Проекты Александра Хинштейна

ВИДЕО Хинштейн:Россия является гарантом разрешения конфликта в Карабахе

Видео

На гра­ни­цах Рос­сии, на тер­ри­то­рии наших стра­те­ги­че­ских инте­ре­сов раз­го­рел­ся кон­фликт. И Рос­сия не про­сто участ­ву­ет в этом кон­флик­те, а явля­ет­ся гаран­том его раз­ре­ше­ния. «Если бы не Рос­сия, то и в кон­це 80‑х, и в 90‑х годах ситу­а­ция раз­ви­ва­лась бы гораз­до хуже. Сего­дня мы вновь пре­кра­ти­ли эту вой­ну», – отме­тил в эфи­ре про­грам­мы «Вечер с Вла­ди­ми­ром Соло­вье­вым» пред­се­да­тель Коми­те­та Гос­ду­мы РФ по инфор­ма­ци­он­ной поли­ти­ке, инфор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям и свя­зи Алек­сандр Хин­штейн, ком­мен­ти­руя про­ис­хо­дя­щий кон­фликт в Кара­ба­хе в пере­да­че «Вечер с Вла­ди­ми­ром Соловьевым».

Алек­сандр Хин­штейн: Пред­ло­жил бы все-таки вер­нуть­ся из года 1921-го, когда реше­ни­ем Кав­каз­ско­го бюро ЦРКП(б) был пере­дан Нагор­ный Кара­бах в состав Азер­бай­джа­на, кото­ро­го как госу­дар­ства не суще­ство­ва­ло в рам­ках Рос­сий­ской Импе­рии. Так вот, перей­дем в год 2020. И я хотел бы пого­во­рить на тему, кото­рую уже отча­сти затро­ну­ли: ошиб­ки, кото­рые мы долж­ны извлечь из этой ситу­а­ции; выво­ды, кото­рые мы долж­ны для себя сде­лать; и что, соб­ствен­но, будет про­ис­хо­дить дальше.

Я не хотел бы сей­час  вновь погру­жать­ся в тему «Кто прав, кто вино­ват» — оста­вим это сей­час за скоб­ка­ми. Про­сто кон­ста­ти­рую, что на гра­ни­цах Рос­сии, на тер­ри­то­рии наших стра­те­ги­че­ских инте­ре­сов про­ис­хо­дит кон­фликт. И Рос­сия не про­сто участ­ву­ет в этом кон­флик­те, а явля­ет­ся гаран­том его разрешения.

И, соб­ствен­но, если бы не Рос­сия, то и в кон­це 80‑х, и в 90‑х годов ХХ века ситу­а­ция там мог­ла обра­зо­вать­ся гораз­до хуже, чем она раз­ви­ва­лась. Имен­но пото­му, что уси­лия тогда цен­траль­ной вла­сти, внут­рен­них войск, опе­ра­ция «Коль­цо», кото­рая нача­лась с 89-го года, и имен­но совет­ская армия не поз­во­ли­ла тогда раз­рас­тись погро­мам. При­чем, повто­рюсь, что здесь, к сожа­ле­нию, с обе­их сто­рон все про­ис­хо­ди­ло  очень нехо­ро­шо. И уже в 90‑е Рос­сия ста­ла гаран­том и, по сути, пре­кра­ти­ла эту вой­ну. Сего­дня мы вновь пре­кра­ти­ли эту вой­ну. Но что мы наблю­да­ем и что для нас очень…?

Вла­ди­мир Соло­вьев: Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич дал дру­гую оцен­ку дей­стви­ям цен­траль­ной вла­сти это­го пери­о­да. Он счи­тал, что они были недостаточными.

Алек­сандр Хин­штейн: Давай­те тогда крат­кую ремар­ку. То, что про­изо­шло в Кара­ба­хе, и то, что ста­ло неким спус­ко­вым крюч­ком для раз­ва­ла Сою­за, пото­му что пер­вый воору­жен­ный меж­на­ци­о­наль­ный кон­фликт, повлек­ший мас­со­вые чело­ве­че­ские жиз­ни, про­изо­шёл имен­но в Кара­ба­хе. Он свя­зан с армя­но-азер­бай­джан­ски­ми отно­ше­ни­я­ми, Сте­па­на­керт — это исто­ри­че­ский факт.

То, что цен­траль­ная власть в лице Гор­ба­чё­ва не суме­ла адек­ват­но отре­а­ги­ро­вать на вызо­вы вре­ме­ни и не нашла  адек­ват­но­го реше­ния на тот момент, пото­му что при­ня­тое через год реше­ние о пере­во­де в цен­траль­ное управ­ле­ние,  о созда­нии осо­бо­го управ­ле­ния с под­чи­не­ни­ем  вице-пре­мье­ру союз­но­го пра­ви­тель­ства, к сожа­ле­нию, запоз­да­ло —  вре­мя было упущено.

