Проекты Александра Хинштейна

Видео: Александр Хинштейн выступил на экспертной площадке МГУ «Диалог о настоящем и будущем»

Видео

В МГУ по ини­ци­а­ти­ве и под руко­вод­ством Рек­то­ра ака­де­ми­ка В.А.  Cадов­ни­че­го запу­сти­ли в онлайн-фор­ма­те экс­перт­ную пло­щад­ку «Диа­лог о насто­я­щем и будущем».

Онлайн-дис­кус­сии посвя­ще­ны акту­аль­ным усло­ви­ям, в кото­рых мы все сей­час нахо­дим­ся в свя­зи с коро­на­ви­рус­ной инфек­ци­ей, при­гла­ша­ют авто­ри­тет­ных экс­пер­тов и уже  соби­ра­ют весь­ма боль­шую ауди­то­рию (око­ло 3 тыс. подключений).

20 апре­ля состо­я­лась оче­ред­ная дис­кус­сия по теме «Жур­на­ли­сти­ка, соци­аль­ные медиа и пан­де­мия: гло­баль­ные вызо­вы сего­дняш­не­го дня».

 Пред­се­да­тель Коми­те­та ГД по инфор­ма­ци­он­ной поли­ти­ке, инфор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям и свя­зи Алек­сандр Хин­штейн  высту­пил  по теме «Борь­ба с фей­ка­ми как соци­аль­ная задача».

Пред­ла­га­ем видео­за­пись выступ­ле­ния Алек­сандра Хинштейна.

Сте­но­грам­ма записи:

В.Садовничий: А я с огром­ным удо­воль­стви­ем при­вет­ствую вас всех, ува­жа­е­мые экс­пер­ты. Очень бла­го­да­рю Вас, Алек­сандр, я бла­го­да­рю Вас за то,;что Вы под­клю­чи­лись  к нашей рабо­те. Я  ува­жаю Вас за  пуб­ли­ка­ции, за Вашу пози­цию. Спа­си­бо Вам.

Еле­на Лео­ни­дов­на, я пере­даю Вам сло­во. А сам я сяду за пар­ту и буду слу­шать ваши дискуссии.

Еле­на Вар­та­но­ва: Если враг №1 — это пан­де­мия, то сего­дня гово­рят еще об одной опас­но­сти — об инфо­де­мии — вра­ге №2  Это инфор­ма­ци­он­ная эпи­де­мия лож­ных ново­стей. Мы зна­ем, что у Алек­сандра Евсе­е­ви­ча сего­дня очень плот­ный гра­фик, поэто­му давай­те нач­нем с его выступ­ле­ния,  Тем более, что его тема самая глав­ная с точ­ки зре­ния каче­ства кон­тен­та и каче­ства инфор­ма­ци­он­но­го про­стран­ства: «Борь­ба с фей­ка­ми, как соци­аль­ная задача».

Алек­сандр Хин­штейн: Спа­си­бо, Еле­на Лео­ни­дов­на. Доб­рый день, кол­ле­ги. Спа­си­бо, спа­си­бо, Вик­тор Анто­но­вич, за хоро­шие сло­ва, мне они при­ят­ны вдвойне, учи­ты­вая, что МГУ — моя альма-матер.

«Fake news» («фаль­ши­вые ново­сти») — дей­стви­тель­но, сего­дня в нашем язы­ке появи­лось это сло­во­со­че­та­ние, ранее нам неве­до­мое. Оно озна­ча­ет заве­до­мо лож­ную обще­ствен­но ‑зна­чи­мую рас­про­стра­нен­ную инфор­ма­цию. Имен­но такое опре­де­ле­ние дано это­му явле­нию дей­ству­ю­щим зако­но­да­тель­ством.  Оно каса­ет­ся зача­стую собы­тий и про­цес­сов, име­ю­щих боль­шое обще­ствен­ное зна­че­ние. Когда рас­про­стра­ня­ет­ся заве­до­мо лож­ная информация,например, —  мас­со­вое бед­ствие, гибель боль­шо­го чис­ла людей, раз­ви­тие тех или иных эпи­де­мий; каких-то чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций. Ну вот послед­ние собы­тия с коро­на­ви­ру­сом нагляд­но пока­за­ли, что, к сожа­ле­нию, тех­но­ло­гия «fake news» очень актив­но при­ме­ня­ет­ся в борь­бе с нашим госу­дар­ством.  Я пола­гаю, что это имен­но так. Пото­му, что ана­лиз про­ис­хо­дя­ще­го пока­зы­ва­ет, что боль­шин­ство таких ново­стей рас­про­стра­ня­ет­ся не с акка­ун­тов Рос­сий­ской Феде­ра­ции, а с зару­беж­ных акка­ун­тов. В первую оче­редь, с тер­ри­то­рии сопре­дель­ной Укра­и­ны. Таким обра­зом, мы име­ем дело с опре­де­лен­ным инфор­ма­ци­он­ным про­ти­во­дей­стви­ем, инфор­ма­ци­он­ной вой­ной, цель кото­рой — посе­ять пани­ку, деста­би­ли­зи­ро­вать обста­нов­ку, убе­дить обще­ство в неспо­соб­но­сти и него­тов­но­сти вла­сти кон­тро­ли­ро­вать ситу­а­цию. И  таким обра­зом в чрез­вы­чай­ных ситу­а­ци­ях вли­ять на  управ­ле­ние стра­ной, государством.

