, нуж­но пря­мое обще­ние с опе­ра­то­ром бес­пи­лот­ни­ка. Хотя бы с помо­щью све­то­во­го инди­ка­то­ра или сиг­на­ла СМС. Так будет при­хо­дить опе­ра­то­ру пре­ду­пре­жде­ние, что он зале­тел не туда.

Алек­сандр Юрчик

В свою оче­редь, в Мин­тран­се для спа­се­ния людей от дро­нов-зло­умыш­лен­ни­ков во вре­мя мас­со­вых празд­ни­ков или боль­шо­го скоп­ле­ния людей, пред­ла­га­ют быст­рую поста­нов­ку закры­тых и запрет­ных зон. Все потен­ци­аль­ные опе­ра­то­ры долж­ны полу­чить соот­вет­ству­ю­щие пре­ду­пре­жде­ния. В про­тив­ном слу­чае и при­ни­ма­ет­ся реше­ние сби­вать, сажать или обес­то­чи­вать беспилотник-нарушитель.