Проекты Александра Хинштейна

(Видео) В московском музее Андрея Рублева открылась выставка иконописных и графических работ уроженца Самарской губернии Григория Журавлева

Избирательный округ

В суб­бо­ту, 3 апре­ля, депу­тат Госу­дар­ствен­ной Думы РФ, заме­сти­тель Сек­ре­та­ря Гене­раль­но­го Сове­та пар­тии «Еди­ная Рос­сия» Алек­сандр Хин­штейн вме­сте с губер­на­то­ром Самар­ской обла­сти Дмит­ри­ем Аза­ро­вым при­ня­ли уча­стие в тор­же­ствен­ном откры­тии выстав­ки «Вопре­ки невоз­мож­но­му. Неру­ко­твор­ные ико­ны Гри­го­рия Журавле­ва» в Цен­траль­ном музее древ­не­рус­ской куль­ту­ры и искус­ства име­ни Андрея Руб­ле­ва (Москва). Это пер­вая мас­штаб­ная выстав­ка с экс­по­ни­ро­ва­ни­ем под­лин­ных работ уни­каль­но­го ико­но­пис­ца XIX века (без рук и ног) из села Утев­ка Неф­те­гор­ско­го рай­о­на Самар­ской области.

Так­же в откры­тии выстав­ки участ­во­ва­ли насто­я­тель хра­ма в селе Утев­ка отец Ана­то­лий, дирек­тор музея име­ни Андрея Руб­ле­ва Миха­ил Миндлин, дирек­тор самар­ско­го музея име­ни Ала­би­на Андрей Кочет­ков и гене­раль­ный дирек­тор Тре­тья­ков­ской гале­реи Зель­фи­ра Трегулова.

Не имея рук и ног от рож­де­ния, Гри­го­рий полу­чил обра­зо­ва­ние, научил­ся писать и рисо­вать, дер­жа кисть и каран­даш в зубах. Он созда­вал ико­ны и кар­ти­ны на биб­лей­ские сюже­ты, порт­ре­ты сво­их зем­ля­ков, участ­во­вал в стро­и­тель­стве, укра­ше­нии и рос­пи­си под­ку­поль­но­го про­стран­ства хра­ма Свя­той Тро­и­цы в селе Утевка.

На выстав­ке в еди­ном экс­по­зи­ци­он­ном про­стран­стве пред­став­ле­ны ико­но­пис­ные и гра­фи­че­ские рабо­ты масте­ра с его автор­ской под­пи­сью, а так­же про­из­ве­де­ния, создан­ные вме­сте с учениками.

Подроб­нее — в сюже­те ВГТРК «Рос­сия-24:

Основ­ную часть экс­по­зи­ции состав­ля­ют рабо­ты из кол­лек­ции Самар­ско­го област­но­го исто­ри­ко-кра­е­вед­че­ско­го музея име­ни Ала­би­на, Самар­ско­го епар­хи­аль­но­го цер­ков­но-исто­ри­че­ско­го музея, Свя­то-Тро­иц­ко­го хра­ма в Утев­ке, а так­же из собра­ния Госу­дар­ствен­но­го Эрми­та­жа, Госу­дар­ствен­но­го музея исто­рии рели­гии и част­ных коллекций.

В мае ана­ло­гич­ные выстав­ки прой­дут в Госу­дар­ствен­ном музее исто­рии рели­гии Санкт-Петер­бур­га, а начи­ная с июня —  в Самаре.

Для музей­но­го про­стран­ства был про­ду­ман и вопло­щен осо­бен­ный дизайн-про­ект, кото­рый учи­ты­ва­ет тему, состав экс­по­на­тов и смыс­ло­вое деле­ние на выста­воч­ные зоны, выстра­и­ва­ет соот­вет­ству­ю­щее осве­ще­ние. Рабо­ты Гри­го­рия Журавле­ва поме­ще­ны в спе­ци­аль­ные вит­ри­ны, а самые цен­ные пред­ме­ты обо­ру­до­ва­ны допол­ни­тель­ной сигнализацией.