Но, когда я гово­рю о том, что рос­сий­ские, совет­ские воен­ные, воен­но­слу­жа­щие внут­рен­них войск и мили­ции спас­ли жиз­ни людей — я гово­рю о тех, кто ока­зал­ся в том чис­ле и залож­ни­ка­ми сво­их пра­ви­те­лей. Пото­му что един­ствен­ный, напри­мер, Герой Совет­ско­го Сою­за, полу­чив­ший это зва­ние после вой­ны из чис­ла воен­но­слу­жа­щих внут­рен­них войск — это стар­ший лей­те­нант Олег Бабак, кото­рый был убит в 91-ом году в бою или в столк­но­ве­нии с даш­на­ка­ми, когда он защи­щал мир­ное азер­бай­джан­ское насе­ле­ние. При­том, что, повто­рюсь вновь, мер­зав­цы были с одной и с дру­гой сто­ро­ны. Тем не менее, точ­но так­же, как и мир­ные люди, люди в пого­нах ока­за­лись во мно­гом залож­ни­ка­ми этой ситуации.

Вла­ди­мир Соло­вьев: Там погиб­ло доволь­но мно­го наших воен­но­слу­жа­щих, не толь­ко Олег. Стре­ля­ли с обе­их сторон.

Алек­сандр Хин­штейн: Гене­рал Кули­ков воз­глав­лял управ­ле­ние внут­рен­них войск Закав­ка­зья. Но исто­ри­че­ский факт состо­ит  в том, что, начи­ная с 45-го года по 91-ый, по момент раз­ва­ла Совет­ско­го Сою­за зва­ние Героя Совет­ско­го Сою­за во внут­рен­них вой­сках  при­сва­и­ва­лось толь­ко один раз, повто­рюсь вновь, стар­ше­му лей­те­нан­ту Оле­гу Яко­вле­ви­чу Баба­ку. Имен­но люди в пого­нах спа­са­ли тогда мир­ное насе­ле­ние от погром­щи­ков, от совер­шен­но озве­рев­ших фана­ти­ков, от тех, кто под­да­вал­ся про­во­ка­ци­ям и про­чее. Если бы не люди в пого­нах — чис­ло жертв было бы гораз­до боль­ше, а  цен­траль­ная власть это спровоцировала.

Но давай­те сей­час мы все-таки вер­нем­ся в 21-ый год. Вот вы в под­вод­ке упо­мя­ну­ли о том, что ста­ло извест­но, что они фаб­ри­ки-трол­ли. На самом деле, очень инте­рес­но, очень при­ме­ча­тель­но и очень, с точ­ки зре­ния пони­ма­ния про­цес­са и необ­хо­ди­мо­сти реа­ги­ро­вать на это,  — важ­ный факт.  «Russia Today» пока­зал очень инте­рес­ный репор­таж. Он выявил на ана­лиз суще­ство­ва­ние фаб­ри­ки неких трол­лей, поряд­ка шести с поло­ви­ной тысяч акка­ун­тов. Они заре­ги­стри­ро­ва­ны были в Тур­ции, Азер­бай­джане, Вели­ко­бри­та­нии. Охват их, толь­ко с точ­ки зре­ния ком­мен­та­ри­ев поль­зо­ва­те­лей, — 20 мил­ли­о­нов чело­век. То есть, это не 20 мил­ли­о­нов про­смот­ров, а это 20 мил­ли­о­нов уни­каль­ных ком­мен­та­ри­ев. Это огром­ное количество.

Что дела­ли и про­дол­жа­ют делать эти акка­ун­ты? Они фор­ми­ру­ют опре­де­лен­ные настро­е­ния в обще­стве. Они настро­е­ны на армян­ское обще­ство. Каж­дый акка­унт высту­па­ет от лица каких-то людей с армян­ски­ми име­на­ми и фами­ли­я­ми. И они пыта­ют­ся про­во­ци­ро­вать обще­ство, раз­жи­гать в нем самые низ­мен­ные инстинк­ты, вбра­сы­вая «дох­лую кош­ку». При­чем, на раз­ных эта­пах по-раз­но­му про­хо­ди­ли эти ком­па­нии, там ана­лиз — тек­сту­аль­но он пока­зы­ва­ет, что про­сто сов­па­де­ние до запя­тых, когда, каза­лось бы, на совер­шен­но раз­ных акка­ун­тах появ­ля­ют­ся одни и те же тексты.

