Проекты Александра Хинштейна

ВИДЕО. Александр Хинштейн – об увековечивании памяти А. Панюшкина: «Новая мемориальная доска — еще одно свидетельство тому, что Самара — не просто точка на карте нашей страны, а место, где рождаются настоящие герои»

Избирательный округ

В пят­ни­цу, 18 декаб­ря, нака­нуне празд­но­ва­ния 100-лет­не­го юби­лея Служ­бы внеш­ней раз­вед­ки РФ депу­тат Госу­дар­ствен­ной Думы РФ, коор­ди­на­тор пар­тий­но­го про­ек­та «Еди­ной Рос­сии» «Исто­ри­че­ская память» Алек­сандр Хин­штейн при­нял уча­стие в тор­же­ствен­ной цере­мо­нии откры­тия мемо­ри­аль­ной дос­ки в честь совет­ско­го госу­дар­ствен­но­го дея­те­ля, руко­во­ди­те­ля совет­ской внеш­ней раз­вед­ки в 1954 ‑1955 годы, гене­рал-май­ора Алек­сандра Панюшкина.

Откры­тие ново­го памят­но­го места горо­да состо­я­лось при уча­стии гла­вы г. о Сама­ра Еле­ны Лапуш­ки­ной, руко­во­ди­те­ля ФСБ по Самар­ской обла­сти, гене­рал-май­о­ра Андрея Аку­ли­ни­на, заме­сти­те­ля пред­се­да­те­ля думы г. о. Сама­ры, коор­ди­на­то­ра реги­о­наль­но­го отде­ле­ния «Исто­ри­че­ской памя­ти» Сер­гея Ряза­но­ва, вете­ра­нов и обще­ствен­ни­ков города.

С прось­бой уве­ко­ве­чить в Сама­ре память наше­го зем­ля­ка Алек­сандра Панюш­ки­на к Алек­сан­дру Хин­штей­ну обра­ти­лись обще­ствен­ни­ки – вете­ра­ны Службы.

Депу­тат пред­ло­жил под­дер­жать дан­ную ини­ци­а­ти­ву руко­вод­ству Служ­бы внеш­ней раз­вед­ки Рос­сии и адми­ни­стра­ции Сама­ры. Идея была под­дер­жа­на, и в резуль­та­те все необ­хо­ди­мые для уста­нов­ки мемо­ри­а­ла согла­со­ва­ния были прой­де­ны в крат­чай­шие сро­ки. Кро­ме того, Алек­сан­дру Хин­штей­ну уда­лось при­влечь день­ги из вне­бюд­жет­ных источ­ни­ков: казен­ные сред­ства на уста­нов­ку мемо­ри­аль­ной дос­ки затра­че­ны не были. Она выпол­не­на из ком­по­зит­но­го мате­ри­а­ла с ими­та­ци­ей серо­го мра­мо­ра. Баре­льеф — литьем из лату­ни. Скуль­птор — Кри­сти­на Цибер из Сама­ры. Дос­ка рас­по­ло­же­на на фаса­де дома №68 по ул. Галак­ти­о­нов­ской, где учил­ся Панюш­кин в 20‑е годы.

Уве­ко­ве­чи­ва­ние памя­ти совет­ских раз­вед­чи­ков ста­но­вит­ся для Сама­ры доб­рой тра­ди­ци­ей. В про­шлом году в это же вре­мя — ко дню Служ­бы — по ини­ци­а­ти­ве Алек­сандра Хин­штей­на в област­ной сто­ли­це откры­ли две мемо­ри­аль­ные дос­ки, посвя­щен­ные зна­ме­ни­той «Кем­бридж­ской пятер­ке» и пол­ков­ни­ку ФСБ, почет­но­му работ­ни­ку орга­нов гос­бе­зо­пас­но­сти, жите­лю Сама­ры Сер­гею Хума­рья­ну. Мемо­ри­аль­ные дос­ки были уста­нов­ле­ны так­же без при­вле­че­ния бюд­жет­ных средств — на день­ги вете­ран­ских и обще­ствен­ных организаций.

Участ­ни­ки цере­мо­нии воз­ло­жи­ли цве­ты к мемо­ри­а­лу и высту­пи­ли с при­вет­ствен­ным словом.

Подроб­нее — в сюже­те Сама­ра-ГИС:

Пер­вым делом Алек­сандр Хин­штейн вру­чил гла­ве Сама­ры при­вет­ствен­ный адрес дирек­то­ра Служ­бы внеш­ней раз­вед­ки Рос­сий­ской Феде­ра­ции Сер­гея Нарыш­ки­на, направ­лен­ный участ­ни­кам и орга­ни­за­то­рам мероприятия.