«Невоз­мож­но­го без тре­пе­та и вол­не­ния гово­рить о твор­че­стве это­го чело­ве­ка, кото­рый, пре­одо­ле­вая недуг, явил миру кра­со­ту чело­ве­че­ско­го духа, под­лин­ной веры, про­мы­сел Божий. Раз­ве не чудо, что тво­ре­ния наше­го вели­ко­го зем­ля­ка дошли до наших вре­мен сквозь бурю XX века? Раз­ве не чудо, что сего­дня здесь, в Москве, про­хо­дит выстав­ка, кото­рая объ­еди­ня­ет все дошед­шее до нас твор­че­ство Гри­го­рия Журавле­ва, – обра­тил­ся к посе­ти­те­лям выстав­ки Дмит­рий Аза­ров. – Я уве­рен, что эта выстав­ка ста­нет важ­ным явле­ни­ем не толь­ко в куль­тур­ной жиз­ни Самар­ской обла­сти, но и всей стра­ны».

Парал­лель­но с этим в Сама­ре и во мно­гих горо­дах Рос­сии на базе сети исто­ри­че­ских пар­ков «Рос­сия – моя исто­рия» про­хо­дят муль­ти­ме­дий­ные экс­по­зи­ции работ Гри­го­рия Журавлева.

Напом­ним, что реше­ние про­ве­сти серию выста­вок о жиз­ни и твор­че­стве «икон­но­го писа­те­ля» по всей стране было при­ня­то в 2020-ом году после встре­чи Алек­сандра Хин­штей­на с духо­вен­ством, пред­ста­ви­те­ля­ми мини­стер­ства куль­ту­ры Самар­ской обла­сти и обще­ствен­ны­ми дея­те­ля­ми в Самар­ской пра­во­слав­ной духов­ной семинарии.

Депу­тат высту­пил ини­ци­а­то­ром про­ек­та, пере­го­во­рив с мини­стром куль­ту­ры Рос­сии Оль­гой Люби­мо­вой, кото­рая согла­со­ва­ла про­ве­де­ние в 2021 году в горо­дах Рос­сии ряда выста­вок в честь самар­ско­го иконописца.

Общая сто­и­мость реа­ли­за­ции про­ек­та состав­ля­ет 3,8 млн руб. Поло­ви­ну этой сум­мы опла­чи­ва­ет реги­о­наль­ный бюд­жет, а вто­рую — феде­раль­ный. Алек­сандр Хин­штейн побла­го­да­рил Дмит­рия Аза­ро­ва за мас­штаб­ную  под­держ­ку про­ек­та на реги­о­наль­ном уровне.

Отме­тим, что в этом году в рам­ках парт­про­ек­та «Еди­ной Рос­сии» «Исто­ри­че­ская память», коор­ди­на­то­ром кото­ро­го явля­ет­ся Алек­сандр Хин­штейн, за счет средств феде­раль­но­го бюд­же­та нач­нет­ся рестав­ра­ция хра­ма Живо­тво­ря­щей Тро­и­цы в селе Утев­ка, кото­рый был рас­пи­сан Гри­го­ри­ем Журавле­вым. На это выде­ле­но свы­ше 14 млн руб. при содей­ствии депутата.

«В этом году нач­нем про­во­дить в хра­ме про­ти­во­ава­рий­ные рабо­ты, затем зай­мем­ся вос­ста­нов­ле­ни­ем самих икон», — рас­ска­зал Алек­сандр Хинштейн.

Так­же в селе Утев­ка будет создан музей уни­каль­но­го иконописца.

