Проекты Александра Хинштейна

В Госдуме предложили проверять сотрудников Росгвардии на полиграфе

Государственная Дума

На рас­смот­ре­ние Госу­дар­ствен­ной Думы направ­лен зако­но­про­ект, в кото­ром пред­ла­га­ет­ся при при­я­тии на служ­бу в Рос­гвар­дию вве­сти про­вер­ку на поли­гра­фе. Соот­вет­ству­ю­щий доку­мент раз­ме­щен на сай­те Гос­ду­мы РФ.

Зако­но­про­ект «О вне­се­нии изме­не­ний в феде­раль­ный закон «О вой­сках наци­о­наль­ной гвар­дии Рос­сий­ской Феде­ра­ции» и закон «О воин­ской и воен­ной служ­бе»» раз­ра­бо­тан зам­пре­дом коми­те­та Гос­ду­мы по без­опас­но­сти и про­ти­во­дей­ствию кор­руп­ции Алек­сан­дром Хин­штей­ном в соав­тор­стве с гла­вой коми­те­та Васи­ли­ем Пис­ка­ре­вым. Инте­рес­но, что гос­по­дин Хин­штейн не пона­слыш­ке зна­ком с Рос­гвар­ди­ей, так как несколь­ко лет про­ра­бо­тал совет­ни­ком дирек­то­ра служ­бы, а его кол­ле­га ранее являл­ся пер­вым заме­сти­те­лем пред­се­да­те­ля СКР.

Сам зако­но­про­ект, кото­рый пла­ни­ру­ет­ся вне­сти в Гос­ду­му сего­дня, уме­стил­ся все­го на четы­рех листах убо­ри­сто­го тек­ста, одна­ко содер­жит важ­ней­шие для Рос­гвар­дии поло­же­ния. Как отме­тил Алек­сандр Хин­штейн, необ­хо­ди­мость попра­вок обу­слов­ле­на широ­чай­шим спек­тром задач, кото­рые постав­ле­ны перед рос­гвар­дей­ца­ми,— от борь­бы с тер­ро­риз­мом и экс­тре­миз­мом и обес­пе­че­ния обще­ствен­но­го поряд­ка до охра­ны руко­во­ди­те­лей реги­о­нов и кон­тро­ля за обо­ро­том ору­жия и част­ны­ми детек­ти­ва­ми. Все­го в спис­ке задач Рос­гвар­дии чис­лит­ся 31 пункт, а пото­му и слу­жа­щим в ней предъ­яв­ля­ют­ся «осо­бые требования».

«Меж­ду тем в зако­но­да­тель­стве име­ет­ся про­бел в обес­пе­че­нии соб­ствен­ной без­опас­но­сти ведом­ства»,— пояс­нил “Ъ” гос­по­дин Хинштейн.

Он напом­нил, что под­раз­де­ле­ния соб­ствен­ной без­опас­но­сти име­ют­ся как в цен­траль­ном аппа­ра­те, так и в окру­гах и тер­ри­то­ри­аль­ных орга­нах Рос­гвар­дии, одна­ко их дея­тель­ность и пол­но­мо­чия никак не регла­мен­ти­ро­ва­ны зако­ном. А это, в свою оче­редь, не поз­во­ля­ет про­во­дить «все­сто­рон­нюю про­вер­ку кан­ди­да­тов на служ­бу (рабо­ту) в Рос­гвар­дию», про­ве­рять уже дей­ству­ю­щих сотруд­ни­ков и, более того, обес­пе­чи­вать лич­ную без­опас­ность гвар­дей­цев и чле­нов их семей. Ново­вве­де­ния пред­по­ла­га­ют уза­ко­нить меры по соб­ствен­ной без­опас­но­сти, поря­док про­ве­де­ния про­ве­рок и предо­став­ле­ния необ­хо­ди­мой инфор­ма­ции. Если поправ­ки будут одоб­ре­ны Гос­ду­мой, то дирек­тор Рос­гвар­дии гене­рал армии Вик­тор Золо­тов будет сам опре­де­лять «поря­док, сро­ки и слу­чаи про­ве­де­ния» проверок.

Одним из важнейших нововведений станет обязательное прохождение полиграфа. Кстати, законопроект предусматривает проведение проверок «в том числе с использованием технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде».

«Отказ от пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ско­го иссле­до­ва­ния кан­ди­да­том на служ­бу или дей­ству­ю­щим сотруд­ни­ком будет являть­ся осно­ва­ни­ем для его непри­ня­тия или же, соот­вет­ствен­но, немед­лен­но­го уволь­не­ния»,— пояс­нил зам­пред коми­те­та по без­опас­но­сти. По его мне­нию, такие меры поз­во­лят отсе­ять опре­де­лен­ную часть «недоб­ро­со­вест­ных соис­ка­те­лей», выявить уже рабо­та­ю­щих «обо­рот­ней», а так­же «уси­лить рабо­ту по про­фи­лак­ти­ке пра­во­на­ру­ше­ний, в том чис­ле кор­руп­ци­он­ной направ­лен­но­сти». Поми­мо это­го, ожи­да­ет­ся, что про­вер­ки, в том чис­ле с исполь­зо­ва­ни­ем детек­то­ров лжи, смо­гут суще­ствен­но повы­сить уро­вень кад­ро­во­го отбо­ра, осо­бен­но при выдви­же­нии сотруд­ни­ков Рос­гвар­дии на началь­ству­ю­щие и команд­ные должности.

«Необ­хо­ди­мость таких про­ве­рок обу­слов­ле­на тем, что Рос­гвар­дия выпол­ня­ет ряд осо­бых задач по обес­пе­че­нию обще­ствен­ной и госу­дар­ствен­ной без­опас­но­сти, в том чис­ле по про­ти­во­дей­ствию тер­ро­риз­му и экс­тре­миз­му, охране важ­ных госу­дар­ствен­ных объ­ек­тов, кон­тро­лю в сфе­ре обо­ро­та ору­жия», — заклю­чил Гри­ба­кин ком­мен­ти­руя про­ект РИА «Ново­сти».

Отметим, что нововведения планируется принять на фоне серьезных кадровых перемен в ведомстве — по разным причинам за последнее время его покинули сразу несколько высокопоставленных сотрудников, в том числе первый заместитель главы службы генерал-полковник Сергей Меликов и генерал-лейтенант Сергей Милейко, в качестве заместителя директора курировавший тыловые вопросы. Некоторых из отставников заменили выходцами из ФСБ, наиболее известным из которых стал замдиректора Росгвардии — статс-секретарь Олег Плохой.

Кста­ти, авто­ры зако­но­про­ек­та так­же уточ­ня­ют в пояс­ни­тель­ной запис­ке, что про­вер­ки, в том чис­ле с исполь­зо­ва­ни­ем поли­гра­фа, еще с 1995 года исполь­зу­ют­ся орга­на­ми ФСБ и уже дока­за­ли свою эффективность.

по мате­ри­а­лам «РГ» , РИА «Ново­сти» и газе­ты «Ком­мер­сантъ» (Сер­гей Сергеев)