«Алек­сандр Семе­но­вич Панюш­кин внес неоце­ни­мый  вклад в обес­пе­че­ние наци­о­наль­ной без­опас­но­сти. Явля­ясь послом Совет­ско­го Сою­за и одно­вре­мен­но рези­ден­том в Китае, он сумел обес­пе­чить центр важ­ней­шей инфор­ма­ци­ей, сыг­рав­шей зна­чи­мую роль в при­ня­тии стра­те­ги­че­ских реше­ний. Позд­нее, воз­гла­вив совет­скую внеш­нюю раз­вед­ку, он мно­гое сде­лал для ее успе­хов и побед. Имя гене­рал-май­о­ра Панюш­ки­на А. С. навеч­но спи­са­но в исто­рию Служ­бы», — про­ци­ти­ро­вал Алек­сандр Хин­штейн Сер­гея Нарышкина.

«Во мно­гом ста­ра­ни­я­ми совет­ской раз­вед­ки, непо­сред­ствен­но рези­ден­та и чрез­вы­чай­но­го упол­но­мо­чен­но­го посла Алек­сандра Панюш­ки­на, уда­лось ока­зать суще­ствен­ное вли­я­ние на пла­ны япон­цев отно­си­тель­но их нев­ступ­ле­ния во Вто­рую миро­вую вой­ну. После Побе­ды, когда в мире «запах­ло» холод­но  вой­ной, Панюш­кин был отправ­лен послом и рези­ден­том в США — в стра­ну, кото­рая на тот момент, увы, вновь нача­ла дей­ство­вать про­тив наше­го госу­дар­ства. И та инфор­ма­ция, кото­рую уда­ва­лось соби­рать под руко­вод­ством Панюш­ки­на, ока­зы­ва­лась и цен­ней­шей, важ­ней­шей», —  рас­ска­зал депутат.

Алек­сандр Хин­штейн отме­тил важ­ность того, что Алек­сандр Панюш­кин являл­ся корен­ным самарцем:

«Люди, про­хо­дя­щие сего­дня по ул. Галак­ти­о­нов­ской, будут узна­вать о том, какой заме­ча­тель­ный, выда­ю­щий­ся, чело­век жил в этом горо­де. Это мемо­ри­аль­ная дос­ка — еще одно сви­де­тель­ство тому, что Сама­ра — не про­сто точ­ка на кар­те нашей стра­ны, а место, где рож­да­ют­ся насто­я­щие герои. Это город и реги­он, от кото­ро­го не раз завис­ла судь­ба всей Рос­сии», — заявил депутат.

Он поздра­вил всех работ­ни­ков и вете­ра­нов орга­нов без­опас­но­сти, Служ­бы внеш­ней раз­вед­ки с насту­па­ю­щим празд­ни­ком. «Ну а осталь­но­му граж­дан­ско­му насе­ле­нию желаю уда­чи и мира над голо­вой, кото­рый охра­ня­ют люди, про­дол­жа­ю­щие слав­ные тра­ди­ции гене­ра­ла Панюш­ки­на», — резю­ми­ро­вал А. Хинштейн.

Спра­воч­но

Алек­сандр Семё­но­вич Панюш­кин  родил­ся в Сама­ре в 1905 году в семье рабо­че­го. Учил­ся в цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле, а после Октябрь­ской рево­лю­ции — в сред­ней шко­ле, кото­рая в ту пору назы­ва­лась еди­ной тру­до­вой совет­ской шко­лой и рас­по­ла­га­лась в Сама­ре в доме №68 на ули­це Галак­ти­о­нов­ской. Имен­но на фаса­де это­го зда­ния реши­ли уста­но­вить мемо­ри­ал. В 15-лет­нем воз­расте Алек­сандр Панюш­кин ушел доб­ро­воль­цем в Крас­ную Армию, вое­вал на фрон­тах Граж­дан­ской Вой­ны. Выбрав служ­бу в НКВД, в 1939 г. напра­вил­ся в Китай, где стал  Чрез­вы­чай­ным и пол­но­моч­ным послом СССР и глав­ным рези­ден­том НКВД. Зада­чи перед Панюш­ки­ным сто­я­ли колос­саль­ные — нуж­но было предот­вра­тить воз­мож­ное напа­де­ние Кван­тун­ской армии на совет­ский Даль­ний Восток. В после­во­ен­ное вре­мя в каче­стве Чрез­вы­чай­но­го и пол­но­моч­но­го посла и глав­но­го рези­ден­та в США Алек­сандр Панюш­кин пред­при­нял меры к тому, что­бы предот­вра­тить раз­рыв отно­ше­ний меж­ду США и СССР и, тем самым, избе­жать объ­яв­ле­ния новой вой­ны. Награж­дён тре­мя орде­на­ми Лени­на, орде­ном Октябрь­ской Рево­лю­ции, дву­мя орде­на­ми Крас­но­го Зна­ме­ни, орде­ном Крас­ной Звез­ды, мно­ги­ми меда­ля­ми. В 1939 году награж­дён нагруд­ным зна­ком «Почёт­ный чекист».