«Сего­дняш­няя выстав­ка – это нача­ло боль­шой рабо­ты, кото­рая, я наде­юсь, при­ве­дет к тому, что как мож­но боль­ше людей в Рос­сии и за рубе­жом узна­ют имя Гри­го­рия Журавле­ва, позна­ко­мят­ся с его заме­ча­тель­ным твор­че­ством. Перед гла­за­ми совре­мен­ни­ков пред­ста­нет при­мер того, как чело­век, живу­щий в усло­ви­ях сель­ской глу­бин­ки XIX века, с рож­де­ния ока­зав­ший­ся кале­кой, сумел побе­дить свои неду­ги. Это исто­рия о том, как  сила духа ока­за­лась силь­нее силы пло­ти. Одна из работ ико­но­пис­ца была пода­ре­на царе­ви­чу Нико­лаю – буду­ще­му импе­ра­то­ру, и сего­дня хра­нит­ся в госу­дар­ствен­ном Эрми­та­же. Во мно­гих музе­ях нашей стра­ны есть рабо­ты Гри­го­рия Журавле­ва.  Открыв­ша­я­ся в музее Руб­ле­ва выстав­ка – это серьез­ный систем­ный шаг на пути к все­рос­сий­ской сла­ве и извест­но­сти, кото­рую заслу­жи­ва­ет ико­но­пи­сец», — про­ком­мен­ти­ро­вал депутат.

Спра­воч­но

Гри­го­рий Журав­лёв (1860 – 1916 гг.) родил­ся 28 фев­ра­ля (или 15 фев­ра­ля по ста­ро­му сти­лю) 1860 года в селе Утёв­ка Бузу­лук­ско­го уез­да Самар­ской губер­нии, ныне Неф­те­гор­ско­го рай­о­на Самар­ской обла­сти, в кре­стьян­ской семье инва­ли­дом от рож­де­ния: у него были атро­фи­ро­ва­ны руки и ноги. Гри­го­рий полу­чил обра­зо­ва­ние, научил­ся писать и рисо­вать, дер­жа кисть и каран­даш в зубах. Обла­дая кал­ли­гра­фи­че­ским почер­ком, он по прось­бе сосе­дей писал про­ше­ния в раз­лич­ные учре­жде­ния. Созда­вал ико­ны и кар­ти­ны на биб­лей­ские сюже­ты, порт­ре­ты сво­их зем­ля­ков. Участ­во­вал в стро­и­тель­стве, укра­ше­нии и рос­пи­си под­ку­поль­но­го про­стран­ства хра­ма Свя­той Тро­и­цы в с. Утёв­ка. Судя по вос­по­ми­на­ни­ям самар­ско­го губер­на­то­ра А.Д. Свер­бе­е­ва, Журав­лёв в 1891 году лич­но встре­чал­ся на гра­ни­це Самар­ской губер­нии и Ураль­ской обла­сти с наслед­ни­ком рос­сий­ско­го пре­сто­ла Нико­ла­ем Алек­сан­дро­ви­чем – буду­щим импе­ра­то­ром Нико­ла­ем Вто­рым. В 2021 году испол­ня­ет­ся 105 лет со дня смер­ти уни­каль­но­го самар­ско­го живо­пис­ца Гри­го­рия Нико­ла­е­ви­ча Журав­лё­ва. В насто­я­щее вре­мя извест­но око­ло трид­ца­ти его работ. Тво­ре­ния ико­но­пис­ца пред­став­ле­ны в Госу­дар­ствен­ном Эрми­та­же, Госу­дар­ствен­ном музее исто­рии рели­гии, цер­ков­но-архео­ло­ги­че­ском каби­не­те Мос­ков­ской духов­ной ака­де­мии в Свя­то-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лав­ре, собра­нии икон Фон­да апо­сто­ла Андрея Пер­во­зван­но­го, Самар­ском област­ном исто­ри­ко-кра­е­вед­че­ском музее им. П.В. Ала­би­на, Ека­те­рин­бург­ском музее изоб­ра­зи­тель­ных искусств, а так­же в мона­сты­рях, хра­мах и част­ных кол­лек­ци­ях – как в Рос­сии, так и за рубежом.