Проекты Александра Хинштейна

В третьем чтении поддержан законопроект Хинштейна о штрафах для чиновников за оскорбление граждан

Государственная Дума
Алек­сандр Хин­штейн (фото Б.Тумакова)

Зако­но­про­ект так­же при­рав­ни­ва­ет оскорб­ле­ния в интер­не­те к пуб­лич­ным и преду­смат­ри­ва­ет суще­ствен­ный штраф за кле­ве­ту для юри­ди­че­ских лиц

Гос­ду­ма в сре­ду при­ня­ла в тре­тьем — заклю­чи­тель­ном — чте­нии зако­но­про­ект о вве­де­нии адми­ни­стра­тив­ных штра­фов до 150 тыс. руб­лей для гос­слу­жа­щих за оскорб­ле­ние граж­дан, кото­рый так­же при­рав­ни­ва­ет оскорб­ле­ния в интер­не­те к пуб­лич­ным и преду­смат­ри­ва­ет суще­ствен­ный штраф за кле­ве­ту для юри­ди­че­ских лиц. За это реше­ние про­го­ло­со­ва­ли 359 депу­та­тов, 21 воз­дер­жал­ся, про­тив не высту­пил никто. Во вто­ром чте­нии про­ект зако­на рас­смат­ри­вал­ся накануне.

Авто­ра­ми  зако­но­про­ек­та   высту­пи­ли гла­ва дум­ско­го коми­те­та по инфор­ма­ци­он­ной поли­ти­ке, инфор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям и свя­зи Алек­сандр Хин­штейн и пер­вый вице-спи­кер Сов­фе­да, сек­ре­тарь ген­со­ве­та «Еди­ной Рос­сии» Андрей Тур­чак. В Кодек­се об адми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях (КоАП) теперь будет про­пи­са­но, что оскорб­ле­ние, совер­шен­ное гос­слу­жа­щим или муни­ци­паль­ным слу­жа­щим в свя­зи с осу­ществ­ле­ни­ем сво­их пол­но­мо­чий, вле­чет нало­же­ние адми­ни­стра­тив­но­го штра­фа в раз­ме­ре от 50 тыс. до 100 тыс. руб­лей либо дис­ква­ли­фи­ка­цию (лише­ние пра­ва заме­щать долж­но­сти госу­дар­ствен­ной и муни­ци­паль­ной служ­бы) на срок до одно­го года. За повтор­ное нару­ше­ние уста­нав­ли­ва­ет­ся штраф в раз­ме­ре 100–150 тыс. руб­лей либо дис­ква­ли­фи­ка­ция на срок до двух лет.

Так­же уве­ли­чи­ва­ют­ся адми­ни­стра­тив­ные штра­фы за оскорб­ле­ние в целом. Так, мак­си­маль­ная сум­ма взыс­ка­ния вырас­тет для граж­дан с трех тыс. до пяти тыс. руб­лей, для долж­ност­ных лиц — с 30 тыс. до 50 тыс. руб­лей, а для юри­ди­че­ских лиц — со 100 тыс. до 200 тыс. руб­лей. При­ня­тым зако­ном уточ­ня­ет­ся, что оскорб­ле­ние — это уни­же­ние чести и досто­ин­ства, выра­жен­ное не толь­ко в непри­лич­ной фор­ме, но в «иной про­ти­во­ре­ча­щей обще­при­ня­тым нор­мам мора­ли и нрав­ствен­но­сти». Штра­фы за пуб­лич­ные оскорб­ле­ния будут рас­про­стра­нять­ся в том чис­ле на выска­зы­ва­ния, допу­щен­ные «в отно­ше­нии несколь­ких лиц, в том чис­ле инди­ви­ду­аль­но неопределенных».

Поми­мо это­го, к пуб­лич­ным оскорб­ле­ни­ям, в том чис­ле через СМИ, при­рав­ни­ва­ют­ся и оскорб­ле­ния в интер­не­те. Мак­си­маль­ная сум­ма взыс­ка­ния по дан­ным ква­ли­фи­ци­ру­ю­щим при­зна­кам вырас­тет для граж­дан с 5 тыс. до 10 тыс. руб­лей, для долж­ност­ных лиц — с 50 тыс. до 100 тыс. руб­лей, для юри­ди­че­ских лиц — с 500 тыс. до 700 тыс. рублей.

Непри­ня­тие мер для недо­пу­ще­ния пуб­лич­но­го оскорб­ле­ния в СМИ или интер­не­те будет нака­зы­вать­ся штра­фом для долж­ност­ных лиц в раз­ме­ре от 30 тыс. до 50 тыс. руб­лей (сей­час — от 10 тыс. до 30 тыс.), а для юри­ди­че­ских лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб­лей (сей­час от 30 тыс. до 50 тыс.). КоАП так­же допол­ня­ет­ся ста­тьей, преду­смат­ри­ва­ю­щей ответ­ствен­ность для юри­ди­че­ских лиц за кле­ве­ту, то есть, за «рас­про­стра­не­ние заве­до­мо лож­ных све­де­ний, поро­ча­щих честь и досто­ин­ство дру­го­го лица или под­ры­ва­ю­щих его репу­та­цию». Это повле­чет нало­же­ние адми­ни­стра­тив­но­го штра­фа в раз­ме­ре от 500 тыс. до трех млн рублей.

Спрос с тех, кто во власти

Ком­мен­ти­руя при­ня­тие зако­на в ходе засе­да­ния, спи­кер Гос­ду­мы Вяче­слав Воло­дин под­черк­нул, что «с хам­ством необ­хо­ди­мо бороть­ся, от кого бы оно ни исхо­ди­ло». «Но, если гово­рить о чинов­ни­ках, о тех, кто пред­став­ля­ет власть, им боль­ше дано, с них боль­ше спрос. Но нам надо при­ни­мать зако­ны и реше­ния, кото­рые бы и хам­ство, и оскорб­ле­ния при­ве­ли к мини­му­му», — заме­тил он.

«Поэто­му давай­те с себя спра­ши­вать, пока­жем при­мер в этом всем и, конеч­но, при­ни­мая такое реше­ние, — ска­зал Воло­дин. — Мы с вами этот спрос в первую оче­редь повы­ша­ем с тех, кто рабо­тал во вла­сти, тех, кто ее представляет».

По мате­ри­а­лам ТАСС