Выступление Александра Хинштейна на Круглом столе «Обеспечение национальной и общественной безопасности от незаконного использования беспилотных аппаратов»

Государственная Дума

Александр Хинштейн  — заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, один из авторов «законопроекта о беспилотниках» выступил 5 ноября на Круглом столе, посвященном обеспечению национальной и общественной безопасности от незаконного использования беспилотных аппаратов».

«Уважаемые коллеги!

Для всех собравшихся не секрет, что, так называемые, беспилотники создают все большую и большую угрозу, для обеспечения безопасности граждан, их жизни и здоровья, безопасности всего общества. При этом мы видим, как рост числа приобретений таких беспилотников, видим так же и рост нарушений. Росавиация говорит нам о том, что в прошлом, восемнадцатом году, было зафиксировано 124 случая несанкционированного использования воздушного пространства беспилотниками, что в 3 раза больше по сравнению с предшествующим периодом. При этом каждый третий такой факт в восемнадцатом году был выявлен экипажами гражданских и военных судов, визуально наблюдавших движение беспилотников, что само по себе уже свидетельствует о серьезную угрозе безопасности.

12 случаев несанкционированных полетов было зафиксировано над аэродромами или в их непосредственной близости. Количество беспилотников, приобретаемых гражданами Российской Федерации резко возрастает.

В восемнадцатом году беспилотников было приобретено порядка ста шестидесяти тысяч единиц и объемы их продаж возросли за год на 70%. По данным «ГЛОНАСС» в стране используется уже порядка восьмисот тысяч беспилотников и, как нам прогнозирует Национальная технологическая инициатива Аэронет, представители которой так же сегодня участвуют в заседании круглого стола, к двадцать пятому году парк дронов России перешагнет за отметку в один миллион.

При этом анализ практики, как в России, так и в большей степени за пределами нашей страны, показывает, что беспилотники представляют собой серьезную угрозу безопасности для людей, их жизни и здоровья. Поскольку эти аппараты могут использоваться для совершения  терактов в местах проведении массовых акций, а так же для атак на критически важные потенциальное опасные объекты. Они так же могут применяться в качестве средств совершения целого ряда преступлений таких, как распространение наркотиков, контрабанда, шпионаж. И,  к сожалению, такие прецеденты уже есть.

Александр Хинштейн

Представим ситуацию, когда, скажем, в регионе Северного Кавказа какая-либо из структур, в частности Росгвардия, ведет боевую операцию, при этом поднимает в небо дрон злоумышленников, который полностью фиксирует, контролирует все действия силовых структур, незамедлительно сообщая об этом представителям банд подполий.

Мы видим конкретные примеры использования боевых дронов террористами в Сирийской Арабской республике, когда они применялись против наших военнослужащих на Российской военной базе в Хмеймим в Сирии. В январе прошлого года база  была атакована одновременно тринадцатью военными дронами, семь из них удалось сбить российскими комплексами ПВО, а шесть — были принудительно посажены в результате использования средств контроля  радио-электронного полета.

Коллеги из правоохранительных органов и специальных служб так же предоставляют нам тревожную информацию, в частности, по данным Росгвардии, в прошлом году было пресечено 16 попыток незаконного пролета беспилотников над границами важных государственных объектов оборонно-промышленного комплекса, атомной энергетики, закрытые города. Участились случаи несанкционированных полетов беспилотников в непосредственной близости от объектов Службы внешней разведки.

В этой связи ряд депутатов Государственной Думы — членов комитета по безопасности и противодействию коррупции внесли законопроект, который  был принят в первом чтении. Он вносит изменения в действующие, так называемые профильные законы — отраслевые законы, регулирующие деятельность ряда правоохранительных органов и специальных служб,  наделяя их полномочиями по пресечению полетов таких беспилотников путем  подавления радиосигнала с использованием радиотехнических приемов. В отдельных случаях, если другие способы пресечения полета, к сожалению, результата не дали, их можно будет уничтожать.

Такими полномочиями по нашему убеждению должны быть наделены Росгвардия, МВД России, ФСБ России, ФСО России и службы внешней разведки России. Законопроект принят в первом чтении и  мы рассчитываем, что он будет принят во втором чтении. Поскольку в ходе нашего обсуждения, наверняка, прозвучат те или иные мысли и предложения, которые еще могут найти свое отражение в законопроекте, принимаемом ко второму чтению, наш круглый стол актуален как никогда.

Ну, и в завершение своего выступления, хочу сказать о том, что проблема беспилотников не ограничивается только воздушным пространством. Мы сегодня видим и анализируем угрозы, которые связаны с использованием беспилотников в незаконных и преступных целях и в других средах, в частности, в акваториях. Это важная зона регулирования, с учетом того, что на сегодняшний день под охрану Росгвардии передан Крымский мост и его коммуникации. И необходимо выработать эффективный, надежный механизм, который позволит защитить его и другие важные объекты от преступных посягательств беспилотников не только в воздухе, но и в воде.

Мы хотели бы обсудить еще одну тему – это вопросы правового регулирования   беспилотного автотранспорта. Известны случаи, которые произошли пока не на территории Российской Федерации, первые примеры ДТП со смертельным исходом, произошедшие именно в результате работы  беспилотного автомобиля. Это было в шестнадцатом году в Америке. Электроника на одном из инновационных беспилотных седанов дала сбой и врезалась в тягач с прицепом, унеся за собой жизнь человека.

Эта проблема так же на наш взгляд требует законодательного урегулирования. Мы были бы признательны, если в ходе нашего обсуждения мы бы коснулись и еще одного важного вопроса – правового регулирования использования электросамокатов. Их число резко возрастает в нашей стране, а скоростной режим позволяет им развивать  скорость до 70-80 км в час. Это безусловно влечет за собой серьезную угрозу для безопасности жизни и здоровью граждан, тем более, что самокаты у нас не являются участниками дорожного движения и, соответственно, передвигаются вообще по пешеходной зоне. И то, что до сегодняшнего дня, я стучу по дереву, у нас еще никто не пострадал и не произошло летальных исходов в результате наезда  электросамоката, это еще слава Богу. Нам хотелось бы, чтобы законодательство, начало в этом направлении действовать, упреждать, не дожидаясь, пока этот самый гром грянет.

Это вопрос не только и не столько, конечно же, безопасности дорожного движения и охраны граждан, сколько вопрос общественной безопасности.

И завершая, хочу сказать, что специалисты подсчитали, что сегодня в мире каждые 14 секунд совершаются кибератаки. И в этой связи, угроза кибертерроризма с участием  беспилотников во всех сферах применения – это действительно  крайне серьезная опасность, которая свидетельствует о необходимости максимально оперативного принятия мер реагирования и изменения законодательства. И нам нужно создать тот щит, который действительно плотно и надежно защитит жизнь и безопасность наших граждан.

Коллеги, у меня на этом все, спасибо за внимание».