Вот сей­час то, что про­во­дят они очень актив­но и уси­лен­но — это, что Арме­ния и армяне ока­за­лись жерт­ва­ми поли­ти­ки Рос­сии, что Рос­сия сего­дня вновь вер­ну­лась в Закав­ка­зье и здесь в Закав­ка­зье будет всем управ­лять, а вы — толь­ко пушеч­ное мясо, что мы уже прак­ти­че­ски осво­бо­ди­ли Кара­бах и все взя­ли, но нас пре­да­ли. До это­го они раз­ви­ва­ли линию про голо­во­кру­жи­тель­ные успе­хи армян­ской армии, что азер­бай­джан­ская армия тер­пит пол­ней­шее пора­же­ние. И тем самым фор­ми­ру­ют­ся у людей убеж­де­ния, что да, нель­зя  оста­нав­ли­вать­ся, не отсту­пить и так далее.

Что это такое? Это самая нату­раль­ная, нагляд­ная  инфор­ма­ци­он­ная, гибрид­ная вой­на, кото­рая в отно­ше­нии нас про­дол­жа­ет­ся, раз­ви­ва­ет­ся. Это один при­мер. Таких при­ме­ров, конеч­но же, огром­ное мно­же­ство. Конеч­но же, сего­дня суще­ству­ю­щие циф­ро­вые реа­лии, в кото­рые мы все боль­ше и боль­ше погру­жа­ем­ся, будут ока­зы­вать вот такое воз­дей­ствие. И очень важ­но, что нам надо делать выво­ды и пони­мать, что делать даль­ше. Нам очень важ­но не совер­шать оши­бок, не давать пово­да, в том чис­ле и при про­ве­де­нии таких абсо­лют­но цинич­ных и бес­пар­дон­ных  спецопераций.

Мне кажет­ся, что сего­дня Рос­сия ведет себя мак­си­маль­но и пре­дель­но кор­рект­но: и с точ­ки зре­ния выска­зы­ва­ния офи­ци­аль­ных лиц, и с точ­ки зре­ния дей­ствий, и с точ­ки зре­ния того, что туда направ­ле­на толь­ко бри­га­да миро­твор­цев. При­чем, Лео­нид Ива­но­вич, нам с Вами, как пред­ста­ви­те­лям Сама­ры, долж­но быть при­ят­но, что это наша миро­твор­че­ская бри­га­да, дис­ло­ци­ро­ван­ная в посел­ке Рощинском.

При этом, смот­ри­те: у пре­зи­ден­та было пра­во не запра­ши­вать согла­сия Сове­та Феде­ра­ции на раз­ме­ще­ние бри­га­ды миро­твор­цев там. Он запро­сил. То есть, тем самым, под­черк­нув еще раз, что это не про­сто какое-то там его воле­вое реше­ние  как вер­хов­но­го глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го — это кон­сти­ту­ци­он­ное реше­ние, и это реше­ние верх­няя пала­та Пар­ла­мен­та одобрила.

Нам очень важ­но сохра­нять  этот баланс, сохра­нять свое лицо, сохра­нять свое спо­кой­ствие и, конеч­но же, рабо­тать с каж­дой из стран. Я отча­сти с Лео­ни­дом Ива­но­ви­чем согла­сен. Конеч­но, мно­гое из того, что дела­ло руко­вод­ство Арме­нии, навер­ное, мно­гим из нас не понят­но. Но раз­го­вор не дол­жен вестись с пози­ции кол­хоз­но­го ларь­ка, как мы услы­ша­ли это несколь­ко минут тому назад: «Если мы одно­век­тор­ные, тогда ска­жи, чего это стоит».

Вла­ди­мир Соло­вьев: Моя искрен­няя, непод­куп­ная, глу­бо­кая друж­ба про­да­ет­ся за столь­ко-то. Хоти­те купить вер­но­го, пре­дан­но­го, искрен­не­го, непод­куп­но­го дру­га? Дай­те нор­маль­ную цену.

Алек­сандр Хин­штейн: Моло­дой кро­ко­дил хочет заве­сти себе дру­зей и моло­дой пре­зи­дент хочет заве­сти себе дру­зей — торг уместен.

Вла­ди­мир Соло­вьев: Кста­ти, про­дол­жая тему трол­лей, — инте­рес­на бри­тан­ская часть, пото­му что бри­тан­цы неза­дол­го до это­го объ­яви­ли о том, что они гото­вят спе­цо­пе­ра­ции про­тив Рос­сии. И там выде­ле­ны не толь­ко цен­тры, но в том чис­ле и воору­жен­ные, хоро­шо под­го­тов­лен­ные люди, в том плане, что они вхо­дят в струк­ту­ру воору­жен­ных сил, кото­рые про­во­дят эти спецоперации.

И конеч­но любо­пыт­но еще, что Арме­ния была абсо­лют­но откры­та, Азер­бай­джан как раз очень жест­ко огра­ни­чи­вал воз­мож­но­сти интер­не­та на тер­ри­то­рии сво­ей стра­ны. Арме­ния была абсо­лют­но откры­та. И исте­ри­ка была направ­ле­на на диас­по­ру, отсю­да 20 мил­ли­о­нов, пото­му что в Арме­нии все­го два мил­ли­о­на, но диас­по­ры и захо­ди­ли сна­ча­ла имен­но через армян­ские сообщества.