Как власть сего­дня реа­ги­ру­ет на подоб­но­го рода про­яв­ле­ния? Реа­ги­ру­ет она доста­точ­но жест­ко. Зна­е­те, кол­ле­ги, о том, что совсем недав­но, с появ­ле­ни­ем коро­на­ви­ру­са,  были вне­се­ны изме­не­ния в зако­но­да­тель­ство. Ответ­ствен­ность  за «fake news» теперь уста­нов­ле­на не толь­ко в Кодек­се об адми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях, но и в Уго­лов­ном кодек­се. Опре­де­лен новый состав пре­ступ­ле­ния. Речь идет о собы­ти­ях, кото­рые повлек­ли за собой тяже­лые послед­ствия, в том чис­ле, гибель людей, если в резуль­та­те рас­про­стра­нен­но­го фей­ка насту­пит гибель двух и более чело­век, то лицо винов­ное в этом, будет теперь при­вле­кать­ся к ответ­ствен­но­сти с лише­ни­ем сво­бо­ды сро­ком до семи лет. Кро­ме того, уже сфор­ми­ро­ва­на доста­точ­ная судеб­ная прак­ти­ка — адми­ни­стра­тив­ный состав, по кото­ро­му при­вле­ка­ют­ся сего­дня лица, рас­про­стра­ня­ю­щие подоб­но­го рода инфор­ма­цию. Это про­ис­хо­дит в тех слу­ча­ях, когда нет умыс­ла на созда­ние какой-либо неста­биль­но­сти, либо не повлек­ло за собой послед­ствий. Ну ска­жем, есть при­ме­ры, когда люди пишут в соци­аль­ных сетях о взрыв­ном коли­че­стве забо­лев­ших коро­на­ви­ру­сом в том или ином насе­лен­ном пунк­те, где в дей­стви­тель­но­сти это­го не отме­че­но. Это  клас­си­фи­ци­ру­ет­ся как адми­ни­стра­тив­ный состав пре­ступ­ле­ния, за кото­рое сле­ду­ет нака­за­ние. Очень важ­но пони­мать, что здесь не идет речи о попыт­ке уду­ше­ния сво­бо­ды сло­ва или о какой-либо цен­зу­ре. Речь идет имен­но об ответ­ствен­но­сти за свои сло­ва. Не име­ет зна­че­ние, ска­за­но это с экра­на теле­ви­зо­ра, или они появи­лись в соци­аль­ной сети. Здесь вопрос, конеч­но же, об ответ­ствен­но­сти за каче­ство информации.

И завер­шая  свое выступ­ле­ние, пото­му, что мне, к сожа­ле­нию, дей­стви­тель­но, нуж­но  ехать  на сове­ща­ние, я хотел бы обра­тить­ся с прось­бой с надеж­дой что, воз­мож­но, имен­но от вас мы услы­шим какие-то мне­ния и пред­ло­же­ния о том, как сле­ду­ет вести эту рабо­ту  даль­ше. Пото­му, что одни­ми запре­та­ми, оче­вид­но про­бле­мы не решить невоз­мож­но. Здеь  тре­бу­ют­ся каких-то иные уси­лия для инфор­ма­ци­он­но­го про­ти­во­дей­ствия и для вос­пи­та­ния ново­го поко­ле­ния жур­на­ли­стов, кото­рые более ответ­ствен­но отно­сят­ся к слову.

Еще один вопрос фор­ми­ро­ва­ния опре­де­ле­ния   тер­ми­на «блоггер»  и  вопро­са, как  мы даль­ше будем жить при нали­чии это­го явле­ния  и при про­дол­же­нии суще­ство­ва­ния нашей с вами про­фес­сии. Пото­му, что блогге­ры — есть блогге­ры, а жур­на­ли­сти­ка — есть жур­на­ли­сти­ка. И, я твер­до убеж­ден, что ника­кие соци­аль­ные сети нико­гда не заме­нят про­фес­си­о­наль­но­го сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции. Про­фес­си­о­на­лы зани­ма­ют­ся сво­им делом.

И, еще один момент- кол­ле­ги, я буду вам при­зна­те­лен, если сего­дня вы еще и обсу­ди­те  важ­ную, очень зло­бо­днев­ную на сего­дняш­ний день такую про­бле­му как меры под­держ­ки в медиа­от­рас­ли, дру­ги­ми сло­ва­ми, какие меры под­держ­ки тре­бу­ют­ся для средств мас­со­вой инфор­ма­ции в насто­я­щий момент.

В пят­ни­цу министр свя­зи и мас­со­вых ком­му­ни­ка­ций Мак­сут Шада­ев напра­вил в адрес пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ства Рос­сии обра­ще­ние, где он про­сит вклю­чить в пере­чень отрас­лей, наи­бо­лее постра­дав­ших от COVID-19, и медиа-сооб­ще­ства. Мы пол­но­стью под­дер­жи­ва­ем такой под­ход. И сей­час соби­ра­ем пред­ло­же­ния от всех заин­те­ре­со­ван­ных сто­рон: про­фес­си­о­наль­ных сооб­ществ, отрас­ле­вых объ­еди­не­ний — какие кон­крет­но меры под­держ­ки Пра­ви­тель­ству необ­хо­ди­мо преду­смот­реть для того, что­бы помочь в этот непро­стой пери­од  нашей с вами про­фес­сии. Буду рад, кол­ле­ги, если пред­ло­же­ния про­зву­чат. Ну, а Еле­на  Лео­ни­дов­на потом меня с ними любез­но озна­ко­мит. Всем уда­чи, наде­юсь, что обще­ние это будет инте­рес­ным и полез­ным. Спасибо.