Алек­сандр Хин­штейн: Опять же, понят­ны и объ­яс­ни­мы роль и дей­ствия англи­чан. Понят­но, что англи­чане из сто­ле­тия в сто­ле­тие про­дол­жа­ют эту свою игру. Конеч­но же, они по-преж­не­му не хотят уси­ле­ния России.

Пони­ма­е­те, уни­каль­ность ситу­а­ции в том, что мы объ­ек­тив­но явля­ем­ся, по сути, един­ствен­ным на сего­дняш­ний день цемен­ти­ру­ю­щим фак­то­ром на Кав­ка­зе, неким  гаран­том ста­биль­но­сти. При этом, по сути, нико­му эта ста­биль­ность не нуж­на. Она не нуж­на, про­сти­те меня Бога ради, тур­кам, пото­му что у тур­ков совер­шен­но чет­ко  есть свои инте­ре­сы. Я силь­но сомне­ва­юсь, что эти инте­ре­сы стра­те­ги­че­ски во мно­гом сов­па­да­ют с Россией.

Она невы­год­на кол­лек­тив­но­му Запа­ду и запад­ным стра­нам пер­со­наль­но, пото­му что воз­мож­ность уси­ле­ния Рос­сии их не устра­и­ва­ет по опре­де­ле­нию. Это каса­ет­ся всех. Она, навер­ное, не совсем выгод­на руко­во­ди­те­лям каж­дой из этих стран, кото­рые сего­дня нахо­дят­ся в слож­ных отно­ше­ни­ях, пото­му что при­сут­ствие неко­го госу­дар­ства-арбит­ра сдер­жи­ва­ет от совер­ше­ния тех или иных шагов, и все-таки как бы дис­ци­пли­ни­ру­ет. А любо­му руко­во­ди­те­лю хочет­ся дей­ство­вать все-таки, не огля­ды­ва­ясь ни на кого, абсо­лют­но сво­бод­но и бес­кон­троль­но. Но так сло­жи­лось и тако­ва сего­дня наша исто­ри­че­ская миссия.

И повто­ряю: увы, за ошиб­ки поли­ти­ков, руко­во­ди­те­лей госу­дар­ства, а я по-преж­не­му убеж­ден, что все горя­чие точ­ки послед­не­го деся­ти­ле­тия Совет­ско­го Сою­за яви­лись резуль­та­том имен­но оши­бок в фор­ми­ро­ва­нии наци­о­наль­но-тер­ри­то­ри­аль­но­го деле­ния стра­ны, когда одну тер­ри­то­рию вклю­ча­ли в дру­гую, соеди­ня­ли их без уче­та кон­фес­си­о­наль­ных, наци­о­наль­ных особенностей.

Это ведь каса­ет­ся не толь­ко Нагор­но­го Кара­ба­ха — ров­но то же про­изо­шло с Осе­ти­ей и Гру­зи­ей, когда один народ поде­ли­ли на две части. Ров­но то же про­изо­шло с Абха­зи­ей и Гру­зи­ей, пото­му что Абха­зия была вооб­ще само­сто­я­тель­ным цар­ством. А до 31-го года про­шло­го века это была само­сто­я­тель­ная союз­ная рес­пуб­ли­ка. Так про­изо­шло с При­дне­стро­вьем и Мол­да­ви­ей. Так про­изо­шло с деле­ни­ем Тур­ке­ста­на, пото­му что собы­тия в Аше — это резуль­тат тако­го  деле­ния «на колен­ке». То, что мы име­ем в Ново­рос­сии, конеч­но, это резуль­тат раз­де­ла Рос­сии, от кото­рой отре­за­ли тер­ри­то­рии ломтями.

Пони­ма­е­те, это была одна боль­шая ком­му­наль­ная квар­ти­ра. И ответ­ствен­ный квар­ти­ро­съем­щик счи­тал, что от пере­но­са пере­го­ро­док в этой квар­ти­ре от ком­на­ты к ком­на­те общий мет­раж не изме­нит­ся. Поэто­му Крым ушел туда. Поэто­му исто­ри­че­ские обла­сти, нико­гда не имев­шие отно­ше­ния, ни  к Укра­ине, ни  к Казах­ста­ну, ухо­ди­ли, но все рав­но оста­ва­лись  внут­ри еди­но­го цело­го. А потом, когда про­изо­шел 91-ый год, ока­за­лось, что это уже не ком­му­наль­ная общая квар­ти­ра. А делить-то эти ком­на­ты ста­ли и при­ва­ти­зи­ро­вать по перегородкам.